В допетровское время этими землями владел Григорий Петрович Годунов. Он был видным государственным деятелем, офицером и представителем старшей ветви рода Годуновых. И Люблино тогда называлось Годуново. Село в последствии унаследовала его дочь, Аграфена Григорьевна. Она вышла замуж за Владимира Никитича Прозоровского, который был племянником Михаила Михайловича Голицына и одно время служил у него адъютантом. Со временем Годуново перешло к их сыну Петру Владимировичу Прозоровскому. Вот в это время Годуново внезапно стало носить название Люблино. Историки и простые обыватели выдвигают разные версии, почему это произошло. На мой взгляд, самая достоверная из них звучит так: на рубеже 18-го и 19-го веков случился расцвет усадебной культуры, начало развиваться садово-парковое искусство, появилась изящная архитектура, в моду вошли пасторальные пейзажи и уединённые уголки для тайных свиданий. Всё это вызвало волну переименований и старинным дворянским гнёздам стали давать новые поэтичные имена.
Прозоровские владели Люблино до 1790-х годов. А потом усадьба начала менять своих хозяев. Сначала она перешла к графине Марии Григорьевне Разумовской. С её именем связана одна прямо-таки книжная любовная история. В 17 лет её выдали замуж за очень богатого, но очень грубого и противного человека - князя Голицына. Супруги друг друга не любили и детей у них не было. И вот однажды на балу Мария Григорьевна попалась на глаза Льву Кирилловичу Разумовскому. Тот влюбился в красавицу и решил спасти её от несчастного брака. Был придуман авантюрный план в результате которого Голицын жену свою проиграл в карты! Разумовский вернул князю все проигранные им деньги, а княгиню забрал. Это событие вызвало тогда невероятный скандал!
После Разумовской Люблино приобрела княгиня Анна Андреевна Урусова (бабушка декабриста Александра Муравьева). Но после того как в 1801 году умерла её любимая дочь Софья, Люблино стало вызывать у неё печальные воспоминания, и она продала усадьбу известному богачу, отставному бригадиру и действительному статскому советнику Николаю Алексеевичу Дурасову. Дурасов был холостяком, знаменитым на всю Москву хлебосолом, большим оригиналом и, как сейчас принято говорить, светским львом. Именно он отстроил на берегу Люблинского пруда потрясающей красоты усадьбу. Главный дом Николай Алексеевич велел выстроить в виде равноконечного креста, наложенного на окружность (круг складывался из двухрядных колоннад открытых галерей). Крышу здания венчала женская фигура. Ничего более экстравагантного в Москве тех времён ещё не видели:) И уже после смерти Дурасова родилась легенда, что он пожелал сделать дом в форме ордена Святой Анны, полученного им от императора. А статую этой святой велел водрузить на крышу здания. Но всё же эта версия очень сомнительна. Тем более, что орден Дурасов, как я поняла, на самом деле получил уже после войны 1812-го года. (Он был помощником начальника Комиссии провиантской части и «все поручения выполнял с большим усердием». За это и был награждён. Кстати, благосостояние его тогда сильно пошатнулось.)
Ансамбль дурасовских времён, помимо главного дома, включал сохранившийся театр, дом для актёров и театральную школу, оранжерею и конный двор. Интерьеры усадьбы были выполнены Доменико Скотти. Он был выходцем из семьи довольно известных итальянских художников. Но в России исполнял в основном церковные росписи и писал образа. Он был потрясающим мастером, работающим в технике гризайль. И смог добиться 3D эффекта в росписи залов – с первого взгляда кажется, что колонны, барельефы, скульптуры настоящие, но это иллюзия! Это всё рисунки!
Крепостной театр Дурасова в Люблино славился на всю Москву. Он был основан хозяином имения в 1806 году. Труппа состояла из крепостных артистов, обученных в театральной школе. А ещё славился Дурасов своей люблинской оранжереей, где он устраивал огромные пиршества. Оранжерея насчитывала десять залов, в которых росло много диковинного, в том числе апельсины и финики. Торжественные приемы, которые устраивал Николай Алексеевич, гремели на всю Москву, а очевидцы рассказывали о них потом годами! А однажды (в 1818-м году) в Люблино даже был устроен торжественный прием в честь императрицы Марии Федоровны, который она посетила лично.
В том же 1818-м Дурасов (буквально через месяц после визита Марии Федоровны) внезапно скончался. Остались свидетельства современников, которые считали, что это врачи залечили его до смерти. Вроде бы дело началось с нарыва на шее, а закончилось заражением крови. Например, русский дипломат Александр Яковлевич Булгаков в своём письме Вяземскому писал: «Пожалей, брат, о бедном Дурасове. Он умер. Я видел похороны, которые были пышны слезами. Добрый был человек. Весь город жалеет о смерти его».
Так как холостяк Дурасов не имел детей, то после него Люблино унаследовала сестра Аграфена Алексеевна. Но она расчудесно поживала тогда в своём имении в подмосковных Горках. Так что в Люблино стала жить ёе дочь с мужем. А потом Люблино снова стало менять хозяев. Сначала владеть им стал некий Воейков (Но их было так много разных, что я не совсем поняла, какой именно. Скорее всего, дворянин Николай Павлович Воейков, который был штабс-капитаном Лейб-Гвардии Московского полка). Потом имение приобрел купец Конон Никонович Голофтеев. Он был купцом 1-й гильдии, меценатом и благотворителем, почётным попечителем Императорского российского общества любителей садоводства, инспектором Северного страхового общества и почётным гражданином Москвы. Оценив по достоинству живописные берега Люблинских прудов, он понастроил там дач, которые стали невероятно модными в те времена. И вот на одной из этих дач летом 1866 года жил Федор Михайлович Достоевский. Жил и работал над романом «Преступление и наказание».
Национализированная в 1918 году усадьба использовалась под школу, отделение милиции, дом культуры. В годы Великой Отечественной войны тут были организованы жилые помещения. В 1948 году усадьбу передали Институту океанологии АН СССР. В 1990-е годы главный дом был передан в частные руки, началась масштабная реставрация, завершённая в 2005 году. В 2007-м удалось вывести из парка предприятия-арендаторы (среди них были частный автосервис, горнолыжный клуб и детская театральная студия). В настоящее время усадьба состоит из дворца Дурасова и театральной школы, которые открыты для экскурсий, концертов и организации торжеств. А ОКБ Института океанологии по сей день занимает корпуса к востоку от главного дома.
Ещё хотелось бы сказать пару слов про восстановленные интерьеры главного дома. Здание предназначалось не для проживания, а для развлечений. Это некий храм искусства, посвященный Аполлону. Здесь преобладают античные сюжеты. Центральный круглый зал посвящен утру. Тут была парадная столовая. Светло-зеленый мраморный зал символизировал летний день и предназначался для танцев. Розовая гостиная, окрашенная в тона закатного неба, символизирует вечер. В общем, умели богатые люди того времени выпендриваться очень красиво!:)) Усадьбу однозначно стоит посетить и сейчас, в летний период, самое лучшее время для такого визита. Территория усадьбы открыта с 5:30 до 22:00. Музей работает с 10:00 до 18:00. Понедельник — выходной.