Одна из цитат древнеримского поэта Ювенала: "Редкая птица на земле подобна черному лебедю". Если попросить кого-нибудь представить себе лебедя, то, скорее всего, в его воображении возникнет образ красивой белоснежной птицы. Мало кто представит лебедя другого цвета. Более того, до XVII века считалось, что они бывают исключительно белые. Но позднее голландские исследователи обнаружили в Западной Австралии целую популяцию черных лебедей.
В общем, к чему все это: наши знания ограничены, и есть вещи, о которых мы не можем знать заранее и предсказать их. "Черными лебедями" стали называть случайности, которые мы не можем предугадать, но которые оказывают на нас сильное влияние: теракты, финансовые кризисы, войны и другие масштабные события. Как пример "Черного лебедя" можно привести атаку на башни-близнецы 9 сентября 2001 года. Никто не мог предположить, что в самом центре Нью-Йорка возможен теракт такого масштаба — это было практически нереально. Вот вам классический черный лебедь.
Нассим Николас Талеб стал автором метафоры "Черного лебедя". Он же вывел понятие Антихрупости. Антихрупость — состояние системы, при котором она улучшает свои показатели и процветает в ответ на хаос, стресс, потрясения, нестабильность.
Любой человек, которого выбивают неудачи, любой проект, который лежит в руинах, как только сталкивается с сложными обстоятельствами, любой бизнес, который не в силах преодолеть какой-нибудь очередной "скачок курса" или появление "черного лебедя", обладает чрезмерной хрупкостью. С каждым разом "собираться" из осколков становится все труднее, а начинать заново — проблематичнее.
Антихрупость в последние годы стала чуть ли не основным качеством предпринимателей России. Чуть ли не каждый год мы сталкиваемся с новыми "Черными лебедями", Ковид-19, СВО, Санкции и т.п. В кризис особенно значимыми для бизнеса становятся такие свойства, как инновативность, многовариантное планирование и бережное отношение к ресурсам. Последние два года показали, что они актуальны не только в условиях пандемии, но и в условиях турбоРеальности, то есть прошли испытание уже двумя кризисами. Так как современный этап бизнес-реальности во многих концепциях описывается как перманентный кризис, на первый план выходит не умение строить прогнозы и планы, а способность чувствовать происходящее, адаптироваться к изменениям и искать пути развития в условиях неопределенности.
Зачастую антихрупкость – это не врожденная, а приобретенная способность бизнесов, в основе которой лежит изменение предпринимательского мышления и управленческого подхода.
Как вы оцениваете себя? За последние 4-5 лет вы приобрели антихрупкость? И в чем она выражается для вас? 💡📈