Найти тему
Записки москвитянина

БЛИКИ СЕЛИГЕРА

Студентка отвечала на вопрос зачёта по новым медиа и спокойно сказала: "Преимущество интернета в том, что он БЕСПЛАТНЫЙ и что он есть ВЕЗДЕ". Она ещё мало за что платила сама (и за учёбу тоже) и мало поездила по России и не знает: за МКАДом - далеко не везде!

Каждый год хоть раз летом вырываюсь с сыном, а чаще – и с внуками на Селигер. Живём без интернета, просто ловим рыбу и общаемся с природой.

Ну и от публицистики - начал отрекаться. Честно говоря, устал по-журналистски вникать в обостряющиеся проблемы Селигера, с болью писать о них, как в пустоту.

Президент в каждом послании говорит про развитие внутреннего туризма, напирая на отели в Крыму и в Краснодарском крае. Ну да, тёплое море детям северной страны очень нужно, но и родная природа должна врачевать и приносить отдохновение. В мои лучшие годы на Селигере и озерах Тверского края отдыхало до полумиллиона человек в год. В позапрошлом году председатель областного комитета по туризму назвал цифру в 250 тысяч приезжих в Тверскую область. Но я и в половинную цифру – не верю. Например, на турбазе в Новых Ельцах, где проходили с детства мои летние месяцы, отдыхало до 1 200 человек, порой в спартанских условиях – часть в усадьбе Толстого и в новом корпусе, а часть - в армейских палатках, но турбаза была битком! А теперь вместо неё – дорогой для нищей страны отель «Селигер-палас» с 92 номерами, то есть где-то на 200 человек… Давно отменён поезд Москва-Осташков, шестьсот весёлый, с шумными туристами-водниками. Многие стоянки в заливах и на островах (а их на озере – 160!), где пестрели лагеря самодеятельных туристов и мой в том числе – просто пустуют.

Так – и в этот приезд. Даже лучшие стоянки, на том же Коровьем полуострове – пустуют. Раньше там всегда был чей-нибудь лагерь, сами не раз вставали, радуясь, если давно знакомое место высоком полуострове было свободно рядом с церковью Троицы на Переволоке. Здесь, на любимом мысу с обзором и могучим валуном – раньше был волок, сокращающий озёрную часть пути из варяг в греки . На этом укреплённом берегу с остатками траншей стояли немцы. На другом берегу - наши. Линия фронта – слоёный пирог держалась почти год…

Здесь стояли немцы
Здесь стояли немцы

Наладил внуку спиннинг, он его запутал, пришлось отдать свой, подобрал блесну. – поймал щучку в заливе. А я – остался пустой

На следующее утро встал в пятом часу, поплыл в заветный залив. Поставил воблер «Инквизитор» и выплыл в залив. Покидал напротив спящей деревни у тресты. В заливчике поймал щуренка. Он в уху бы сгодился, но мне как-то жалко его стало, и зацепился он слабо – за губу. Я его сунул в садок, а потом и отпустил: «Расти, карандашик!». Он, малость обалдевший, даже некоторое время постоял у лодки, а потом стрельнул к траве…

У меня примета такая – всегда мелкого хищника отпускаю. И озеро потом - отблагодарит.

-3

Так и было на этом месте год назад… Я уже поворачивал к нашему пристанищу, кидал с центра залива ближе к берегу. И при одной проводке, когда я уже подматывал воблер к лодке и видел его игру близко к поверхности , как на ладони - вдруг из глубины метнулась тёмная тень, потом сверкнул беловатый живот и щука, извернувшись, схватила воблер поперёк. Я прямо видел, как она слабо зацепилась за средний тройник. Но красавица инстинктивно дёрнулась, тряхнула башкой, и я ощутил всю её тяжесть: есть! Начал выводить к поверхности, косясь на собранный сыном подсачек. Одной рукой удерживал сильную рыбину на согнувшемся спиннинге, другой – дотянулся до рукояти. «Только бы не сошла!». Двигал под водой подсачек до конца хвоста и подцепил ловко снизу - щука оказалась в сетке. Вытащил, счастливый, изгибающуюся добычу, достал нож из сумки с блёснами и вонзил острие в загривок, чтобы не билась и дальше не путала снасть.

Подплыл к мостку, сдерживая восторг, сын с другом начали хвастаться большим лещом.

- А ты как?

- А я взял хозяйку залива.

И с трудом поднял подсачек.

Сын показал, как надо фотографироваться с крупной рыбой.

Подарки Селигера
Подарки Селигера

Выложил, помню, фото, в ленте, мне начали писать: «Да мне муж с Луха и не таких приносил». «Да разве это щука-хозяйка?». Ну, значит, люди на Селигере не рыбачили – можно теперь вообще без ухи остаться за целый день.

Вот как сегодня – утро было тихое, с ровным светом. Казалось бы , самая щучья погода. Опять зацепился щуренок, опять отпустил. И четыре часа - больше ни одной поклёвки. Даже стихи с досады написал:

ЩУЧИЙ ДЕНЬ

Тихо. Пасмурно.

С небосвода

Льётся отсвет небесных сил.

Друг заметил: «Щучья погода».

А у щуки-то он спросил.?

Я ловил на мысах, а заливах,

Перепробовал много снастей.

День сегодня – для щук счастливых,

Что плюют на мненья людей.