Найти тему
BEST-Valery

Поездка на Сахалин (5/8). Сивучи в Невельске и маяк Лопатина

13.06.2024

День на сегодня был распланирован поездкой к маяку Лопатина и, по возможности, увидеть сивучей.

Как обычно, завтрак в отеле. Прошу прощения, что много омлетов - мое излюбленное блюдо на завтрак, но как видно по фото - дополнение к омлетам всегда разное.

Приехали в Авто прокат Сервис, который находится по адресу Южно-Сахалинск, ул. Ленина, д. 441А. Замечено, что у всех прокатных компаний в Южно-Сахалинске есть перечень направлений куда модно и куда нельзя ездить в виде списка либо отражено на географической карте. На месте я сообщила, что мы едем к маяку Лопатина. На что мне сказали, что после дождя туда сложно добраться, дорога размыта. Одним словом, мы немного испугались и предупредили, что до маяка доехать попытаемся, но если будет откровенное бездорожье, то не поедем. Сами понимаем, что на седане (единственный свободны на тот момент автомобиль в этой компании) это затруднительно, а расставаться с залоговой суммой на починку авто желания не было.

Условия проезда по Сахалину в Авто прокат Сервис (Южно-Сахалинск, ул. Ленина, д. 441А)
Условия проезда по Сахалину в Авто прокат Сервис (Южно-Сахалинск, ул. Ленина, д. 441А)

Итак, нам вручили Toyota Corolla Axio 2015 года с правым рулем. Седан как седан, ничего особенного, кроме как правый руль, что для меня немного необычно (мой автомобиль в Москве леворульный). Но, уже покатавшись несколько дней назад на праворульной машине, я не вспомнила какого-то дискомфорта. Опять же, все мы разные, у меня и стаж вождения более 10 лет и адаптируюсь к, почти, любому авто очень быстро.

Первый пункт нашего назначения было село Горнозаводск. Не спрашивайте зачем и что там смотреть, но мы поехали в Горнозаводск. Отмечу лишь, что во время РСФСР Горнозаводск был одним из центров угольной промышленности на Сахалине. Километров 10 от Невельска до Горнозаводска дорога пролегаем вдоль Татарского пролива разных оттенков синего цвета.

Дорога к маяку оказалась не такая и страшная, как нас пугали в автопрокате. По фото ниже видно, что часть пути мы проехали на авто (первый снимок), а когда уже было явное бездорожье (да и стоял бетонный ограничитель) мы оставили машину (возле кладбища) и около 500 метров прошли пешком по полю.

Маяк Лопатина (координаты 46.598637, 141.813271) построен в 1918 году японцами и тогда назывался маяк Кенуси. После возвращения южного Сахалина в 1945 году мыс Кенуси мисаки был переименован в мыс Лопатина, следом в 1948 году последовало переименование маяка. Наименование дано в честь Иннокентия Александровича Лопатина - выдающегося русского горного инженера, доказавшего промышленное значение угольных месторождений южного Сахалина. Маяк установлен на высоте 50 метров над уровнем моря, а расстояние от маяка до береговой черты 750 метров.

Маяк представляет собой 8-гранную пирамидальную бетонную башню высотой 12,55 метра, на которой установлено фонарное сооружение. Высота маяка всего 17,40 метра. Этот маяк действует и в настоящее время. Внутри маяка, как и полагается, винтовая лестница и вертикальная труба по центру, которая предназначена для перемещения подвешенного на тросе свинцового груза, при помощи которого осуществляется вращение светооптического аппарата, которое создает проблесковый маячный огонь. Сейчас, конечно же, используется электричество.

Подойти и попасть в маяку невозможно, так как это действующий маяк и территория возле него охраняемая.

Маяк Лопатина, Невельский городской округ, с. Лопатина, Сахалин
Маяк Лопатина, Невельский городской округ, с. Лопатина, Сахалин

Татарский пролив соединяет Японское и Охотское моря и является наиболее холодной частью акватории Японского моря.

Происхождение названия объясняется тем, что термин "татары" в X-XVIII веках использовался во многих европейских языках по отношению не только к одному из многочисленных тюркоязычных народов - татарскому, но и к большинству других тюркских народов Евразии, проживавших ранее и проживающих ныне на территориях восточнее и западнее Урала вплоть до Камчатки и Сахалина.

Название было дано - в изначальном виде как залив Тартарии, что сохранилось, например, в английском языке (англ. Strait of Tartary) - французским мореплавателем Лаперузом, во времена которого был широко распространён географический концепт Тартарии как грандиозной мифологической страны, охватывающей всю Северную Азию. В Японии пролив назван в честь японского первооткрывателя пролива и исследователя Сахалина Мамия Риндзо. (Источник Wikipedia).

Посмотрите какой красивый цвет воды в разных частях пролива.

Татарский пролив. Вид вблизи маяка Лопатина в селе Лопатино, Сахалин
Татарский пролив. Вид вблизи маяка Лопатина в селе Лопатино, Сахалин

Насладившись красотой Татарского пролива направились в Невельск. По моему плану следовал небольшой перекус в кафе "На лайте" и, затем, возвращение в Южно-Сахалинск. Где посмотреть сивучей - мы так и не нашли, ту самую пристань, о которой нам говорили, тоже не увидели.

Рекреационный парк. Невельск, Сахалин
Рекреационный парк. Невельск, Сахалин

Погуляв по Рекреационному парку в Невельске на смотровой площадке увидели бинокли. Заглянули. А там... сивучи! Много сивучей!

Пошли искать как бы к ним подобраться поближе. Зашли в близстоящее кафе "На лайте" (координаты 46.665634, 141.856702) для выяснения у местных как бы нам увидеть сивучей поближе. Как оказалось в этом самом кафе можно оплатить поездку на лодке до пирса с сивучами! Сказано - сделано. Стоимость за 1 человека на июнь 2024 составила 1200 руб. Нам вручили подобие билета с символикой кафе, а также проинструктировали куда ехать.

Прибыли к точке отправления лодок до лежбища с сивучами (координаты 46.658333, 141.854981). Буквально за 2 минуты до нашего прихода отбыла лодка с 3 пассажирами. Время поездки составляет около 20 минут. Поэтому мы были вынуждены ожидать возвращения. Также лодка отправляется только с 3 пассажирами, не меньше. Ну, то есть, если вы 1 или вас 2, то можете подождать возвращения лодки (что мы и сделали), а к тому времени могут подойти еще желающие прокатиться и вас уже точно белее 3-х. Или же, можно доплатить за недостающих пассажиров сумму. Это уже, на ваше усмотрение.

На последнем фото ниже сможете найти контактные данные для уточнения информации и возможного бронирования поездки к сивучам.

Вот оно - лежбище сивучей (координаты 46.662838, 141.846895 ). Как нам сказали - месяц назад (то есть в начале мая) их было в 2 раза больше. Просто не представляю как они все здесь размещались, если и на текущий момент (начало июня) их уже много. Но, пройдет еще немного времени и к началу июля их почти не останется, так как для сивучей будет слишком жарко и они переместятся в другое, более прохладное, место.

Сивуч является крупнейшим представителем семейства ушастых тюленей, а также известен как северный морской лев Стеллара. Ареал их обитания - от Курильских островов до центральной Калифорнии. Половозрелые самцы достигают размера до 350 см., а массы от 500 до 1000 кг., в то время как самки мельче и длинна их тела достигает 260 см., а масса - до 350 кг.

На текущий момент сивучи не стоят под угрозой вымирания, но, тем не менее, являются охраняемым видом и в 2016 году занесены Красную книгу в категории EN A1b - опасность исчезновения в недалёком будущем.

Звуки сивучей нужно слышать - это многоголосье рыка не останавливается ни на минуту. Очутившись со стороны, куда дует ветер, кроме рыка мы ощутили амбре. Все увиденное и прочувствованное никакими словами не передать.

Лежбище сивучей. Татарский пролив, Невельский городской округ, Сахалин
Лежбище сивучей. Татарский пролив, Невельский городской округ, Сахалин

Поездка к сивучам завершилась. 20 минут пролетели как 5. Насыщенность эмоциями и наступившая 2-я половина дня дала о себе знать, словно рык сивуча, в нижней части желудка.

Вернулись в Невельск в кафе "На лайте". И снаружи и внутри кафе вполне прилично для небольшого Невельска с численностью населения чуть больше 10 тыс.чел. Меню разнообразно.

Мой выбор пал на уху по Невельски (как позже я выяснила - это был в чистом виде хемультан - корейский суп из морепродуктов), а мой спутник заказал ребрышки. Единственное, что меня смутило - это объем супа - 1 литр! Но, это ведь суп - много жидкости. Заказываем!

Уху мне принесли в большой глубокой чугунной тарелке с пылу с жару. Мне показалось, что в пути до столика она еще готовилась, жидкость булькала. Содержимое супа - краб, креветки, морские гребешки, мидии, кальмары, палтус, осьминог. Все это я выложила в отдельную емкость, дабы остывало, чтобы не обжигаться.

Все было очень вкусно и быстро приготовлено. Если вы читаете эту статью и планируете поездку в Невельск - кафе "На лайте" вам обязательно нужно посетить!

Насытившись во всех смыслах этого слова мы довольные удачей поездки к сивучам направились обратно в Южно-Сахалинск.

По пути заметили интересный домик с огромным количеством плюшевых мишек (координаты 46.704205, 141.938394). Как рассказала подруга из Южно-Сахалинска - этот домик существует уже лет 10. Домик находится просто на трассе, никуда съезжать не нужно.

Красивые поля с желтыми цветами.

Сахалин
Сахалин

Сегодня мы сдаем авто, так как на завтра (14 июня) таки подтвердилась поездка на маяк Анива! Ура! Вспоминая опыт заправки несколько дней назад мы были готовы или снова искать АЗС или стоять в очереди.

Роснефть при въезде в Южно-Сахалинск. Ничего не сливают, но явная очередь. Ну что ж - встаем в очередь. Очередь слева от нас двигалась быстрее. Мы решили провернуть трюк - подъехать к колонке задом (если честно, я так делала ни раз в остальной России и без проблем заливали). Какая бы на АЗС разница как ты подъедешь к колонке, если умеешь так водить. Довольные своей смекалкой встали задом к колонке.

Не тут то было. Молодой человек из соседней очереди (где мы и стояли) сказал, что так нас не заправят. О, боги! Благо, наше место в прошлой очередь еще ни кем не занято. Мы развернулись и вновь встали на свое прежнее место. На АЗС мы пробыли минут 30.

В целости и сохранности сдали авто и поехали ужинать в ресторан Nihon Mitai (Южно-Сахалинск, пр-кт Победы, д 28В). Nihon Mitai в переводе с японского означает что-то вроде "похоже на японское, но не японское". В Nihon Mitai мы пытались попасть ранее, и попали, но нас усадили за общие столы. В этот же раз мы забронировали кабинку. По большому счету, нахождение за общим столом, наверно, ни чуть не хуже, но можно прочувствовать японский антуаж.

Заказала китайское сливовое вино. Хотелось японское, но его не оказалось, а китайское подавали исключительно двойной порцией за раз. Но вино мне понравилось - слегка алкогольный, но освежающий компот. Правда после того как выпила градус, все же, дал о себе знать. Фаланги крабов были сочные, вкусные - просто язык проглотить. Рамен на вид страшноват, так как какого-то несимпатичного цвета, но на вкус... сначала я думала "ну, съем морепродукты", но я съела его полностью.

Вся еда и напитки были вкусными. Могу рекомендовать заведение к посещению.

После плотного ужина мы решили прогуляться до отеля. Рядом с рестораном расположилась римско-католическая церковь святого Иакова единственный католический храм на Сахалине, открыт в 2001 году. Архитектура сооружения лаконична и строга, выполнена в традиционном стиле католических костелов. В 2013 году в церкви установили орган. С тех пор для прихожан и всех желающих регулярно устраивают концерты. У церкви есть свой официальный сайт с актуальной афишей служб и концертов.

Путь в отель пролегал, уже по обычаю, через просторный парк им. Гагарина.

Наконец завтра наступит день, когда одна из моих мечт сбудется - я увижу маяк Анива!

<- часть 4

часть 6 ->