Добрый день, дорогие читатели!
Сегодня у нас с вами долгожданная премьера в Театре Наций - спектакль "Отцы и дети", поставленный Семёном Серзиным на Основной сцене театра. Именно этой премьерой театр закрывает сезон. Не имела чести быть знакомой с творчеством этого молодого режиссёра, но его фильмы "Человек из Подольска" и "Похожий человек" уже заслужили признание у поклонников кино. На днях и мне посчастливилось посетить один из моих любимых театров и познакомиться с Семёном Серзиным - режиссёром и Семёном Серзиным - актёром.
В очередь с Сергеем Волковым Семён Серзин играет главную роль - Евгения Базарова.
С творчеством Сергея Волкова я познакомилась на спектакле Король Лир в Театре Вахтангова. Он прекрасно играл роль Эдмонда. А сейчас вышел новый спектакль "Дамасобачка" в МХТ имени Чехова, где он играет главную роль.
Евгений Миронов как всегда собирает под крышей своего Театра очень талантливых и востребованных актёров отечественного театра и кино.
В постановке принимают участие:
- Сергей Волков / Семён Серзин в роли Евгения Базарова.
- Ирина Старшенбаум / Ольга Лерман в роли Анны Сергеевны Одинцовой.
- Геннадий Блинов в роли Аркадия Кирсанова.
- Виталий Коваленко в роли Павла Кирсанова.
- Владимир Майзингер / Пётр Семак в роли Николая Кирсанова.
- Отец Базарова - Борис Каморзин.
- Мать Базарова - Ольга Лапшина.
- Фенечка - Александра Бортич.
- Ситников- Илья Борисов.
- Катя - Алена Долголенко.
- Кукшина - Юлия Башорина.
- Мальчик - Андрей Титченко.
Темы непонимания отцов и детей, их многочисленных конфликтов проходят красной линией сквозь века. Абсолютно непохожее мировосприятие, разные жизненные принципы, моральные и нравственные ценности делают отношения двух поколений очень сложными, а порой и трагичными. Но наблюдать за этим любопытно и поучительно. Вдруг что-нибудь мудрое и для себя вынесешь? А может вечные конфликты отцов и детей и двигают жизнь, заставляют развиваться, меняться и идти вперёд?
Режиссёр перенёс действие романа Ивана Сергеевича Тургенева во времена перестройки. Вероятно, он увидел сходство идей нигилиста Евгения Базарова с мировоззрением панков, которые появились у нас в стране в 80-е годы прошлого века.
У меня засохла кишка
У меня опустела башка
Я закрючил свои мозги
Я торчу от дурной тоски
Я руками залез в го*но
Я сломаю свое окно
Я хочу умереть молодым
Я устал выгонять себя вон
Я устал слушать траурный звон
Я устал сторожить кресты
Я устал получать пи*ды
Я рыдаю от ваших речей
Я желаю стать стаей грачей
Я хочу умереть молодым
(Егор Летов, панк-группа "Гражданская оборона", 1987 год)
Эта песня из репертуара Егора Летова (1964 - 2008) стала практически лейтмотивом спектакля и по ходу действия звучит несколько раз. Я думаю, в зале среди зрителей найдутся единицы, кто знаком с творчеством этой панк-группы эпохи перестройки. Она не была так "раскручена", как, например, Виктор Цой. И неожиданно, что Семён Серзин, родившийся в 1987 году, вынес из творчества Егора Летова что-то близкое для себя.
Семён Серзин:
Речь идет не о том, что отцы и дети столкнулись лбами, решая вопросы мироустройства. Важно, что и те и другие оказались перед лицом неотвратимых глобальных перемен. Вот только каждый в меру своего жизненного опыта, или его отсутствия, видит будущее по-разному.
Мне кажется, это очень любопытно: посмотреть, как поведут себя разные поколения одной семьи, оказавшись перед выбором дальнейшего жизненного пути!
Нас встречает довольно мрачная атмосфера, декорации практически отсутствуют. Есть только лестница, уходящая в небеса. Наверно, символизирует переход к новой эпохе, новому периоду истории.
На сцену врываются двое молодых людей и начинают рассуждать о КРИЗИСЕ в искусстве.
Евгений Базаров - высокий, статный светловолосый молодой человек в чёрном кожаном пальто, в темных очочках, с бородкой и курительной трубкой.
Семену Серзину, по моему мнению, очень подошёл этот образ. Он легко вжился в него.
Аркадий Кирсанов (Геннадий Блинов) - добродушный, веселый приятель Базарова, который полностью растворился в своем друге и соглашается со всеми его идеями. Они нигилисты. Прибыли из Ленинграда. Играют на электрогитарах и уважают панк-рок.
Нигилизм - философия, которая ставит под сомнение (в своей крайней форме - абсолютно отрицает) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры или фундаментальные понятия, такие как объективная истина, знание, мораль и смысл жизни.
Евгений Базаров:
Мы должны все уничтожить, очистить.
— Однако позвольте, — заговорил Николай Петрович. — Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете... Да ведь надобно же и строить.
— Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить.
Вот с этими идеями друзья и врываются в тихую, размеренную жизнь семьи Кирсановых. Вносят сумбур и нарушают привычный жизненный уклад. Встреча происходит в привокзальном ресторане, на стенах которого расположены портреты Маркса, Энгельса, Ленина. Дядя Аркадия Павел Петрович (Виталий Коваленко), импозантный мужчина сорока с лишним лет в рыжем кожаном пиджаке и поигрывающий на аккордеоне, не может смириться со взглядами молодых людей. Он возмущён и обескуражен. Начинаются споры, возникает недопонимание. Старшее поколение ничего не хочет менять и перестраивать и не понимает, как можно жить, не имея авторитетов и идеалов. Павел Петрович твердо уверен, что идеи нигилистов никогда не примет русский народ.
Павел Петрович:
Вы воображаете себя передовыми людьми, а вам только в калмыцкой кибитке сидеть! Сила! Да вспомните, наконец, господа сильные, что вас всего четыре человека с половиною, а тех — миллионы, которые не позволят вам попирать ногами свои священнейшие верования, которые раздавят вас!
— Коли раздавят, туда и дорога, — промолвил Базаров. — Только бабушка еще надвое сказала. Нас не так мало, как вы полагаете.
Семён Серзин не обращает наше внимание на то, чем живут старшие Кирсановы, как зарабатывают на жизнь. Да это и неважно. Важно, что их все устраивает, а молодых - НЕТ!
Появляются Фенечка (Александра Бортич) и отец Аркадия - Николай Кирсанов (Владимир Майзингер), которые в спорах не участвуют и заняты своим новорожденным ребёнком.
Нигилисты отрицают все, даже любовь, считая отношения мужчины и женщины лишь обычной физиологической потребностью. Но судьба преподносит сюрприз. Евгений и Аркадий знакомятся с сёстрами Одинцовыми: Анной и Екатериной.
Великолепная Анна Сергеевна Одинцова (Ирина Старшенбаум) - красавица с идеальной фигурой смогла-таки зацепить Евгения и влюбить его в себя, разрушив тем самым все его принципы. Сама при этом осталась холодной и равнодушной. В сцене признания Евгения в любви мы видим уже совершенно другого "нового" человека: неуверенного, ранимого, трепетного. Даже костюмчик сменил. Как же он боится получить отказ. Куда же подевался тот бесшабашный, отвязный, бесчувственный сухарь, которого мы созерцали в начале спектакля?
Настоящею причиной всей этой "новизны" было чувство, внушенное Базарову Одинцовой, — чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циническою бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нем происходило. Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни. "Нравится тебе женщина, — говаривал он, — старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась".
Конечно, любовная линия показалась несколько сокращённой, я бы даже сказала, скомканной, но рамки небольшого спектакля все-таки ограничены.
На сцене несколько раз появляется мальчик в исполнении Андрея Титченко. Он играет маленького Женечку Базарова. Режиссер погружает нас в воспоминания о раннем детстве главного героя.
По ходу действия мы знакомимся и с родителями Евгения. Роли отца и матери Базарова великолепно исполнили Борис Каморзин и Ольга Лапшина. Очень горько наблюдать, как родители отдают всю свою любовь единственному чаду, а он, считая их существование жалким и ничтожным, только иногда может снизойти до них и почтить своим присутствием. Даже Аркадий обескуражен поведением друга. Он-то любит свою родню. Ему и у родителей друга тепло и уютно.
— Ты прав, — подхватил Базаров. — Я хотел сказать, что они вот, мои родители то есть, заняты и не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит... а я... я чувствую только скуку да злость.
Евгений:
Ты думаешь, что ты любишь людей, а я точно знаю, что я их ненавижу.
Евгений очень критично относится и к себе. Базаров старший считает своего сына великим врачом, преклоняется перед ним. А Евгений, умирая, произносит душещипательный монолог, обращаясь к Анне Сергеевне:
— Меня вы забудете, — начал он опять, — мертвый живому не товарищ. Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет... Это чепуха; но не разуверяйте старика. Чем бы дитя ни тешилось... вы знаете. И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать... Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?
Я считаю, что в эмоциональной и чувственной сфере спектакль очень сильный. Он затрагивает такие струны человеческой души, что мурашки бегут по телу.
Но вопросов остается все равно много.
Зачем мы перенеслись в эпоху перестройки? Ведь ни старшее поколение Базаровых и Кирсановых не собирается ничего перестраивать, но и молодые хотят только разрушать, не создавая ничего взамен. О политике в спектакле вообще не сказано ни слова. Зачем Аркадий Кирсанов в какой-то момент стал мальчиком Банананом из "Ассы" и учит Катю пользоваться коммуникативной трубой? Почему в эпоху перестройки происходит настоящая дуэль на пистолетах между Базаровым и Павлом Петровичем? Зачем Николай Петрович цитирует знаменитый монолог из "Евгения Онегина": "Любите самого себя..."? Может этим он высказывает свое мнение о том, что не надо ни во что вмешиваться и нужно жить только для себя?
Вообще я люблю, когда режиссёры не разжевывают все зрителю, а оставляют место для размышлений. Есть, над чем подумать.
В целом спектакль мне понравился. Все актёры большие профессионалы. Дарят массу положительных эмоций. А режиссёр на то и режиссёр, чтобы экспериментировать, творить, пытаться обыграть старые классические произведения и подарить нам, зрителям, новые ощущения и новые эмоции. Спасибо им за это! И новых творческих удач!
А вам, дорогие читатели, приятного просмотра!
Предлагаю вам посмотреть видео с поклонами с этого спектакля:
P.S. Мои впечатления о других спектаклях уже доступны по ссылкам:
От Метели до Выстрела. О спектакле "Повести Пушкина" в Театре им. Вахтангова
Пациент скорее мёртв, чем жив: о спектакле "Саша, привет!" в Театре Наций
Допрыгались, голубчики? О спектакле "Прыг-скок, обвалился потолок" в Театре Наций