В один темный долгий зимний вечер раздался звонок. «Наташа, здравствуйте! – прозвучал в трубке мелодичный голос Софьи Полуниной, помощника художественного руководителя в Театре на Юго-Западе. – Извините, что так поздно беспокою, но знаете, тут возникла такая идея…»
Вот так и зафиксировалось в памяти «рождение» Первой Московской премии театральных блогеров. Собственно, сама идея как будто наливное яблоко давно зрела в воздухе. Оставалось только протянуть руку и положить яблочко на красивую тарелку.
Время сейчас движется с огромной скоростью, и вслед за ним всё в мире приводится в движение, и всё в мире меняется и меняется постоянно. Толстые журналы, длинные статьи, витиеватая стилистика речи уже почти что канули в Небытие (мне лично очень жаль!). Но на место, которое освободилось, обязательно приходит что-то другое. Маститых критиков сначала постепенно, а потом весьма динамично стали вытеснять люди, пишущие у себя в блогах и разных соцсетях, называть которых стали «театральные блогеры».
ТЕАТРАЛЬНЫЙ БЛОГЕР – ЭТО…
Что это за явление? Как к нему относиться?
Обобщенный ответ дать сложно. Как в любой бурной реке, в театрально-блогерской также присутствует и «пена дня», и щепки, и полиэтиленовые пакеты.
Удивительно, но факт, что настоящие театральные блогеры, таковыми себя не считают и не называют. Быть может это главный признак, по которому можно определить серьезность и «подлинность» критика-блогера, а отнюдь не пресловутые лайки, тыщи миллионов подписчиков и подписи себя капслоком на обложках –буков и -грамов.
Настоящий театральный блогер это плоть от плоти театра, мало отличимый от актеров, режиссеров, драматургов и остального театрального мира. Это друг, насмотренность и разнообразие опыта которого позволяет театру увидеть незамеченные ошибки с высоты количества просмотренных спектаклей. Театральный блогер не влюблен в театр, нет! Местами он может его даже ненавидеть от постоянной эмоциональной нагрузки на психику.
Иногда он капризен, груб в меру, но никогда не ванилен. Критике умеет придать необидную, но конструктивную форму, похвале – радость фейерверка. Глаз – как у снайпера, он размахивает пером, как мечом, и отстреливает рецензии, словно стрелы из лука. Порой слово его может быть острым как кинжал, а критика пронзает как шпага Д'Артаньяна.
Все театральные блогеры так или иначе, лично или понаслышке, знают друг друга, общаются в соцсетях, там же и ругаются, отстаивая эксклюзив на собственное мнение.
А СУДЬИ КТО?
Возвращаясь к Первой премии театральных блогеров, скажу, что жюри представляли настоящие эксперты, неподкупные, независимые, яркие, и очень разные. Блестяще владеющая словом журналист Наталья Ртищева (театральная колонка в газете «Московский комсомолец» не мешает называть её «блогером»). Харизматичный Вячеслав Герасимчук, известный по своим площадкам «Слово Славы». Имела честь познакомиться с остроумным Олегом Лапшиным, театральным журналистом из издания «МосквичMag». Модный многостаночник Влад Васюхин, который не страдая скромностью, называет себя «поэтом, драматургом, публицистом, телеведущим и etc».
В этой атомной компании оказалась и я, Наталья Анисимова, известная по нику Pamsik, руководитель сообщества московских блогеров «Москва Люблю» и театральный критик (не Латунский!, почти всегда хвалю). Очень жаль, что не удалось лично познакомиться со Станислав Соколов, он натуральный Мистер X, присутствует в театральном пространстве везде и всюду, но почти никто не знает, как он выглядит, а также повидаться с Евгения Нагапетян, тексты которой я очень любила читать в запрещенной соцсети на букву Фе.
О ПРЕМИИ ТЕАТРАЛЬНЫХ БЛОГЕРОВ
Лонг-лист Премии включает в себя 9 номинаций (каждая начинается со слова «лучший/лучшая») по 7 номинантов (имена, спектакли, театры).
В Шорт-листе в каждой номинации уже по 3 номинанта.
Имя любого номинанта можно было взять из Лонг-листа, из Шорт-листа и спорить о нём до хрипоты. Субъективизм как он есть, вопросы вкуса у разных людей могут быть различными. Земля вращается вокруг Солнца, Волга впадает в Каспийское море – с этим все ясно, не поспоришь. А как и по каким критериям определить какая роль у Игорь Гордин получилась круче – Бориса Годунова в «Борисе Годунове» в Театре Наций или профессора Преображенского в "Собачьем сердце" в МТЮЗе (он отмечен целых два раза в номинации «Лучшая мужская роль»)? Или какой театр лучший в сезоне – Вахтанговский или Российский академический Молодежный театр - РАМТ? Или Театр МТЮЗ? Или Театр Наций? Или всё-таки МХТ имени А.П. Чехова? А может Театр на Бронной?
Оцените сами
ШОРТ-ЛИСТ I МОСКОВСКОЙ ПРЕМИИ ТЕАТРАЛЬНЫХ БЛОГЕРОВ
«ЛУЧШИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ХУДОЖНИК»
- Анна Агафонова, Антон Трошин, спектакль «Ленинградские сказки», РАМТ
- Владислав Наставшев, спектакль «Повесть о Сонечке», Театр им. Евг. Вахтангова
- Мария Трегубова, спектакль «Обыкновенное чудо», Театр им. Евг. Вахтангова
«ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА»
- Ольга Лапшина, роль матери Шарля, спектакль «Мадам Бовари», ТА «Арт-Партнёр»
- Анастасия Светлова, роль Ольги Сергеевны, спектакль «Наташа», Театр Наций
- Мария Смольникова, роль Леди Макбет, спектакль «Макбет», Театр Наций
«ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА»
- Дмитрий Гурьянов, роль профессора Черных, спектакль «Слава. Молодость», Театр на Бронной
- Александр Девятьяров, роль Марка, спектакль «Наташа», Театр Наций
- Илья Шляга, роль доктора Борменталя, спектакль «Собачье сердце», МТЮЗ
«ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ»
- Евгения Крегжде, роль Марины Цветаевой, спектакль «Повесть о Сонечке», Театр им. Евг. Вахтангова
- Наталья Рычкова, роль Эммы Бовари, спектакль «Мадам Бовари», ТА «Арт-Партнёр»
- Мария Рыщенкова, роль Марии Заречных, спектакль «Мизантроп и я», РАМТ
«ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ»
- Сергей Волков, роль писателя, спектакль «Голод», МХТ им. Чехова
- Игорь Гордин, роль Бориса Годунова, спектакль «Борис Годунов», Театр Наций
- Андрей Максимов, роль Шарикова, спектакль «Собачье сердце», МТЮЗ
«ЛУЧШИЙ РЕЖИССЁР»
- Филипп Гуревич, спектакль «Ленинградские сказки», РАМТ
- Светлана Землякова, спектакль «Деревянные кони», Театр на Таганке
- Антон Фёдоров, спектакль «Собачье сердце», МТЮЗ
«ЛУЧШИЙ СПЕКТАКЛЬ МАЛОЙ ФОРМЫ»
- «Голод», режиссёр Елизавета Бондарь, МХТ им. Чехова
- «Мизантроп и я», режиссёр Екатерина Половцева, РАМТ
- «Наташа», режиссёр Светлана Землякова, Театр Наций
«ЛУЧШИЙ СПЕКТАКЛЬ БОЛЬШОЙ ФОРМЫ»
- «Борис Годунов», режиссёр Пётр Шерешевский, Театр Наций
- «Ленинградские сказки», режиссёр Филипп Гуревич, РАМТ
- «Собачье сердце», режиссёр Антон Фёдоров, МТЮЗ
«ЛУЧШИЙ ТЕАТР»
- МТЮЗ
- РАМТ
- Театр Наций
Борьба была настоящая!
Главной особенностью Премии, которая отличала её от других, стала искренность, которую все номинанты чувствовали и по которой так все соскучились. Ноль ангажированности и предсказуемости, когда спонсоры богаты, победители известны, и все в ожидании брызгов «вина кометы». Нет, значение имел каждый голос, потому как перевес всего в один голос, действительно, даровал кому-то победу, заставляя другого вздохнуть и «vela fatis dare» - покориться Судьбе.
ИНТРИГИ
Конечно были! Как же без них. Но об этом во второй части. Как говорится, не переключайтесь! Продолжение следует!
А сейчас благодарственная часть.
Вероника Вяткина и её Театральный Салон «Сцена 23» – стали генеральным партнерами I Московской Премии театральных блогеров.
PR-агентство "Три сестры" – это информационная поддержка и замечательные энергичные "сестры" Ольга Андрейкина, Светлана Бердичевская, Ксения Великина, и Эльвира Юсипова. Адвокатское бюро «Шевырёв и партнёры».
Ослепительная Софья Полунина - арт-директор премии и её коллеги и друзья из оргкомитета премии Олег Климов и Дарья Андреева.
Благодаря сногсшибательным Фёдору Воронцову (Театр Вахтангова) и Ксении Ефремовой (Театр на Юго-Западе), которые были ведущими церемонии (на безвозмездной основе!), все смеялись от души!
Театр «У Никитских ворот» - предоставил Старую сцену.
Театральному асу фотографу Евгений Люлюкину, а также Екатерине Евсюковой, Ольге Кузякиной и Анастасии Шнайдер спасибо за фотографии!