«Лучший вариант для обучения незрячего ребенка был, есть и будет школа-интернат».
«Особый взгляд» запустил проект «100 вопросов незрячему человеку». В его рамках незрячие люди отвечают на вопросы людей без нарушения зрения — даже на те, которые могут показаться странными или банальными.
Присылайте свои вопросы по адресу: editor@specialview.org.
Екатерина, незрячая
«Отдать, конечно, можно. Только перед этим для ребенка нужно подобрать тьютора, чтобы профессиональный человек помогал ему усваивать школьный материал. В обычном классе никто не будет повторять информацию только незрячему ребенку.
Самостоятельно он ее записать сможет только на диктофон, так как Брайлю в обычных школах не учат. Домашнюю или классную работу ребенка учитель тоже не сможет проверить, так как он не обучен шрифту Брайля.
Не стоит надеяться на то, что одноклассники будут помогать ребенку передвигаться по школе, ходить с ним в столовую и начитывать с учебника информацию. Это исключение из правил.
О состоянии психики ребенка и качестве образования после такого обучения я судить не берусь. Зачастую родители, когда решают отдать незрячего ребенка в обычную школу, думают не о ребенке, а о своих эгоистических потребностях (доказать всем, что их ребенок такой же как и все, что у него нет инвалидности и прочее).
Как вариант — школы с инклюзивными классами. Подчеркиваю, с классами! То есть это должна быть группа незрячих и слабовидящих детей, обучающихся отдельно, но в той же школе с детьми без нарушения зрения. В таких школах есть подготовленные учителя, да и дети будут учиться в привычной им среде. А для установления коммуникации будет достаточно выйти на перемене в коридор или принять участие в школьных мероприятиях.
Лучший вариант для обучения незрячего ребенка был, есть и будет школа-интернат. Рекомендую родителям незрячих малышей перед тем, как задумываться о школе (а лучше — с самого рождения), обратиться в Центр ранней интервенции (Москва), где им подробно разъяснят, научат и покажут, как вообще обращаться с незрячим ребенком, как его учить, где ему будет лучше всего учиться и прочее.
Незрячий ребенок – это невероятная ответственность. Поэтому родителям прежде всего нужно поработать над собой, посетить психолога, тифлопедагога, а потом уже принимать решение, где будет учиться их ребенок».
Анастасия, незрячая
«Наверное, почти каждый родитель незрячего ребенка рано или поздно встает перед выбором, в какое учебное заведение отдать ребенка. Специализированная школа или обычная?
Могу сказать, что отдать незрячего ребенка в массовое учебное заведение, конечно, можно. Сейчас активно развивается инклюзивное образование в рамках обычных школ. В этом есть плюс: ребенок учится взаимодействовать с детьми без нарушения зрения. Это немного другой опыт, очень важный для будущей жизни в социуме.
Однако лучше, на мой взгляд, выбирать специализированную школу для слепых детей. Там ребенок в полной мере сможет обучиться чтению и письму по шрифту Брайля, будет более равномерно развиваться в плане учебных и социально-бытовых навыков, чем в обычной школе, потому что в учебном заведении для слепых к ребятам находят особый подход.
Помимо общеобразовательных, в такой школе занимают важное место коррекционные предметы: ориентировка в пространстве, где ребенка учат ходить с тростью, СБО (социально-бытовая ориентировка), где учат стирать, гладить, складывать вещи и т. д. Есть также развитие представления о предмете в начальной школе, где ребятам объясняют, как выглядят те или иные предметы, доступные или недоступные для осязания в повседневной жизни.
У ученика школы для слепых детей складывается более полная картина мировосприятия, ребенок становится самостоятельнее и чувствует себя увереннее и спокойнее в стенах школы, где среда адаптирована для него, где его точно не собьют несущиеся по лестницам дети.
Важно заметить, что классы в таких школах маленькие, 5-12 человек, что способствует лучшему пониманию и усвоению учебного материала.
Адаптированная среда крайне важна для детей с нарушением зрения, которые делают первые шаги в большую жизнь».