Найти в Дзене
Калинчев

Мир! Труд! Май!

Праздник весны и труда, он же Международный день солидарности трудящихся, он же День труда, он же День Интернационала и прочее, прочее, прочее - один из самых светлых праздников, который сегодня нами воспринимается как праздник мира и радости, замешан на крови и борьбе. Если отрешиться от древности и языческих традиций по встрече весны - обновлённой природы, что было как и в западной культуре (ритуалы в честь богини плодородия Майе (Майесты), так и в восточной, в том числе и славянской (чествование тоже богини плодородия - Живы), и обратиться к тому смыслу, который несёт Первомай в наши дни, то надо оглянуться на полтора века назад. Америка - именно там рабочие стали наиболее организованно бороться за свои права, улучшения условий труда.

Одним из лозунгов, организованных в разных городах США и Канады митингов и демонстраций в мае 1886 г. был: "Восемь часов на работу. Восемь часов на отдых. Восемь часов на то, что мы хотим!" К этому моменту накал классового противостояния рабочих и капиталистов достиг того предела, когда от агитации и переговоров переходят к действиям и открытой борьбе - войне. Именно это случилось в Чикаго, когда 4 мая во время разгона митинга кто-то кинул бомбу. В результате были жертвы как со стороны полиции и властей, так и демонстрантов. Несмотря на то, что реальных террористов так и не удалось установить, но власти особо не заморачивались, а выбрали из числа наиболее активных участников протестов козлов отпущения и демонстративно их казнили. В ответ на это спустя три года на Конгрессе Интернационала в Париже 1 мая был назван Днем международной солидарности трудящихся. И со следующего года покатились по всем странам демонстрации рабочих в этот день. Российская империя не отставала от прогрессивной Европы, так, впервые первомайская стачка была проведена в 1890-м году в Варшаве, на следующий год уже и рабочие Питера подали свой голос. Эти выступления называли "Маёвками". До революции 1917 г. они носили подпольный антигосударственный характер и частенько проводились где-то в пригородах подальше от полицейских глаз. С приходом же к власти большевиков этот праздник стал официальным: с парадами, демонстрациями, воздушными шарами и цветами из бумажной гофры... И чем дальше уходил он от своих революционных истоков, тем становился всё более миролюбивым и светлым, оставляя где-то на задворках истории свою серьёзность, сменив её на простую радость весеннего цветения.

ВКонтакте | ВКонтакте



Исаак Дунаевский - Марш из к/ф "Весна" (1947)