Общество изучения межпланетных сообщений: 100 лет назад

20 июня 1924 года любители науки и техники, последователи Константина Циолковского и просто мечтатели собрались, чтобы обсуждать, можно ли летать выше неба и как это делать. Первая публичная лекция Общества изучения межпланетных сообщений состоялась в Политехническом музее.

Основополагающим трудом для космической теории стала публикация в майском выпуске журнала «Научное обозрение» за 1903 год статьи учителя физики Константина Эдуардовича Циолковского «Исследование...

Учитель и ученик

Основополагающим трудом для космической теории стала публикация в майском выпуске журнала «Научное обозрение» за 1903 год статьи учителя физики Константина Эдуардовича Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В этой работе гениальный учёный привёл математические расчёты, разработал теорию реактивного движения, отметил важные требования к созданию ракетной техники и к системам, обеспечивающим жизнедеятельность космического экипажа — то есть фактически заложил основы космонавтики. Слишком смелое для учёного мира исследование встретило непонимание в научных кругах, но пробудило живой интерес к теме покорения космоса в массах.

Среди тех, кто с восторгом принял идеи Циолковского, изложенные в статье, был выпускник Рижского городского реального училища Фридрих Артурович Цандер. С этого момента юношу уже не покидает мечта о покорении космоса.

Константин Циолковский. Фридрих Цандер
Константин Циолковский. Фридрих Цандер

Помимо блестящей учёбы, Цандер мечтает о чём-то более глобальном, под впечатлением от работ Циолковского он заводит тетрадь «Космические (эфирные) корабли, которые обеспечат сообщение между звёздами. Движение в мировом пространстве». Туда он записывает все наблюдения и идеи, связанные с космической тематикой: как задействовать магнитное поле Земли для движения космического корабля или соединить Землю и Луну тросом («космический лифт»), возможность использования в качестве топлива отработавших частей самой ракеты.

В 1908 году Цандер публикует свою первую работу, посвящённую межпланетным путешествиям, рассматривая в ней вопросы жизнеобеспечения человека в космическом полёте.

В 1921 году молодой учёный представляет подробный доклад о проекте космических путешествий на конференции изобретателей, в 1922–1923 годах работает над проектом «аэроплана для вылета из земной атмосферы и двигателя к нему». В январе 1924 года подаёт заявку на спроектированный им самолёт-ракету в Комитет по изобретениям, но получает отказ: комиссия считает проект слишком фантастическим. Сталкиваясь с недоверием к космической науке, Цандер решает популяризировать её, а также найти единомышленников. С этой идеей он выступает на заседании Московского общества любителей астрономии.

Межпланетный корабль системы Ф.А. Цандера
Межпланетный корабль системы Ф.А. Цандера

В Московском обществе любителей астрономии выступали с докладами на тему космоса, но сама организация не включала в свои задачи исследование межпланетных путешествий. При этом интерес к космической теме и межзвёздным полётам рос, и пока он не угас, не потерялся, необходимо его поддерживать. Летом 1924 года Фридрих Цандер предлагает основать в Москве первое в мире Общество изучения межпланетных сообщений из небольшой секции при Академии воздушного флота имени Н.Е. Жуковского. В него вошли 25 человек, 23 из них — члены Академии.

Первое собрание

Первое официальное собрание Общества состоялось 20 июня 1924 года в небольшом зале астрономической обсерватории Московского отдела народного образования. Общество приняло Устав, в первом пункте которого было записано: «Задачей Общества изучения межпланетных сообщений является работа по осуществлению заатмосферных полётов с помощью реактивных аппаратов и других научно обоснованных средств».

Тут же избрали руководителей Общества: Ф.А. Цандер, М.Г. Лейтейзен, В.П. Каперский, М.А. Резунов, В.И. Чернов, М.Г. Серебренников и Г.М. Крамаров (последний стал председателем). И дружно постановили просить Константина Циолковского о научном руководстве. Забегая немного вперёд, скажем, что учёный не оставил эту просьбу без внимания: впоследствии активно переписывался с Обществом, интересовался успехами, давал советы, иногда высылал свои труды. Одно из сообщений Циолковского Обществу было таким: «Опыты с реактивными приборами очень полезны, с них должно начать. Но надо знать теоретические основы и ясно видеть, к чему стремимся и что можем получить. Реактивный автомобиль или пароход, известно, игрушка и не даст ещё вам ничего нового. Но и это небесполезно».

О космосе — до утра

После решения организационных вопросов участники Общества примерно раз в месяц выступали с докладами, участвовали в живых дискуссиях. Нередко дело доходило до горячих споров.

Часто участники Общества собирались небольшой группой в кабинете директора обсерватории, там они делились мечтами и планами о космических полётах, Цандер рассказывал про свои проекты межпланетных кораблей. Увлечённые беседой молодые люди не замечали, как проходит время, и расходились уже ночью.

В день великого противостояния Марса, 23 августа, обсерватория работала до утра — собравшиеся наблюдали редкое явление. Помещение смогло вместить только 500 человек, хотя желающих было намного больше.

Общество в Политехническом музее

С просьбой прочесть первую публичную лекцию о межпланетных полётах члены Общества обратились к Циолковскому, но он был болен. Тогда о том же попросили профессора Михаила Яковлевича Лапирова-Скобло. Он согласился выступить с лекцией «Межпланетные путешествия» в пятницу 30 мая в Большой аудитории Политехнического музея. В печати появились сообщения, что Общество будет заниматься разработкой проекта самолёта с реактивным двигателем и ракетой «для полёта вверх на 100 вёрст».

Основополагающим трудом для космической теории стала публикация в майском выпуске журнала «Научное обозрение» за 1903 год статьи учителя физики Константина Эдуардовича Циолковского «Исследование...-4

Желающих попасть на лекцию оказалось намного больше, чем могло вместить наше здание в то время.  «Администрация музея была вынуждена вызвать наряд милиции, чтобы удержать ломившуюся публику», — напишет на следующий день ответственный секретарь секции межпланетных сообщений Общества Морис Лейтейзен Константину Циолковскому.

Представленную литературу сразу раскупили, по рядам пускали записки для лектора. Особенно слушателей интересовали практичные вопросы: кто может обитать на других планетах, можно ли там жить и когда начнутся полёты в космос. Были и смельчаки, которые согласились участвовать в межпланетных экспедициях.

Лекция была живая и разнообразная. Лапиров-Скобло начал с идей о космосе, заложенных в фантастических произведениях, затем углубился в реальные научные мысли, расчёты и достижения. Он рассказал про проект реактивного воздухоплавательного аппарата с пороховым двигателем Николая Кибальчича, привёл тезисы и расчёты из научных работ Константина Циолковского, рассмотрел модели типов летающих аппаратов, уже разрабатываемых и возможных. Главной темой вечера стал призыв к строительству аппаратов, которые способны подниматься за пределы атмосферы, изучению реактивного движения и реактивных двигателей.

После лекции в Общество записались ещё около 200 человек, преимущественно студенты, служащие и рабочие до 40 лет.

Последние выступления прошли 31 октября и 2 ноября — и снова в Большой аудитории Политехнического музея. С докладами выступили ученик и продолжатель трудов Николая Егоровича Жуковского, профессор Военно-воздушной академии Владимир Петрович Ветчинкин и Валентин Иванович Чернов, один из создателей и член президиума Общества.

Опередившие время

Общество проделало немалую популяризаторскую работу, доклады и лекции были рассчитаны на людей, не связанных с наукой, оно дало опыт создания групп по изучению космоса и сплотило людей, увлечённых идеей космических полётов. Однако и Циолковский, и основатели Общества тогда понимали, что время межпланетных путешествий, как бы им ни хотелось, ещё не настало.

В 1925 году Общество распалось, но оставило после себя талантливых инженеров, учёных, конструкторов, изобретателей, многие из них связали свою жизнь с ракетной техникой и вопросами освоения космического пространства.