Найти тему

Развитие памяти у детей

Как происходит развитие памяти у детей и какие игры помогут научить ребенка лучше запоминать информацию – советы и рекомендации от Рычковой Надежды Владимировны — дефектолога-логопеда с 18-ти летним опытом работы.

Что такое память?

Память – это высшая психическая функция, наряду с мышлением, восприятием, пониманием, которая отвечает за накопление, сохранение и извлечение, использование ранее полученной информации.

Важно отметить, что память – это функция нервных клеток. Память лежит в основе центральной нервной системы, поэтому память формируют многие клеточные и молекулярные процессы. Подробнее о процессах, происходящих в нашем мозге читайте в статье.

Какие основные факторы влияют на развитие памяти у детей?

Ключевым условием развития памяти у детей является переход информации из кратковременной памяти в долговременную.

Для этого необходимы некоторые условия:

  • эмоциональный фактор
  • фактор внимания
  • факторы новизны
  • эффект суммации или “повторение – мать-учения”
  • здоровый сон

При наличии хотя бы одного фактора процесс запоминания будет происходить легче и тогда любой человек сможет запомнить даже пустяковую информацию, которая перейдет в разряд долговременной и будет храниться в ней долгое время.

Влияет ли возраст на развитие памяти? Есть ли возрастные особенности в развитии памяти у детей?

Да, возрастные особенности в развитии памяти у детей, безусловно, существуют. Узнайте тут.

Какие признаки могут указывать на проблемы с памятью у ребенка?

Существует ряд признаков, которые могут свидетельствовать о проблемах с памятью у ребенка. Они, как правило, ярко выражены и заметны:

  • Нарушения поведения и сложности в общении.
  • Трудности с восприятием информации на слух.
  • Забывчивость.
  • Трудности с запоминанием инструкций и порядка действий.
  • Небрежность в выполнении заданий.
  • Бессвязная речь.

В целом у окружающих ребенка может создаться впечатление “бестолкового” ребенка. Но обратите внимание, возможно, причина в том, что ребенок действительно не может удерживать в памяти информацию. Дабы убедиться и поставить диагноз, надо обратиться к специалисту, чтобы выявить первопричину такого поведения ребенка. Причин может быть много, но один из вариантов – это гипомнезия - нарушение запоминания.

Какие упражнения или игры Вы бы порекомендовали для тренировки памяти у детей?

Для тренировки зрительной или слуховой памяти у дошкольников можно использовать упражнения и игры, основанные на принципах работы логопедов и дефектологов.

Норма количества информации, которую ребенок должен запоминать:

Зрительная память: возраст ребенка + 2. Например, если ребенку 3 года, то он должен запоминать последовательность из 5 картинок.

Слуховая память: возраст ребенка - 1. Например, ребенок 3-х лет должен воспроизвести и повторить 2 слова.

Если ребенок запоминает такое количество информации относительно своего возраста, тогда все в норме, можно увеличивать для него число запоминаемых слов или картинок. Примеры игр на развитие зрительной и слуховой памяти вашего ребенка вы найдете в полной статье.

А также вы узнаете, чем взрослая память отличается от детской и как можно улучшить память во взрослом возрасте.