Как происходит развитие памяти у детей и какие игры помогут научить ребенка лучше запоминать информацию – советы и рекомендации от Рычковой Надежды Владимировны — дефектолога-логопеда с 18-ти летним опытом работы.
Что такое память?
Память – это высшая психическая функция, наряду с мышлением, восприятием, пониманием, которая отвечает за накопление, сохранение и извлечение, использование ранее полученной информации.
Важно отметить, что память – это функция нервных клеток. Память лежит в основе центральной нервной системы, поэтому память формируют многие клеточные и молекулярные процессы. Подробнее о процессах, происходящих в нашем мозге читайте в статье.
Какие основные факторы влияют на развитие памяти у детей?
Ключевым условием развития памяти у детей является переход информации из кратковременной памяти в долговременную.
Для этого необходимы некоторые условия:
- эмоциональный фактор
- фактор внимания
- факторы новизны
- эффект суммации или “повторение – мать-учения”
- здоровый сон
При наличии хотя бы одного фактора процесс запоминания будет происходить легче и тогда любой человек сможет запомнить даже пустяковую информацию, которая перейдет в разряд долговременной и будет храниться в ней долгое время.
Влияет ли возраст на развитие памяти? Есть ли возрастные особенности в развитии памяти у детей?
Да, возрастные особенности в развитии памяти у детей, безусловно, существуют. Узнайте тут.
Какие признаки могут указывать на проблемы с памятью у ребенка?
Существует ряд признаков, которые могут свидетельствовать о проблемах с памятью у ребенка. Они, как правило, ярко выражены и заметны:
- Нарушения поведения и сложности в общении.
- Трудности с восприятием информации на слух.
- Забывчивость.
- Трудности с запоминанием инструкций и порядка действий.
- Небрежность в выполнении заданий.
- Бессвязная речь.
В целом у окружающих ребенка может создаться впечатление “бестолкового” ребенка. Но обратите внимание, возможно, причина в том, что ребенок действительно не может удерживать в памяти информацию. Дабы убедиться и поставить диагноз, надо обратиться к специалисту, чтобы выявить первопричину такого поведения ребенка. Причин может быть много, но один из вариантов – это гипомнезия - нарушение запоминания.
Какие упражнения или игры Вы бы порекомендовали для тренировки памяти у детей?
Для тренировки зрительной или слуховой памяти у дошкольников можно использовать упражнения и игры, основанные на принципах работы логопедов и дефектологов.
Норма количества информации, которую ребенок должен запоминать:
Зрительная память: возраст ребенка + 2. Например, если ребенку 3 года, то он должен запоминать последовательность из 5 картинок.
Слуховая память: возраст ребенка - 1. Например, ребенок 3-х лет должен воспроизвести и повторить 2 слова.
Если ребенок запоминает такое количество информации относительно своего возраста, тогда все в норме, можно увеличивать для него число запоминаемых слов или картинок. Примеры игр на развитие зрительной и слуховой памяти вашего ребенка вы найдете в полной статье.
А также вы узнаете, чем взрослая память отличается от детской и как можно улучшить память во взрослом возрасте.