19,5K подписчиков

50 «спатьпорательных» вопросов, или Как выстроить доверительные отношения с подростком

В прошлом году мы запустили курс «Текст как инструмент» с челленджем «50 текстов за 50 дней». Те ученики, что приняли вызов и не пропустили ни дня, получили шанс опубликоваться в нашем блоге. Эта статья написана Светланой Колотиловой.

Я мама четверых детей. Три сыночка — Кирилл, 12 лет, Михаил, 9 лет, Николай, 10 месяцев, — и четырехлетняя дочка Катерина. Борьба за внимание идет по всем фронтам. Главный вопрос: как найти время для всех? Почитать перед сном — семейная традиция. Одно время я находила книги, которые слушали все. В какой-то момент старший сын перешел на свою литературу, но часто просил посидеть рядом — просто поговорить. И тут кое-что придумалось.

В прошлом году мы запустили курс «Текст как инструмент» с челленджем «50 текстов за 50 дней». Те ученики, что приняли вызов и не пропустили ни дня, получили шанс опубликоваться в нашем блоге.

Светлана Колотилова

Новый поворот

Прежде надо сказать, что я организую женские встречи с письменными практиками и психологическими играми. И это доступный каждому способ самопомощи. Впервые с практиками я познакомилась в книге «Дневник как путь к себе» Кэтлин Адамс. Списки, трамплины, сильные вопросы стали любимыми инструментами. История продолжилась на профессиональном обучении, где я научилась собирать сценарии для встреч с подобными практиками. Собственно, здесь они и пригодились.

В прошлом году мы запустили курс «Текст как инструмент» с челленджем «50 текстов за 50 дней». Те ученики, что приняли вызов и не пропустили ни дня, получили шанс опубликоваться в нашем блоге.-2

Кирилл Колотилов, мальчик 12 лет от роду, с которым я учусь выстраивать доверительные отношения. Фото — личный архив автора.

В очередной раз, когда Кирилл сетовал, что я читаю слишком детские книги, решила поиграть с ним перед сном в игру. Цель — качественно провести время и уделить внимание ребенку. Хотелось попробовать применить в семейной жизни полученные навыки и умения. Так родилась идея «спатьпорательных» вопросов.

Как я составляла вопросы

Много придумывала сама, какие-то вопросы перекочевали из консультаций с психологом — их я перекроила для подростка. С полки взяла несколько значимых для меня книг, так что они тоже поучаствовали в процессе.

В прошлом году мы запустили курс «Текст как инструмент» с челленджем «50 текстов за 50 дней». Те ученики, что приняли вызов и не пропустили ни дня, получили шанс опубликоваться в нашем блоге.-3

Книги — один из источников для вопросов. Фото — личный архив автора.

«Разблокируй спокойствие» — книга-дневник с прекрасными практиками про осознанность и умение наблюдать, проживать жизнь в моменте, а не витать в облаках. Я ее проходила сама, но часто закидывала идеи сыну, и он откликался. Поэтому она попала в список.

«Счастливый год» — это годовый план по внедрению привычек, которые помогут наполнить жизнь радостью. Читала, выполняла с большим удовольствием. Запомнилось резюме счастья, которое помогло осознать свой путь и достижения. Рассказываю об этой практике клиентам. Благодаря этой книге появился отдельный блокнот с аффирмациями. В нем я писала белой пастой на черном фоне. Когда составляла вопросы, сразу в голове всплыла эта книга. Как пройти мимо сокровища!

«Я не ОК и это ОК» — эту книгу Кириллу подарили. Он ее быстро прочитал, какие-то упражнения сделал, с какими-то пришел ко мне — и мы обсудили их вместе. Я решила, что повторенье — мать ученья, поэтому тоже взяла для работы.

Чтобы разбавить слишком серьезные вопросы, добавила легких, дурашливых тем. На креативность, на фантазию, с целью улыбнуться. Здесь источником стали мои наработки по текстам. Я люблю проходить разные литературные марафоны, коих сейчас проводится великое множество.

Еще один раздел вопросов — это краеведение и любимый Нижний Новгород. Мы вместе увлечены этой темой. Нравится узнавать предания старины глубокой, удивительные факты, обсуждать, представлять, как это было много столетий назад. Мы часто гуляем в Нижегородском Кремле, на Ярмарке, набережных — их у нас несколько. Поэтому, когда увидите вопросы, вы еще и познакомитесь с интересными фактами о городе. Приятный бонус.

В прошлом году мы запустили курс «Текст как инструмент» с челленджем «50 текстов за 50 дней». Те ученики, что приняли вызов и не пропустили ни дня, получили шанс опубликоваться в нашем блоге.-4

Книги и краеведение любим всей семьей. Фото — личный архив автора.

Переходим к делу

Вопросы составлены, пронумерованы. Что дальше? Я их красиво оформила и распечатала.

Теперь перед сном с Кириллом начинаем играть: он называет число, а я задаю вопрос под этим номером. Читаем, обсуждаем четыре штучки — и на боковую. Засыпается прекрасно, потому что мозгу приходится поработать и он настойчиво требует заслуженного отдыха. На пустые разговоры времени уже не остается. Я тоже иногда включаюсь. Средний сын, слушая нас, порой вставляет свои пять копеек. Папу все хотим привлечь, но он пока только наблюдает.

Про что эта история для меня?

Про качественное общение и близость. Даже 10-15 минут наполняют теплом. Как часто в суете будней мы отмахиваемся от вопросов детей. А тут я задаю их. Смена ролей.

Про секреты, которые есть и у мальчишек. Часто в разговоре всплывают другие темы. Сын открывается, рассказывает что-то из повседневной жизни, про школу и друзей. Учусь выстраивать доверительные отношения с ребенком.

Про красивую речь. С удивлением заметила, что Кирилл учится подбирать слова, чтобы донести ту или иную мысль. Выстраивает связный, доказательный текст. Приводит аргументы. Снизилось количество слов-паразитов в речи. Полезный навык.

Про быстротечность времени. Эти вопросы показали мне, как же быстро растут дети. Как важно запечатлеть такие моменты и запомнить.

В прошлом году мы запустили курс «Текст как инструмент» с челленджем «50 текстов за 50 дней». Те ученики, что приняли вызов и не пропустили ни дня, получили шанс опубликоваться в нашем блоге.-5

Вопросы отлично подойдут для фрирайтинга и помогут больше узнать о себе. Фото — личный архив автора.

А теперь поделюсь списком вопросов, чтобы вы тоже могли их использовать. Один из вариантов я описала выше.Также они отлично подходят для утренних страниц в роли трамплина: выбираете рандомно и пишете, все что приходит и льется на бумагу.

  1. Назови 5 вещей, которые сегодня принесли тебе радость. Опиши, что ты чувствовал.
  2. Можно ли включить/выключить счастье? Почему ты так думаешь?
  3. Расскажи про 10 любимых занятий с родителями.
  4. Вспомни одну из своих ошибок, которая не дает покоя. Чему она тебя научила? Давай подумаем, как ее можно отпустить.
  5. Кто из твоего окружения люди-«батарейки»? Как они тебя заряжают?
  6. Вспомни, кто был к тебе добр или кого ты любишь? За что бы ты мог поблагодарить этого человека?
  7. Какие три добрых дела ты запланируешь на завтра?
  8. Чему бы новому ты хотел научиться? Зачем?
  9. Какие в тебе есть суперсилы? Где ты можешь их применить?
  10. Какие важные перемены ты пережил в жизни? Какие новые возможности они для тебя открыли?
  11. О чем бы ты написал книгу? Как бы ее назвал?
  12. Озвучь три мысли, которые сейчас просятся наружу.
  13. Что делает твое тело здоровым? Каким полезным привычкам ты хотел бы следовать?
  14. Какими бы словами ты мог поддержать себя в моменты грусти или в сложных ситуациях?
  15. Чтобы могло пожелать/рассказать тебе твое левое ухо? Нос? Правая пятка? Обе руки?
  16. Что ты сейчас вдыхаешь, а что выдыхаешь? Выдохни неудачи дня, а вдохни что-то радостное и светлое. Попробуем?
  17. Какое твое самое яркое воспоминание из детства?
  18. Что тебе нравится считать? Что нельзя пересчитать?
  19. Представь на один день ты стал каким-нибудь цветом, животным, цветком, кем бы ты стал? Как бы прошел твой день?
  20. Как бы тебя называли в индейском племени? Я тот, который…
  21. Перескажи свой день наоборот, как в кино, точка отсчета — сейчас.
  22. Какой вкус у плача, шепота, радости?
  23. Если бы ты мог поменяться с кем-то местами из твоей семьи, друзей, людей в мире, кто бы это был и почему?
  24. Какие запахи существуют в твоей Вселенной?
  25. Придумай имена 5 вещам — одушевленным и неодушевленным — в твоем доме. Расскажи о них. Например, кактус Карл.
  26. Кому или чему сегодня ты бы мог сказать «спасибо»?
  27. Какое дело ты начал, но не закончил? Ты отпускаешь его или придумаешь план-завершение?
  28. Какой комплимент был самым лучшим в твоей жизни?
  29. Какие положительные качества друга ты хотел бы взять себе?
  30. Как бы ты мог порадовать окружающих?
  31. Какие чувства приятные, а какие неприятные, почему?
  32. Поиграем в mindcraft: что хочет создать (craft) твой разум (mind) прямо сейчас?
  33. Расскажи о себе с помощью трех существительных, трех прилагательных и трех глаголов.
  34. Ты смелый человек? Смелость — важное качество по жизни? Почему?
  35. Можно ли подружиться с гневом и сделать его своим союзником? Как и зачем?
  36. Когда ты плакал последний раз? Что думаешь по этому поводу?
  37. За что бы ты мог искренне извиниться прямо сейчас?
  38. Какие места, люди или события тебя вдохновляют?
  39. Используя первые буквы своего имени, расскажи о себе? Какой ты?
  40. Если бы ты завтра стал президентом страны, чтобы ты сделал?
  41. Расскажи, над чем ты сегодня посмеялся или что вызвало улыбку.
  42. Наш Нижегородский Кремль менял цвет несколько раз — был белым, красным, крыши — зелеными. Подумай, что изменилось в тебе за 12 лет твоей жизни? Если раскрасить разные года цветами, то какие бы краски ты взял?
  43. Высота Кремля уменьшилась в среднем на 4 метра: рвы засыпали после того, как крепость перестала быть оборонной. Чтобы ты хотел «засыпать» в своей жизни? Что уменьшить, но при этом не потерять ценность?
  44. Знал ли ты, что раньше через Кремль проезжали телеги, запряженные лошадьми, а позже — электрический трамвай? Как ты думаешь, почему в нашей жизни что-то уходит безвозвратно и не подлежит восстановлению?
  45. Стрелка — слияние двух рек. Красота необыкновенная. Что еще может «сливаться» вместе в нашей жизни и приносить радость?
  46. Улица Рождественская знаменита легендами с призраками. Например, зодчий-колдун, строитель Строгановской церкви, который обратился вороном и улетел. Веришь ли ты в призраков? Почему человека привлекает все таинственное и мистическое?
  47. В Нижнем Новгороде два радиусных дома. Вогнутые, без прямых углов. Пофантазируем, чтобы могли посоветовать эти здания, будучи уникальными и не такими как все? Как жить, когда вокруг тебя нет тебе подобных?
  48. Где в Нижнем Новгороде твое любимое место и почему? Какое событие связано с этим местом?
  49. Жители Нижнего Новгорода получили прозвище водохлебов из-за традиций чаепития, которые зародились на Ярмарке в XIX веке. Какие прозвища были в твоей жизни, с чем или с кем они связаны?
  50. Храм Александра Невского не имеет традиционного фундамента. Он стоит на плоту из бревен расположенных крестообразно. Вспомни, свои неординарные решения, выходящие за рамки привычных?

Что же из этого следует?

Следует жить. Конечно, мы не каждый вечер уединяемся, но время, проведенное вместе, сблизило нас с сыном, позволило мне взглянуть на него другими глазами. Желаю и вам приятных совместных минут и открытий. Загадайте прямо сейчас число от 1 до 50 и посмотрите, что выпало вам! И вечером непременно предложите ребенку новую игру.

Кстати, некоторые вопросы мы «открыли» по нескольку раз, а до некоторых еще не дошли. Есть вопросы, на которые повторно отвечать не имеет смысла. Чувствую, скоро придется готовить новый список — версию 2.0.

Скоро — второй поток курса «Текст как инструмент». Оставляйте почту на странице курса, чтобы первыми узнать о запуске и получить самую большую скидку.

Обложка поста: личный архив автора

The post 50 «спатьпорательных» вопросов, или Как выстроить доверительные отношения с подростком appeared first on Папамамам — МИФ.