Братьев наших меньших (бегающих, летающих, плавающих и т. д.) у нас всегда любят. Самих по себе и как способ что-то символическое через них показать.
Не зря в русском роке установилась традиция называть группы с намеком на этот животный символизм: у Майка Науменко – «Зоопарк», у Петра Мамонова – «Звуки му», у Сергея Чигракова – «Чиж & Co», у девчонок из Питера – «Колибри», у Бориса Гребенщикова – «Аквариум»…
Так вот об аквариумах мы сегодня и вспомним. В кино их в разные годы и в различных странах показывали немало. Тема-то благодатная:
- с одной стороны, красивые рыбки выглядят колоритно и эффектно, а потому украшают кадры;
- с другой стороны, забота о них положительно характеризует героя – их хозяина;
- с третьей стороны, этот подводный мир в миниатюре помогает оттенить суетный мир людей.
Мол, вот персонажи бегают, какими-то делами занимаются, производят «целый каскад действий» (в терминах «Уральских пельменей») – но посмотрите, как в противовес этой «суете сует» (в терминах Библии) спокойно и величественно плавают рыбки…
Так было, к примеру, в замечательной советской комедии Аллы Суриковой «Ищите женщину» 1982 г.
Там в нотариальной конторе мэтра Роше что только ни происходило. И сотрудники друг над другом измывались. И неожиданные покойники обнаруживались и потом сами собой пропадали. И происходили разные гонки с препятствиями, причем в не самом большом помещении. И одну героиню даже начали было душить.
А рыбки плавали себе в аквариуме спокойно. И персонажи время от времени подходили к их мирку, чтоб полюбоваться, успокоиться.
Впрочем, некоторые возле аквариума занимались махинациями. Вот как клерк месье Робер де Шаранс, который, словно бы прикрываясь этими милыми бессловесными созданиями, пытался интриговать с женой мэтра – мадам Кларой Роше.
В итоге прямо в водоросли прилетел… самый настоящий пистолет. Причем в момент, когда он максимально нужен был героям снаружи аквариума. Видите ли, помощник инспектора Максимэн старался обезвредить преступника, а тот сам его обезвредил, выбив оружие из рук.
Впрочем, потом всё закончилось благополучно. Преступника арестовали, полицейские наверняка заработали повышение по службе, а секретарша Алиса Постик прямо рядом с аквариумом сама себе сделала предложение от имени инспектора, который оказался ее другом юности. Мол, «при хорошей женщине и мужчина может стать человеком».
Или вот в голливудском кино Фрэнсиса Форда Копполы «Бойцовая рыбка» 1983 г. герои в зоомагазине философствовали о жизни, глядя на рыбок, да не простых, но бойцовых. И персонаж Микки Рурка рассказал, до какого неистовства способны доходить эти прекрасные подводные обитатели, когда ведут борьбу друг с другом.
Разумеется, при этом проводилась аналогия с самими героями, которые были крутыми парнями и дерзко отвоевывали себе место под солнцем: один возглавлял небольшую, в пределах своего городка, но активную молодежную банду; другой числился в бывших «королях» этого города.
При таком статусном раскладе, как несложно догадаться, героям было с кем воевать.
Вот такой он, подводный мир. Казалось бы, столь красивый, но столь сложный, многозначный и порой беспощадный.
Борьбу же за человеко- и рыбо-любие показали в замечательном советском кино Анатолия Эфроса и Георгия Натансона «Шумный день» 1960 г. Там одна из обитательниц коммуналки, где жила большая семья с соседями, была, как бы сказали сегодня, шмоточницей: постоянно скупала новые вещи.
Причем это были не просто какие-нибудь небольшие одеяния либо обувь, а крупная мебель, которая загромождала и так скромную площадь коммуналки.
В противоречие с нею вступил озорной, бесшабашный старшеклассник в исполнении Олега Табакова. Это именно у него был небольшой домик для рыбок.
Заметьте, как просто, но тонко противопоставили два мира:
- громоздкая, ненужная мебель-хлам
и
- живые рыбки.
В какой-то момент ссоры шмоточница взяла и… выбросила рыбок в окно. Лично мне неловко смотреть эту сцену, хотя я прекрасно понимаю, что по-настоящему рыбки на съемочной площадке остались невредимы.
Герой Табакова был бесконечно несчастлив. С криком «они ведь живые!!» парень выскочил на улицу. Но, конечно, рыбок уже было не спасти. Тогда он в сердцах кинулся крушить завалы из мебели-хлама в квартире.
Впрочем, фильм был светлый. В итоге все персонажи между собой разобрались, с вещизмом покончили, а герою Табакова подарили новых рыбок.
Много аквариумов, конечно же, в разное время было и в анимации.
Так, в очень любопытном ироничном, отчасти даже философском, но, увы, малоизвестном советском мультике Алексея Караева «Кот в колпаке» 1984 г. почти весь сюжет крутился как раз вокруг рыбы в ее жилище.
Точнее, главные действующие лица там были братик с сестренкой, которые скучали дома без мамы. И вдруг к ним в гости пришел говорящий кот – волшебник, с которым они начали играть.
Жительница же аквариума периодически троллила демонстрировала скептичные реакции на их игры и на магию кота. Она была настроена о-очень критично. На самом деле ей просто хотелось поплавать в тишине и одиночестве, вот она и пыталась испортить их игры.
Дело закончилось тем, что ребята всё перевернули вверх дном, но потом послушались мудрого кота: «Продолжаем играть – начинаем убирать».
Итак, давайте переходить к тесту. В каждом вопросе выбирайте по одному варианту ответа.
Дорогие читатели, называйте ваши примеры фильмов и мультфильмов, где в кадр попадали аквариумы!
П. п. с. А на близкие темы:
- читайте Дзен-статьи «Курьезные неожиданности во время (под)водных съемок советского кино: 7 примеров», плюс «1-я женщина-водолаз в СССР, сыгравшая за Вертинскую под водой в "Человеке-амфибии"»;
- смотрите видео с потрясающими рыбами, нерпами и другими обитателями самого большого океанариума в Европе – Москвариума на ВДНХ;
- отгадывайте тесты, где надо назвать фильм или мультфильм по подводным сценам, а еще по рыбам и даже по водным процедурам.
#кино #телевидение #тест #тесты #культура #викторины #советское_кино