Практически завершившийся нынешний театральный сезон многим зрителям подарил приятные эмоции. Почитатели Театра имени Вахтангова уж точно смогли насладиться новой постановкой главного режиссера Анатолия Шульева "Повести Пушкина". Во всяком случае, отзывы в Сети довольно ровные.
Мое же любопытное ухо обязательно прицепится к какому-нибудь нечаянному живому высказыванию среди реальной публики. "Кто молодого-то Берестова играет, забыла фамилию. Неплохо, неплохо"...- долетели в антракте слова зрительницы из соседнего ряда.
Молодого барина в сценической версии повести "Барышня-крестьянка" играет Константин Белошапка. Светлым повествованием о любви романтической парочки Лизы Муромской и Алексея Берестова и открываются немеркнущие во времени "Повести покойного Ивана Петровича Белкина" в новой театральной интерпретации.
Строго говоря, сценическая версия Анатолия Шульева называется "Повести Пушкина" и включает четыре новеллы, среди них "Выстрел", "Метель" и "Станционный смотритель". Печальная классическая история враждующих семей словно эхом отозвалась в светлой пушкинской прозе. Повесть "Барышня-крестьянка", где любовь детей положила конец противостоянию отцов, как раз и завершает литературный цикл.
На сцене же романтические герои появляются первыми - посреди цветов и лета. Каждая повесть в театральной интерпретации олицетворяет собой время года, а все вместе представляют вечный круговорот жизни со всей ее последовательностью и случайностями.
И стремительный молодой барин Алексей Берестов прекрасно чувствует себя на деревенском приволье в кругу смешливых девушек. Живописную картину пушкинских пейзажей на сцену перенес Максим Обрезков. Ему удалось передать природную гармонию красоты и света театральными средствами.
На мой взгляд, это выдающееся умение. Как-нибудь непременно поговорим о художнике высочайшего класса, который творит на Вахтанговской сцене настоящие чудеса.
Сегодня же речь пойдет о Константине Белошапка, приятном молодом актере старейшей российской театральной труппы. По пути вспомним некоторые его работы на сцене и в кино. Слегка коснемся вечного зрительского спора о том, есть ли нынче талантливая молодежь, или все осталось в прошлом. Дадим себе непозволительную волю в сравнении двух версий пушкинского творения - экранной и сценической. И буквально в двух словах обозначим разницу в восприятии романтических новелл в нынешней вахтанговской постановке.
Театр имени Вахтангова - своеобразная "Малая родина" молодого артиста, именно здесь появился на свет его искристый талант. Ну, как здесь? Из Театрального института имени Бориса Щукина, где он учился в мастерской Владимира Иванова, прямая дорожка на исторические подмостки. А далее был первый спектакль, знаменитый "Кот в сапогах", с которого начинает добрая половина щукинских выпускников.
В Театре Вахтангова любят своих артистов, презентацию каждого члена труппы на сайте учреждения отличает особая теплота. "Искристый талант и энергия молодости" - таким видится симпатичный актер коллегам. Константин Белошапка постепенно оттачивает свое мастерство и набирается опыта. Сцена любит не только природный дар, но и непрестанный труд. Попрощавшись с учебной аудиторией в 2014 году, в основную труппу Театра Константин Валерьевич влился почти пять лет назад.
Ныне он играет в спектаклях, которые в большом почтении у публики, включая идущую на Новой сцене "Дурочку" ( режиссер Анатолий Шульев) и недавнюю премьеру "Повесть о Сонечке"( режиссер Владислав Наставшевс).
"Ну! а Берестов?" - дословно процитируем Александра Сергеевича устами Лизы Муромской. "Видела молодого Берестова, нагляделась довольно; целый день были вместе", - ответствовала своей барышне дворовая девушка Настя. Пусть не целый день, но весь театральный вечер Белошапка был на сцене. В премьерном спектакле Анатолия Шульева "Повести Пушкина" артист играет в трех новеллах, в "Барышне-крестьянке" - главную роль.
В одном из разговоров с прессой Константин признался, что на пробах ему иногда отказывают в утверждении на образ с формулировкой: - "Слишком красив". И пошутил: - "Вот стану старым и некрасивым, начну получать хорошие роли".
Пушкинский персонаж как раз для него. Молод, высок, хорош собой - вылитый тугиловский молодой барин. К тому же живой чрезвычайно, по сцене летает только кудри развеваются. Но главное, очень тонкий романтик.
В этой сентиментальной истории каких-то глубоких мыслей искать вроде ни к чему. Но разве не постижение любви, добра и красоты - один из смыслов жизни?! Этим и трогает простая теплая история, разыгранная в спектакле на фоне жаркого лета.
Прекрасная романтическая история, напоминаю, открывает цикл, за ней идет эмоционально взрывной "Выстрел". Мой голос звучит сейчас ласково и мягко - прекрасны все работы, но показалось, что энергетически вторая новелла несколько перекрывает нежную предыдущую.
Сценические "Повести Пушкина" великолепны. Но так уж устроено наше несовершенное сознание, что прежние экранные картинки всплывают в памяти сами собой. А все четыре пушкинские произведения когда-то были переведены в формат кино.
"Барышня-крестьянка" обрела свою видеоверсию в разгар 90-х. На удивление того времени, получился прелестный фильм. Добро и красота всегда в цене.
Живописная картина, где каждый кадр словно списан с высокохудожественных иллюстраций. Как же приятно, когда сценическая версия ничуть не разрушила дивных впечатлений от той чудесной работы, и красота пушкинских пейзажей плавно переместилась на сцену усилиями других художников. Опасение, что могло быть иначе все-таки присутствовало, ведь возможности кино в этом смысле гораздо больше.
Роль молодого барина в том фильме сыграл Дмитрий Щербина. Отнести актеров к разным школам никак не получится, и тот, и другой в полной мере олицетворяют новое российское искусство. И упрекнуть обоих в отсутствии артистического азарта и шарма нет ну никакого основания. И это чудесно.
Сценическим версиям других новелл в этом смысле повезло чуть меньше. Все имеют художественные киноверсии советского времени, потому молодым артистам опять слегка досталось в Сети от отчаянных поборников старой школы.
Молодой вахтанговский актер тоже дружен с кинематографом. Как бы ни был высок престиж театрального искусства, широкую зрительскую известность часто приносит экран. И потом публика с нескрываемым интересом идет на популярную звезду. Хорошо это или не очень, но данность, с которой считаются и сами артисты, налицо. Потому и герой сегодняшнего разговора разумно ранние годы своей карьеры прицельно посвятил кино.
В первом своем фильме Константин Белошапка снялся еще в студенчестве. Режиссер Сергей Урсуляк, будучи сам выпускником училища имени Щукина, часто отдает предпочтение вахтанговской школе.
Начинающий актер и дебютировал на экране в хорошем режиссерском кино - "Жизнь и судьба" (2012 г.) и "Тихий Дон" (2015 г.).
У персонажа Белошапки - Андрияна из "Тихого Дона " - нет какой-то отдельной сюжетной линии, но он всегда в стайке молодых казаков. Запомнилась сильная сцена, как шолоховский герой погибает на войне - падает навзничь, сраженный вражеской шашкой.
Первая большая роль пришла к нему в сериале "Крепкая броня". Прильнула к экрану случайно , на эпизоде, когда герой Константина, командир танка Василий Русаков, отказывается от выполнения приказа - расстрелять своего товарища.
Далее ожидания, правда, не оправдались, но актерский состав здесь ни причем, он весьма интересный. И работу молодые одаренности проделали большую. Трудности съемок надолго выбили здоровье актера из колеи, а благодарности зрительской аудитории не принесли. Так бывает. Несовершенные сценарии - слабое место российского сериального производства.
Но поклонникам Константина, наверное, обидно, что такая актерская фактура не используется полноценно. О таких артистах принято говорить, что камера их любит, они созданы для экрана.
И тут самое время вспомнить,что становиться актером юный москвич вовсе не собирался. В театральных студиях не занимался, о вокале и хореографии не помышлял, из всех сил осваивал научные формулы в специальном математическом классе. Пятый ребенок в многодетной православной семье, он вслед за старшими сестрами и братом готовился пойти по пути родителей. Отец преподавал точные науки в МГУ.
Но судьба в нужный момент махнула рукой, мол, парень, ступай за мной, тебя ждет искусство. И привела абитуриента к порогу Театрального училища имени Щепкина, а затем и в альма-матер в Большом Николопесковском переулке. Белошапка был принят в оба учебных заведения, и первое свое профессиональное фото разместил на студенческом билете выбранного им Театрального института имени Щукина.
В его творческом досье ныне довольно много узнаваемых работ, даже в клипе "Гагарин" певицы Mia Boyka снялся в роли космонавта.
Поклонников театрального творчества по-прежнему радуют его сценические успехи. К слову, эксперименты он практикует и на подмостках, сыграл в постановке "Щелкунчик в стиле стимпанк" Содружества актеров драмы (С.А.Д.), которое основал коллега по театру Кирилл Рубцов.
Но целая серия последних удачных премьер в Театре имени Вахтангова только подтверждает, что он актер яркого классического наследия. Его карьера развивается в нужном направлении, и старости ждать не приходится, хорошие театральные роли уже вовсю присутствуют в его жизни.
Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на мой канал. Возможно, найдете что-то интересное для себя. Приятных просмотров спектаклей и кино с любимыми артистами!
К прочтению - с почтением, автор канала Яна Никитина
Ссылка на другие публикации- впечатления от премьеры постановки Анатолия Шульева "Повести Пушкина" в Театре имени Вахтангова здесь: