Найти тему
Мир глазами историка

Интересные книги юбиляров: музыканты "Машины времени" о себе и о других

Коллаж автора из фото в свободном доступе
Коллаж автора из фото в свободном доступе

В этой статье будет продолжен разговор об одной из старейших рок-групп "Машина времени", который был начат в предыдущих публикациях:

Но в этот раз внимания больше будет уделено не перипетиям их песенного творчества, а мыслям нескольких участников, изложенных в прозе на тему "Ты помнишь, как всё начиналось... ". К концу 1980-х — началу 1990-х наступило время, когда можно уже было писать историю рок-группы. В 1989 году "Машина" вполне официально отмечала своё 20-летие. Их песни уже рассматривались как классика русского рока. Правильней было бы советского, но в СССР его вроде бы официально до начала 1980-х и не было. Как официально как бы и не было и многого другого.

Концерт на 20-летие рок-группы "Машина времени" на стадионе "Лужники", май 1989. Коллаж автора из фото на странице "Группа" Машина времени" в соцсети "ВКонтакте"
Концерт на 20-летие рок-группы "Машина времени" на стадионе "Лужники", май 1989. Коллаж автора из фото на странице "Группа" Машина времени" в соцсети "ВКонтакте"

Мемуары пишут, чтобы оправдать себя, рок-музыканты здесь не исключение. Книга воспоминаний Андрея Макаревича была оаубликована первой из мемуарного творчества "машинистов" в 1991 году и называлась довольно странно, как будто название придумали наспех — "Всё очень просто. Рассказики". Кстати, те, кто в теме, наверняка вспомнят откуда первые 3 слова в названии. Повествование в ней начинается с того самого ключевого момента, когда автор мемуаров, он же телеповар, он же художник то ли авангардного, то ли карикатурного направления, он же бессменный участник рок-группы "Машина времени" услышал песни ливерпульского квартета "The Beatles".

По настоящему все началось, когда я услышал Битлов. Я вернулся из школы в тот момент, когда отец переписывал «Hard day`s night», взятый у соседа, на маленький магнитофон «Филипс». Какие-то отрывки Битлов я слышал и раньше, где-то в гостях. Крохотный кусочек их концерта (секунд пять) звучал по телевидению, демонстрируя тем самым, как низко пала буржуазная культура. В классе по рукам ходила фотка Битлов, несколько раз переснятая, затертая и потрескавшаяся, как старая икона, и уже было невозможно понять, кто на ней кто, но магия от нее исходила.
Макаревич А. В. "Всё очень просто. Рассказики"

Эту версию косвенно подтвердил в одной из своих книг "Во всём виноваты "Битлз" недолгий барабанщик и гораздо более долгий — целых 10 лет, концертно-гастрольный звукорежиссёр "Машины времени" Максим Капитановский.

В 1980-х сценическе костюмы рок-группы "Машина времени" напоминали о ностальгии о ливерпульской четвёрке. Коллаж автора из фото в свободном доступе
В 1980-х сценическе костюмы рок-группы "Машина времени" напоминали о ностальгии о ливерпульской четвёрке. Коллаж автора из фото в свободном доступе

Кстати, к отполированной истории рок-группы в книге Андрея Макаревича свой комментарий дал, наверное, лучший клавишник и аранжировщиков рок-группы за всю её историю Пётр Подгородецкий. И сделал это он тоже в мемуарах под несколько провокационным заголовком "Машина" с евреями", которые были опубликованы в 2007 году. В самом начале своего повествования Подгородецкий П. И. выложил версию, что раньше Макаревича А. В. книгу о "Машине времени" задумал написать друг Петра Подгородецкого писатель, журналист, редактор и даже политик (но это уже позднее) Алексей Богомолов. Богомолов А. А. пригласил в соавторы бывшего барабанщика и действующего звукорежиссёра рок-группы Максима Капитановского. А потом, по мнению Подгородецкого, они совершили стратегическую ошибку и дали на ознакомление Андрею Макаревичу план-проспект будущей книги. Макаревич А. В. всё одобрил и даже попросил себе экземпляр и, пока Богомолов А. А. и Капитановский М. В. собирали и обрабатывали материал, Андрей Вадимович быстро написал и издал свою книгу "Всё очень просто. Рассказики".

Алексеич и Макс в утешение получили по экземпляру с автографом автора. Читая книжку, они с удивлением обнаруживали целый ряд параллелей с тем, что было придумано ими и изложено в плане. Не думаю, что Макаревич злостный плагиатор, но то, что идеи Макса и Алексеича довлели над ним в период работы,  — это точно.
 (Подгородецкий П. И. "Машина" с евреями")
Обложка книги Петра Подгородецкого "Машина" с евреями" (2007). Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки
Обложка книги Петра Подгородецкого "Машина" с евреями" (2007). Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки

Если бы не совершенно скандальная репутация Петра Ивановича, можно было бы его версию принять как наиболее правдивую. В 1999 году он был уволен из рок-группы, как утверждают во многих публикациях в Сми, по коллективному решению всех его коллег. По крайней мере одно можно сказать точно: никакого пиетета ни к Андрею Макаревичу, ни к своему пребыванию в "Машине времени" Подгородецкий П. И. не испытывает, хотя и тепло отзывается о том времени своей жизни и творчества именно в группе "Машина времени".

На фото слева направо Александр Кутиков, Максим Капитановский, Сергей Кавагоэ и Андрей Макаревич. Фото с сайта "Дом под горой"
На фото слева направо Александр Кутиков, Максим Капитановский, Сергей Кавагоэ и Андрей Макаревич. Фото с сайта "Дом под горой"

Под конец своего пребывания в рок-группе "Машина времени" Капитановский М. В. всё-таки закончил написание и опубликовал в 1994 году книгу воспоминаний "Всё очень непросто". Название как бы в пику названию мемуаров Андрея Макаревича. Но Андрей Вадимович сочинил предисловие к книге Максима Владимировича, даже не предисловие, а скорее аннотацию. Читатели могут оценить, насколько справедлив был Подгородецкий П. И., когда высказал мнение, что своим предисловием Макаревич А. В. для книги Капитановского М. В. сделал всё "...чтобы она «не пошла», но достоинств ей это не убавило".

У Макса масса разнообразных достоинств. Одно из них — он великолепный рассказчик. Согласитесь, редко бывает, когда в компании просят: «Макс, расскажи про то-то и то-то»,  — отлично зная саму историю, но не в силах побороть искушение послушать её ещё раз.
Я понимаю, конечно, что рассказ рассказанный и рассказ, изложенный на бумаге,  — совершенно разные вещи. Но мне кажется, что Максовы истории могут свободно жить и в той, и в другой ипостаси. Не надо ждать от этой книги протокольного изложения событий. И если автор то и дело приподнимается над тусклым уровнем бытовой действительности — он имеет право на этот полёт.
Сильная всё-таки вещь —литература.

Все три книги мемуаров написаны с изрядной долей иронии, у Макаревича больше сглаживания острых углов, особенно в описании ухода из группы разных музыкантов. Но его труд и опубликован раньше других, ещё в самое смутное время апогея Перестройки, но в то же время апогея официальной славы "Машины времени", последовавшей за славой подпольной. И, кстати, на что был намёк выше: название книги приводит в словам одной из старых песен рок-группы, известной либо под тем же названием "Всё очень просто", либо "Ты или я".

Все очень просто: сказки — обман.
Солнечный остров скрылся в туман.
Замков воздушных не носит земля.
Кто-то ошибся — ты или я.
Все очень просто: нет гор золотых.
Падают звезды в руки других.
Нет райской птицы среди воронья.
Кто-то ошибся — ты или я.

Мемуары пишутся, чтобы себя оправдать и, если повезёт, ещё и заработать на этом. Но всё же мемуары читать стоит, если автор слукавит в фактах, то свой характер, своё мировоззрение он вряд ли сможет скрыть от читателей. Тем более интересно читать их, зная как разошлись пути тх авторов уже в наше время.

Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.