Дефицит кадров подкрался незаметно. В России рекордно низкая безработица 2,6%. Вроде бы стоит радоваться. Все пристроены, у всех есть работа и деньги. Но нет. Такая статистика говорит о том, что нам катастрофически не хватает рабочих рук. Какие именно специалисты сейчас востребованы? Что Москва делает для устранения дефицита кадров? И почему не нужно идти учиться на экономиста и журналиста? Как бы это странно ни звучало из моих уст.
Картина на рынке труда неожиданная. Теперь это рынок не работодателей, а наемных сотрудников. Вакансий так много, что люди активно переходят с места на место. Причем не только за хорошей зарплатой, но и ради повышения личного комфорта. Чтобы и к дому поближе, и начальник хороший, и офис приличный.
Правда, картинка в разных сферах отличается. Где-то работников нет от слова «совсем», а где-то как было, так и осталось - незаменимых нет. Но главная тенденция такая: белых воротничков на рынке сильно больше, чем нужно, а вот синих - не хватает. И этот перекос будет только усугубляться. Как подсчитали в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, через 10 лет рынку труда будет не хватать свыше трёх с половиной миллионов выпускников колледжей и училищ. То есть представителей рабочих профессий. А вот выпускников ВУЗов наоборот, будет переизбыток - на 2,7 миллиона человек.
Вот самые яркие примеры. В сфере политологии на 1 вакансию будет претендовать 7 выпускников. Кроме того, серьёзно поработать локтями на рынке труда придётся будущим экспертам по стандартизации, метрологии, автоматике и телемеханике, работникам природообустройства и водопользования, а также представителям сферы ПиАр, рекламы и СМИ.
При этом часть выпускников вузов, конечно, будет востребована. Среди них - айтишники (особенно в сфере информационной безопасности), специалисты по системам вооружения и нанотехнологиям, разработке лекарственных препаратов, а также архитекторы. Спрос на представителей этих профессий огромный, как и зарплаты у них.
Тем не менее, абитуриенты продолжают толпами идти в вузы на уже не актуальные для экономики специальности. И это во многом объяснимо. Последние несколько десятилетий высшее образование считалось пропуском в жизнь. Мол, выучишься на юриста или экономиста – и устроишься на тепленькое местечко в банк. А пойдешь в ПТУ, будешь с раннего утра вкалывать на заводе за жалкие 20 тысяч рублей. Сейчас ситуация кардинально меняется.
По данным SuperJob, в Москве в топе самых оплачиваемых вакансий сейчас фрезеровщик, токарь-универсал и автослесарь. Им предлагают зарплаты в районе 200 тысяч рублей в месяц. И чтобы получать эти деньги, высшее образование не нужно – только среднее специальное.
Согласитесь, такие зарплаты - довольно неплохой аргумент в пользу того, чтобы пересмотреть стереотипы о ПТУшниках. Если этого недостаточно,то вот вам ещё парочка.
Для тех, кто выбирает сегодня между профильным, среднепрофильным и высшим образованием, да, есть очень понятные аргументы в пользу среднего профильного. Во-первых, это длительность обучения на программах колледжа и ПТУ, специальность ты можешь получить за буквально два-три года обучения, в высшем же образовании ты на это тратишь от четырех до шести лет. Второе - практикоориентированность в целом образования, сами работодатели оплачивают, обеспечивают целевое обучение своим будущим сотрудникам. И те, кто выбирает профильное специальное образование, могут быть уверены, что им гарантируется рабочее место по окончании учебного заведения. Вот это второй такой важный аргумент.
Кстати, тренд на рост интереса к рабочим специальностям наблюдается во всем мире. Американский The Wall Street Journal недавно опубликовал исследование, что труд на заводах в США перестал восприниматься как «непрестижный». Там уже не конвейер, а новые технологии. Например, Тесла.
В Москве новые тенденции тоже уловили. Число поступивших на программы среднего профессионального образования в столице с каждым годом растет. Если в 2022 году в городские колледжи поступило 22 000 человек, то в этом году - будет уже порядка 40 000 первокурсников.
А чтобы изменить восприятие школьников, реализуют профориентационные программы. Например, в столице появился специализированный центр – «Профессии будущего». Там у старшеклассников есть возможность максимально погрузиться в тему - от общего знакомства с актуальными сейчас профессиями до персональных консультаций с карьерными специалистами. При этом в колледжах многие специальности пользуются повышенным спросом. Например, «Аддитивные технологии», «Эксплуатация беспилотных авиационных систем», «Производство летательных аппаратов», «Операторы станков с программным управлением». В прошлом году конкурс на эти направления составлял в среднем восемь человек на место. Причем во время обучения студент может освоить несколько специальностей, а после окончания колледжа ему практически гарантировано рабочее место. В числе партнеров у образовательных учреждений – несколько сотен крупных столичных компаний. Многие из них хантят перспективные кадры чуть ли не на первом курсе.
Давайте подытожим. Как сейчас модно говорить, профессиональный трек у каждого может быть любой. И журналисты с экономистами бывают разные. И токари-фрезеровщики друг от друга тоже отличаются. Кто-то делает свою работу лучше, а кто-то – хуже. Кто-то получает меньше, а кто-то – в разы больше. Главное отличие нынешней ситуации от той, что была 20 – 30 лет назад - один раз отучиться и профессионально пригодиться уже не получится. Учиться теперь придется постоянно. По крайней мере, если хотите получать за свою работу хорошие деньги.