Найти в Дзене
Интересная наука

Необычные самолёты. Часть 6.

Следующий необычный самолёт – американский бомбардировщик XB-35. В 1941 году ситуация на фронтах Второй мировой войны менялась. На сухопутном театре военных действий в Европе весной 1941 года Германия довольно быстро разгромила и оккупировала Грецию и Югославию. В Греции поражение было нанесено британскому экспедиционному корпусу. 22 июня 1941 года Германия и её союзники напали на СССР. Кроме Великобритании и СССР никто в Европе не оказывал сопротивление Германии. Испания и Португалия сочувствовали Германии. Швеция и Швейцария придерживались нейтралитета, но помогали Германии ресурсами. США в войне не участвовали, но помогали Великобритании и СССР оружием и ресурсами. Как сказал президент США Франклин Делано Рузвельт: «Если у твоего соседа пожар, лучше дать ему взаймы пожарный шланг, чем ждать, пока огонь перекинется на твой дом». Этим пожарным шлангом была помощь по программе ленд-лиза, представлявшая собой поставки вооружения и ресурсов в долг, с последующим

Бомбардировщик XB-35, первое военное летающее крыло.

Следующий необычный самолёт – американский бомбардировщик XB-35.

В 1941 году ситуация на фронтах Второй мировой войны менялась. На сухопутном театре военных действий в Европе весной 1941 года Германия довольно быстро разгромила и оккупировала Грецию и Югославию. В Греции поражение было нанесено британскому экспедиционному корпусу. 22 июня 1941 года Германия и её союзники напали на СССР. Кроме Великобритании и СССР никто в Европе не оказывал сопротивление Германии. Испания и Португалия сочувствовали Германии. Швеция и Швейцария придерживались нейтралитета, но помогали Германии ресурсами.

США в войне не участвовали, но помогали Великобритании и СССР оружием и ресурсами. Как сказал президент США Франклин Делано Рузвельт: «Если у твоего соседа пожар, лучше дать ему взаймы пожарный шланг, чем ждать, пока огонь перекинется на твой дом». Этим пожарным шлангом была помощь по программе ленд-лиза, представлявшая собой поставки вооружения и ресурсов в долг, с последующим возвратом имущества или его оплатой. Союзники получали необходимое, США боролись с возможным будущим противником чужими руками и развивали промышленность и экономику. Просто сейчас говорить о не очень приглядном поведении государств, но, во-первых, каждый действует в своих интересах, во-вторых, сказать американским гражданам, что из чувства товарищества надо помочь Великобритании и рисковать своей жизнью было опрометчиво и неэффективно. США помогали чем и как могли.

Учитывая ситуацию в Европе, особенно до нападения на СССР, вполне вероятным было падение Великобритании, по меньшей мере, оккупация Британии. В этом случае США оставались в противостоянии с Японией и Германией, имея возможность противодействовать только со своей территории или из британских доминионов, Канады и Австралии. Первичную роль в этом должен был выполнять флот, но, чтобы нанести урон промышленности противника, необходима была авиация, которой надо было иметь соответствующую дальность, чтобы достичь целей. Американский бомбардировщик B-17, недавно разработанный и выпускавшийся до конца войны, имел дальность 3220 км, чего было недостаточно, чтобы с территории США достичь Европы или Японии. Правительство США выдало техническое задание на проектирование бомбардировщика, способного донести 4500 кг бомб на расстояние 8000 км.

7 декабря 1941 года Япония напала на военные базы США на Гавайских островах, в том числе на Пёрл-Харбор, вскоре Германия объявила войну США, и США вступили в войну. Военная машина заработала, деньги хлынули в промышленность.

Американский авиаконструктор и промышленник Джон Нортроп (1895-1981) (при использовании Википедии надо иметь ввиду, что по данным Роскомнадзора иностранный владелец ресурса нарушает закон РФ) (https://ru.wikipedia.org/wiki/Нортроп,_Джон_Кнудсен) неоднократно предлагал создать бомбардировщик с большой дальностью полёта. Рассмотрев разработанный проект, в конце 1941 года министерство обороны заключило с фирмой «Нортроп» контракт на постройку 2 опытных XB-35 и 8 предсерийных YB-35.

Джон Нортроп. Фотография сделана в 1948 году.
Джон Нортроп. Фотография сделана в 1948 году.

Как и все создатели необычных самолётов, Джон Нортроп был человеком талантливым, кроме того, хорошим организатором. Создав свою фирму в 1939 году, он смог сделать из неё достойного конкурента другим производителям самолётов, наладить сотрудничество с теми, с кем необходимо.

Чтобы достичь требуемых характеристик дальности, было несколько путей. Нортроп давно увлекался идеей летательных аппаратов, построенных по схеме «летающее крыло». При этой схеме фюзеляж самолёта либо отсутствует, либо имеет небольшие, в сравнении с крылом размеры, и плавное с ним соединение, в этом случае все элементы летательного аппарата находятся в крыле, минимизируется сопротивление, вся конструкция создаёт подъёмную силу, нет ничего лишнего. Идея практически реализовывалась, был построен небольшой самолёт. Эти работы и позволили Нортропу выступить с подобным проектом.

Надо заметить, что другие производители, создавая бомбардировщики с большой дальностью, применили более традиционные схемы, тоже давшие результат, но данные их машин были скромнее, речь идёт о B-36 и B-50.

В рамках работы над проектом был построен небольшой самолёт, который должен был позволить исследовать все особенности управления летательным аппаратом, созданным по схеме «летающее крыло». До этого проводились эксперименты в аэродинамической трубе. Далее построили уменьшенные масштабные копии будущего бомбардировщика, которые также направили для продувок в аэродинамической трубе. Всего построили 4 аналога самолёта, один из которых потерпел аварию, пилот погиб, но в результате другие самолёты доработали, снабдив гидроусилителями органов управления. В дальнейшем их эффектные виражи впечатляли обслуживающий персонал.

После проведения перечисленных работ приступили к постройке первого экземпляра бомбардировщика.

XB-35
XB-35
XB-35
XB-35

Машина получилась впечатляющей и прогрессивной. Прогрессивной в смысле разработки и освоения технологий, которые до этого не применялись. Самолёт целиком строился из алюминиевых сплавов. Имел размах крыла 52,42 м, высоту 6,12 м. Максимальный взлётный вес составлял 95 тонн. Двигательная установка состояла из 4 поршневых моторов мощностью по 3000 л.с. На момент постройки самолёта двигатели ещё серийно не производились и поставлялись специально. Каждый мотор приводил во вращение соосный винт диаметром 4,67 м, причём диаметр внешнего и внутреннего винтов отличался.

Небольшое отступление про соосные воздушные винты. Как правило, для передачи мощности двигателя для вращения воздушного потока достаточно обычного воздушного винта. Подбирается форма лопастей, регулируется их угол установки, используется, как правило, не более 4 лопастей довольно большого диаметра. Если мощность двигателя больше 2000 л.с. эта конструкция не обеспечивает эффективную передачу силы потоку. Возникла идея разместить 2 винта друг за другом. Компактно, усилие передаётся от одного двигателя, винты, вращаясь в противоположные стороны, компенсируют вращательный момент и эффективно толкают воздух. Попробуйте ладонями подвигать воздух двумя руками одновременно сначала в одну и другую сторону, а затем перекрёстно в разные. В разные стороны легче.

Применение подобных винтов дало существенный прирост скорости полёта, как показали последующие эксперименты с винтами на втором экземпляре XB-35.

Двигатели располагались в крыле, снабжённом щелевыми воздуховодами, ближняя к оси самолёта пара двигателей – в носке крыла, соединяясь с винтами валами длиной 7,2 м. Естественно, новаторская конструкция с такими габаритами принесла конструкторам массу сложностей в процессе отработки, заняв основное время на устранение проблем с самолётом. Винты были оборудованы системой реверса для уменьшения пробега при посадке. Колёса основного шасси имели диаметр 1,67 м, носовое колесо – 1,42 м. Управление самолётом с помощью гидроусилителей осуществлялось тормозными щитками, элевонами. Экипаж составлял 9 человек, из них 3 стрелка, в распоряжении которых на верхней поверхности крыла имелись 2 башни со сдвоенными 12,7 мм пулемётами, на нижней поверхности крыла 2 башни со счетверёнными 12,7 мм пулемётами, в хвостовой установке планировалась установка двух 37 мм пушек. Гермокабина создавала комфортные условия для полёта.

25.07.1946 пробежав по взлётной полосе около 1000 метров XB-35 отправился в первый полёт. За ним последовали другие, подтвердившие хорошие лётные данные и управляемость.

XB-35
XB-35
XB-35
XB-35
XB-35
XB-35
XB-35
XB-35
XB-35
XB-35
XB-35
XB-35
XB-35, B-17
XB-35, B-17
XB-35, P-61. P-61 - тоже разработка фирмы "Нортроп".
XB-35, P-61. P-61 - тоже разработка фирмы "Нортроп".

Максимальная скорость составила 630 км/ч, высота полёта 11800 м, дальность полёта с 7200 кг бомб 13120 км. С 4500 кг бомб дальность полёта составила 14500 км. В бомбоотсеках размещалось 18700 кг бомб (нормальная нагрузка), максимально можно было взять 23165 кг бомб. При полёте на большую дальность вместо части бомб предусматривалась подвеска топливных баков. Топливные баки были протектированы, то есть защищены от боевых повреждений, обычно это делалось применением системы наддува баков нейтральным газом и самозатягивающихся баков (при повреждении резина сама затягивала пробоину за счёт специального каучука).

По дальности и скорости самолёт не имел равных среди бомбардировщиков.

В целях улучшения путевой устойчивости и решения проблем с вибрацией валов винтов на втором XB-35 заменили винты но новые соосные четырёхлопастные. Вибрации стали меньше, скорость упала до 587 км/ч.

XB-35 с новыми винтами
XB-35 с новыми винтами

Несмотря на выдающиеся данные заказов на серийное производство нового бомбардировщика не поступало. Окончание Второй мировой войны привело к существенному сокращению военных расходов, многие заказы были уменьшены, большое количество техники выводилось на хранение. Кроме того, развитие двигателей обещало огромный прирост скорости. В этой связи закупать самолёт с поршневыми двигателями, который легко догоняли реактивные истребители, правительство не торопилось. Новшество конструкции пугало. Джон Нортроп, понимая тенденции развития авиации, предложил переоснастить XB-35 реактивными двигателями.

Кроме двух XB-35 по предыдущему контракту «Нортроп» строила ещё 8 YB-35.

XB-35, YB-35
XB-35, YB-35

О системе обозначения моделей самолётов в США надо сказать следующее: назначение летательного аппарата определяется буквой (B, F, A соответственно бомбардировщик, истребитель, штурмовик) и цифрами порядкового номера модели, за которыми следует буква модификации, в случае экспериментального самолёта первая буква X, в случае предсерийного для проведения испытаний Y.

В данном случае были построены два экспериментальных XB-35 и строились 8 предсерийных YB-35.

ВВС США выдали контракт на постройку двух реактивных бомбардировщиков YB-49. Джон Нортроп перестроил два имевшихся YB-35, оснастив каждый 8 турбореактивными двигателями с тягой по 1800 кгс. Нельзя сказать, что это была простая переделка, самолёт стал меньше, размах крыла составил 42 м, получил 4 вертикальных киля, которые должны были обеспечить устойчивость. Первый полёт состоялся 21.10.1948.

YB-49
YB-49
Хвостовая часть YB-49 с восемью ТРД
Хвостовая часть YB-49 с восемью ТРД
YB-49
YB-49

Учитывая, что YB-49 является другим самолётом, этим следует завершить рассказ о XB-35.

Несомненно, долгая доводка до лётного состояния и быстрый прогресс реактивных двигателей способствовали отказу от серийного производства XB-35, но, на мой взгляд, существенное влияние на судьбу самолёта оказали лоббистские возможности других фирм. Стоит вспомнить, что Корейскую войну США встретили с Боингом B-29, а следующим стратегическим бомбардировщиком, принятым на вооружение, стал B-36, совсем не лучший по техническим характеристикам. Развитие идей Джона Нортропа произошло с созданием бомбардировщика B-2 «Спирит». И создан он был его фирмой.

Видео (при использовании Youtube.com надо иметь ввиду, что по данным Роскомнадзора иностранный владелец ресурса нарушает закон РФ, для тех, у кого Youtube не работает, видео продублировано ссылками на другие ресурсы):

Литература:

  1. Дроговоз И.Г. «Странные летающие объекты». Минск: «Харвест», 2003. ISBN 985-13-1300-9. С 176 – с. 198.
  2. Козырев В., Козырев М. «Рукотворные НЛО». Москва: «Яуза», «ЭКСМО», 2005. ISBN 5-699-08237-9. С. 163 – с. 164.