Найти тему
Дарья Марми

Курсовая – не мучение, зачем она вообще и почему нужно писать «мы»: о курсовой работе через призму личного опыта

Оглавление

На некоторых направлениях нужно писать только диплом, а на моём мы каждый год пишем курсовую. В идеале все четыре года ты работаешь над одной темой и с каждым разом углубляешься в неё всё больше, чтобы при написании выпускной квалификационной работы просто немного дополнить свои предыдущие исследования.

На первом курсе я ещё не понимала, для чего вообще этим заниматься, и потому долго не могла определиться не то что с темой, но даже и со сферой исследования. Однако в конце первого семестра нужно было срочно выбрать научного руководителя из списка, который нам отправили. В той же таблице было указано по несколько тем, относящихся к каждому из них. Время поджимало, и руководствуясь тем, что я недавно вышла из периода подготовки к ЕГЭ по литературе, выбрала понравившееся название «Чтение как досуг и идеология в советское время». Тогда я рассматривала роль чтения на ранних этапах формирования Советского Союза и динамику чтения в периоды расцвета и распада СССР.

В то время я ещё не умела грамотно распоряжаться своим временем, затянула со сроками, и мне пришлось в срочном порядке дописывать свою работу. Обидно стало, когда в процессе изучения необходимой литературы, я поняла, что мне очень интересно, и можно было бы много чего рассказать, но время уже поджимало. Тогда я решила, что в следующий начну заниматься этим намного раньше. Но, конечно, по закону студенческого жанра этого не случилось.

На втором курсе мне уже не хотелось работать над этой темой, мне нравилась литература, но я хотела больше уйти в тему писательства, однако, идей, как сделать это грамотно совсем не было, и я заинтересовалась совершенно другой сферой, больше связанной с творчеством, чего я и желала, а также с моим направлением.

Моё второе исследование получило название «Паблик-арт в городском пространстве: арт-объекты как форма коммуникации». В нём я дала характеристику городского пространства XXI века, определила характерные черты паблик-арта и проследила историю его развития, а также охарактеризовала арт-объекты Екатеринбурга и их восприятие горожанами. Над второй курсовой я работала с большим интересом, и моя научная руководительница в рецензии написала даже, что я выбрала нестандартный ракурс анализа, систематизируя теории классиков урбанистики, выработала оригинальную концепцию исследования, которую применила к анализу конкретных арт-объектов, ранее не становившихся объектами академического интереса.

И несмотря на то, что мне нравилась тема второй курсовой работы, мне не нравились направления, в которых мы могли бы развернуться для дальнейшего исследования. Тогда стало понятным, что нужно выбирать то, чем я буду заниматься и для диплома, ведь на моём направлении выпускная квалификационная работа подразумевает не только текст, но и проект, который желательно осуществить. Конечно, трудиться над третьей курсовой я начала ещё раньше, чем над предыдущими двумя, и в одном из своих постов даже об этом упоминала, переплетая тему с писательством.

Тогда я лишь плавала где-то в гастрономической сфере между фестивалями еды и их организацией, но активно погрузившись в работу в марте этого года, повернула немного в другую сторону и избрала своей темой «Пикник как феномен социально-культурной деятельности». Именно в это своё исследование я влюбилась больше всего и, очень активно работая над ним, 13 мая уже сдала работу на проверку. На следующей неделе будет защита, а я уже вдохновлена тем, чтобы заниматься углублением в тему для диплома. Однако, и тут не без проблем, так как есть, где развернуться. Поэтому очень хочется за летние каникулы точно определиться с направлением, по которому поведу своё исследование.

Но мой опыт – не всё, чем я хотела бы сегодня поделиться. Конечно, за это время я что-то осознала и к чему-то пришла. Курсовые работы везде пишут по-разному, но мне кажется, что инсайты, вынесенные мной, будут полезными для многих.

Курсовая – не мучение.

На самом деле в курсовой/дипломной работе нет ничего страшного. Главное в этом деле – выбрать тему, которая тебе нравится и соответствует интересам научного руководителя.

Над курсовой работаю я, а везде нужно писать «мы», это не справедливо.

На самом деле очень даже справедливо. На первом курсе я тоже этого не понимала, на втором было всё ещё трудно с этим мириться, и только в начале третьего курса ко мне пришло осознание того, что научный руководитель так же неимоверно вкладывает свои психологические, физические и интеллектуальные ресурсы в эту работу, как и ты сам. Почему? Потому что ты не смог бы написать такой огромный текст без какого-то куратора, который имеет больший опыт в научных исследованиях, чем ты. Если бы его не было, твоё исследование не было бы качественным и вообще бы не получилось, ведь научный руководитель во многом тебе помогает:

  • подсказывает с обзором литературы, который есть в его багаже знаний;
  • подталкивает в нужном направлении, чтобы ты не сбился с намеченного пути, и в разговорах, например о пикниках в целом, не увлёкся разнообразием блюд, подходящих для этого события;
  • редактирует твой текст, выявляя все виды ошибок, рекомендуя варианты, которыми можно заменить проблемные места.

И приведённые выше действия лишь малая часть того, что демонстрирует огромный вклад научного руководителя в твоё исследование, и поэтому написать короткое «мы» совсем не сложно и очень даже справедливо.

Зачем писать курсовую, если уже всё в этом мире исследовано?

Ничего подобного. Действительно, к сегодняшнему дню уже многое в этом мире изучено, но это намного меньший процент от того, что ещё НЕ изучено. И курсовая работа это не просто обзор, переписывание и анализ чужих мыслей, это то, что может стать новым открытием. О скольких только работах выпускников я слышала, в которых поднимались темы, не пользовавшиеся до этого академическим интересом, либо же те, которые в синтезе давали новые предметы исследования.

Всё, что написано и изучено до этого дня является не просто индивидуальной или групповой работой, являющейся первой в какой-то конкретной сфере, но и важнейшим инструментом для помощи в дальнейших исследованиях. Всё старое спокойно может стать двигателем для нового, и поэтому написание курсовой работы – хорошее и полезное дело как для научного сообщества, так и для самого человека, который ей занимается, ведь в процессе написания он обретает много навыков и повышает свои интеллектуальные способности, с которыми волен распоряжаться в дальнейшем по своему желанию, решив закончить с этой деятельностью после выпуска из университета или продолжить развитие в этой сфере.