Лондон всегда привлекал художников. Живописные парки, старинные здания, дождливая погода, таинственная река Темза – настоящие находки для пейзажиста.
Очаровательные виды британской столицы стали источником вдохновения и для французского импрессиониста Клода Моне. Он одним из первых передал неповторимую атмосферу и изменчивое настроение туманного города. Художник говорил: «Без тумана Лондон не был бы красивым городом. Туман придает ему удивительную масштабность. Под его таинственным покровом однообразные, массивные кварталы становятся грандиозными».
В 1904 году в галерее Дюран-Рюэля состоялась презентация 37 полотен Клода Моне под общим названием "Виды Темзы в Лондоне". Это были серии работ с изображением мостов Ватерлоо и Чаринг-Кросс, а также здания Парламента.
Особое восхищение вызывают картины с изображением Парламента – художник смог передать разнообразные эффекты, связанные с туманом и освещением. Здание предстает силуэтом, размытой тенью, которая вот-вот исчезнет. Моне не изображает конкретные детали, его живопись условна. Он словно отвергает объективную реальность, утверждая, что все вокруг зависит от света.
Картины написаны с одного ракурса, но при различных погодных условиях и в разное время суток. Мы видим сиюминутный образ города, быстротечную красоту, которую смогла уловить кисть мастера.
Написание этой серии давалось Моне не просто. «Погода меняется постоянно из-за облаков и сильного ветра… Эти эффекты превосходны, но они длятся не более 5 минут, и это сводит меня с ума», — жаловался художник в письме к своей жене Алисе. Работа над полотнами затянулась на годы — мастер был постоянно недоволен набросками.
Моне приезжал в Лондон несколько раз между 1899 и 1901 годами, а также дорабатывал картины в своей мастерской в Живерни. В Лондоне художник всегда останавливался в гостинице «Савой». По утрам из гостиничного номера он рисовал мосты Чаринг-Кросс и Ватерлоо, а во второй половине дня отправлялся в больницу Сент-Томас, с террасы которой открывался вид на здание Парламента.
Художник одновременно работал над несколькими полотнами — один и тот же объект он пишет неоднократно, каждый раз улавливая что-то новое. Мастер пытается отобразить ускользающие оттенки природы, запечатлеть мимолетные движение света и воды. Кажется, Моне и впрямь желает остановить мгновение.
Сегодня картины из «Лондонской серии» находятся как в частных коллекциях, так и в различных галереях по всему миру. Одно из полотен с изображением здания Парламента и кружащими чайками можно увидеть в Москве.
Интересно, что в повести Константина Паустовского «Золотая роза» есть небольшой отрывок, посвященный Клоду Моне. Писатель рассказывает, как однажды одну из картин художника лондонская публика подвергла критике - на полотне был изображен багровый, а не привычный глазу серый туман. По началу зрители возмущались. Однако на улице англичане увидели, что туман и вправду имеет красноватый оттенок — виной тому обилие дыма и отсвет кирпичных стен близлежащих домов. Люди стали замечать то, на что раньше не обращали внимания, а Моне прозвали «создателем лондонского тумана».