Прослушав текст песни Леннона, Ринго сказал "Ну, хватит, Джон!".
Отношения между участниками группы Битлз и во время ее существования и, в большей степени, после распада, всегда интересовали поклонников и исследователей творчества группы. Сложно сказать, кто из них был прав. а кто нет. Кто-то склонялся к точки зрения Маккартни и поддерживал его. Другая часть - поддерживала Леннона, виня во всем Маккартни. Больше других из этой "тройки" положительных отзывов получал Харрисон. Его все жалели, как несправедливы были к его таланту Джон и Пол, да примкнувший к ним Джордж Мартин. Но был еще один Битл....
Ринго Старр всегда был известен как самая симпатичная личность из четырех "Битлз". Честно говоря, даже сразу и не вспомню, чтобы кто-то говорил, что Ринго был виновен в распаде группы или в каких-то закулисных войнах. Впрочем все они могли найти общий язык, когда хотели. Но Старр был единственным, с кем можно было договориться, и он был рад играть со своими друзьями, даже если знал, что его не впишут в авторы песен, к которым он придумал название или какую-нибудь строчку, правда это было не так часто. Существовала определенная грань, которую Старр не хотел переступать, и когда он работал с Джоном Ленноном над Plastic Ono Band. Он понимал, что это альбом Джона. Но эта грань была опробована им на ‘How Do You Sleep’.
Хотя группа распалась в начале 1970-х, Старр никогда не питал неприязни ни к кому из бывших коллег. Конечно, за эти годы было несколько предательств, которые, вероятно, сильно задели его, но если бы кто-нибудь из его приятелей попросил его прийти и сыграть на барабанах в каком-нибудь треке, он соглашался в мгновение ока. Старр даже помог Леннону встать на ноги, когда он создавал свою группу Plastic Ono Band. Леннон же переживал эмоциональный разрыв довольно сильно, и наличие у него за спиной устойчивой перкуссии в образе надежного Ринго Старра, было как раз тем, что ему было нужно, чтобы оставаться на ногах при записи таких треков, как, например, ‘God’. Если вы посмотрите на список участников записи этого альбома, то Старр играет почти на всех песнях.
Как только пыль улеглась, Леннон не был готов оставить серьезные темы в покое. Теперь у него появилась злость, и все накопившиеся чувства по поводу разрыва были готовы выплеснуться на Пола Маккартни в песне "How Do You Sleep’. А если еще добавить обиду за то, что они не приняли Йоко, то эта злость учетверялась.
Маккартни не оставался в долгу, он уже был известен тем, что нападал на Леннона в таких песнях, как "Too Many People" из альбома RAM, но если им это было задумано как несколько выпадов, в разных песнях, то Леннон стремился нанести глубокую рану одной песней, написав каждую строчку как еще один намеренный выпад в адрес своего партнера по написанию песен, даже заявив, что единственная достойная вещь, которую тот когда-либо написал, была ‘Yesterday’.
На самом деле никто не обязан испытывать теплые чувства к своим бывшим коллегам по группе, но Старру пришлось вмешаться, когда дела пошли хуже некуда. Как вспоминал Феликс Деннис спустя много лет:
“По мере появления этих текстов, я помню, Ринго все больше и больше расстраивался из-за этого. Он не был в восторге от всего, что сочинял Джон, и в какой-то момент я отчетливо помню, как он сказал: "Хватит, Джон". Там были два великолепных студийных музыканта, и они тоже были не в восторге от этого, что тот делал, но, как обычно, Леннон сам пропахал свою борозду, и ему было просто наплевать, нравится это людям или нет”.
Леннона никто не мог остановить - так глубоко сидела в нем заноза обиды на Маккартни.
С другой стороны, что должен чувствовать человек, оказавшийся на месте Маккартни в этом сценарии? Вот один из ваших лучших друзей, которого вы знаете уже более десяти лет, с которым вы написали более 150 песен, сейчас он пишет песню о том, что все, что ты сделал, было бесполезным, с помощью вашего бывшего барабанщика и гитариста. Во всяком случае, Старр, возможно, хотел хотя бы немного поладить с Маккартни, поскольку он работал над песней о нем "Back Off Boogaloo", и его Пол даже выгнал из дома, когда тот пришел к нему от имени группы. Тяжело видеть, как величайшая группа в мире ссорится друг с другом. И все же, глядя на то, как Старр справляется с этим, кажется, что это похоже на то, как обеспокоенный ребенок наблюдает за ссорой своих разведенных родителей.
Так уж получилось, что Ринго оказался в студии, когда Джон репетировал и записывал разные версии «How Do You Sleep?». Это был монолог - обращение к Полу, хотя его имя и не называется в песне прямо, но никто не подразумевал другого объекта обращения. Песня действительно резковата. То что вошло в альбом - это еще причесанная версия.
В песне звучат практически прямые оскорбления в адрес Пола Маккартни, хоть его имя ни разу не произносится. При этом во всех случаях с местоимением you («ты») используется форма глагола was вместо литературной нормы were.
Леннон как-то признался, что альбом Битлз о Сержанте Пеппере и его ансамбле был его самым нелюбимым альбомом, правда в больше степени его подобные высказывания относятся уже к пост-битловскому периоду. Теперь нам понятно почему. И пройти мимо него Леннон , конечно же, не мог.
Песня начинается со звуков, напоминающих начало «Sgt Pepper's Lonely Hearts Club Band», первой песни с альбома Beatles, после чего звучит первая строчка «So Sergeant Pepper took you by surprise…» («Итак, сержант Пеппер застал тебя врасплох»), являющейся явным указанием на этот альбом. Далее идёт упоминание о слухах о смерти Маккартни, звучащее довольно злобно («Those freaks was right when they said you was dead» («Эти чудики были правы, говоря, что ты умер») Строки «The only thing you done was yesterday/And since you’ve gone you’re just another day» («Единственное, что ты сделал, было вчера/А после того, как ты ушёл, ты — стал лишь ещё одним днем»).
Здесь игра слов, которая содержит ещё и явное оскорбление. Первая упомянутая песня - «Yesterday», самая популярная песня Маккартни и одна из самых известных песен Beatles - известна ещё и тем, что это первый «сольный» проект участников группы, так как в её записи, кроме Пола Маккартни, не принимал участия никто из музыкантов «ливерпульской четвёрки». А «Another Day» - это сингл Маккартни, вышедший немного ранее в том же 1971 году.
Надо отдать должное Леннону, он умело использовал названия песен Маккартни с названием альбома Битлз, что придало некоторую пикантность его тексту.
Но перейдем к тому, что вызвало некую злость даже у терпеливого Ринго.
В оригинальном тексте песни содержалось прямое оскорбление в крайне нецензурной форме - How Do You Sleep, Ya Cunt? - которое в окончательном варианте записи было убрано, но тем не менее сохранилось в кадрах съёмки процесса звукозаписи в студии. Перевести это с применением цензурной лексики невозможно. Звучит очень грубо даже в английском языке, который к такой лексике больше приспособлен, чем русский. Бурлаки на Волге и то вряд ли бы употребили такое выражение. И вот тут вмешался Ринго, сказав Джону: "Хватит, Джон". Не знаю, послушал ли Джон Ринго, но этой фразы в альбомной версии песни нет.
==================
И как всегда, спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.