Найти в Дзене
Интересная наука

Необычные самолёты. Часть 4.

Истребитель P-82 «Твин Мустанг», самолёт с двумя фюзеляжами.

Четвёртый необычный самолёт – американский истребитель P-82 «Твин Мустанг».

В середине Второй мировой войны США имели прекрасный истребитель P-51D «Мустанг». Прекрасным он был внешне и по своим лётным качествам, имея скорость 690-699 км/ч, дальность полёта с подвесными топливными баками (ПТБ) 3680 км и хорошую манёвренность и скороподъёмность. Наличие подобного истребителя, способного сопровождать бомбардировщики в налётах на Германию и эффективно вести бой с истребителями, в большой степени обеспечило успех налётов, снижение потерь бомбардировщиков и уничтожение истребителей противовоздушной обороны. Прекрасным самолёт стал после соединения истребителя Норт Америкен P-51A и британского двигателя «Мерлин», кроме того, позднее был добавлен каплевидный фонарь кабины, обеспечивавший хороший обзор. Рост мощности двигателя с 1150 л.с. до 1450 л.с. добавил скорости и устранил вялость управления.

Имея этот самолёт союзники, а машина изначально была спроектирована для Великобритании, могли осуществлять истребительное прикрытие над Европой и сопровождать бомбардировщики над Тихим океаном. По мере захвата островов и строительства на них аэродромов возможности нанесения авиационных ударов росли. Не надо забывать, что крейсерская скорость при сопровождении бомбардировщиков ниже и пилотам истребителей приходилось проводить в полёте 4-8 часов, в случае Тихого океана над большей частью безориентирной местностью. Это сильно утомляло пилотов.

У конструкторов компании «Норт Америкен» появилась идея, как создать двухместный истребитель с ещё большей дальностью полёта. Двухместный самолёт позволял ввести в экипаж штурмана, способного заменить на время пилота в управлении. Идея была проста – соединить два фюзеляжа P-51. Вероятно, американцы имели разведывательные данные о разработанных в Германии машинах подобной компоновки. Может быть, идея пришла к ним без подсказок.

В 1941 году «Хейнкель» разработала и начала серийное производство буксировщика планеров He-111Z. Это были два соединённых фюзеляжа бомбардировщика He-111, которые получили секцию крыла между фюзеляжами с дополнительным мотором. В 1943 году Вилли Мессершмитт создал двухфюзеляжный истребитель Me-109Z.

Таким образом американцы были не первооткрывателями, но, возможно, работали независимо. В конце 1943 года было предложено создать такой самолёт, началось конструирование.

Несколько слов о создателях P-51, явившегося основой проекта. В 1939-1940 годах за 102 дня группа инженеров и аэродинамиков разработала будущий «Мустанг».

Слева направо: главный инженер Рэймонд Райс, главный конструктор Эдгар Шмюд, работавший ранее у Вилли Мессершмитта, участник создания Bf-109, ведущий конструктор истребителя Кеннет Боуэн.
Слева направо: главный инженер Рэймонд Райс, главный конструктор Эдгар Шмюд, работавший ранее у Вилли Мессершмитта, участник создания Bf-109, ведущий конструктор истребителя Кеннет Боуэн.

Изюминкой проекта было применение крыла ламинарного профиля, который обеспечивал плавное, безвихревое обтекание крыла потоком воздуха, что минимизировало сопротивление воздуха.

Слева направо: Л. Уэйт, Р. Райс, Э. Шмюд.
Слева направо: Л. Уэйт, Р. Райс, Э. Шмюд.

Проектирование нового самолёта, хотя и проходило не с ноля, но потребовало определённых усилий и времени. В 1944 году последовал заказ на постройку опытных образцов истребителя, получившего обозначение P-82. Взяв за основу P-51H, в фюзеляж врезали дополнительную секцию длиной 1,45 м, изменили консоли крыла, убрав из них вооружение, увеличили элероны. Вооружение из 6 12,7 мм пулемётов разместили в секции крыла, соединявшей фюзеляжи, руль высоты стал общим.

15.04.1945 первый самолёт поднялся в воздух. Достигнутые показатели были выдающимися. Началось серийное производство, прерванное окончанием Второй мировой войны. По август 1945 года произвели 18 P-82B, 1 P-82C, 1 P-82D. Самолёт получил наименование «Твин Мустанг» («Близнец Мустанг»).

P-82B
P-82B
P-82B
P-82B
P-82B
P-82B

Изящное решение проблемы. И пилотажные свойства машины были вполне достойными. P-82B имел максимальную скорость 771 км/ч, дальность 2225 км (с подвесными баками XP-82 имел дальность 4160 км), практический потолок (высота полёта) 12700 м.

Модификации P-82C и P-82D отличались наличием под центральной частью крыла громоздкого обтекателя радиолокационной станции (РЛС), позволявшей находить цель ночью.

P-82C
P-82C
P-82D
P-82D

Варианты P-82C, P-82D взлетели в марте 1946 года.

20.02.1947 двумя лётчиками на дооборудованном P-82B(установили дополнительные баки в фюзеляже и 4 подвесных бака) был совершён самый дальний перелёт поршневого истребителя без посадок и дозаправки. Взлетев с Гавайских островов экипаж завершил перелёт, преодолев 7950 км (по другим данным 8129 км), в Нью-Йорке.

Самолёт, на котором был совершён перелёт
Самолёт, на котором был совершён перелёт

12.12.1945 последовал заказ на 100 истребителей модификации P-82E, являвшихся развитием P-82B. Они отличались двигателями номинальной мощностью 1600 л. с., максимальной мощностью 1930 л.с., дальностью полёта 3600 км с учётом возможности ведения воздушного боя на радиусе. Масса самолёта выросла, скорость составила 744 км/ч, штатной стала возможность подвески двух 454 кг бомб и контейнера с 8 12, 7 мм пулемётами, второй вариант вооружения включал 15 неуправляемых ракет. P-82E взлетел 17.02.1947.

P-82E
P-82E

Модификации ночных истребителей заказаны в количестве 91 P-82F и 59 P-82G, являвшихся развитием P-82Eс различными РЛС под центральной частью крыла, их скорость составляла 736 км/ч и 738 км/ч соответственно.

P-82F
P-82F

P-82G
P-82G

Первые P-82E поступили в строевую часть, 27 истребительную группу, в марте 1948 года. Они использовались для сопровождения стратегических бомбардировщиков до 1950 года.

P-82F и P-82G заменяли в качестве ночных истребителей P-61.

В июне 1948 года поменялся ряд обозначений в США. В частности, обозначение истребителей было изменено с P (pursuit, преследование) на F (fighter) (боец). P-82 стал F-82.

Выпуск всех вариантов F-82 завершился в 1949 году. Серийно построено 100 F-82E, 82 F-82F (9 из первоначально заказанных 91 самолёта закончены как F-82G), 59 F-82G. Через некоторое время 5 F-82G и 9 F-82F переоборудованы в F-82H для службы на Аляске.

В 1950 году началась война в Корее. Авиация Северной Кореи (КНДР) была укомплектована советскими поршневыми самолётами, авиация Южной Кореи состояла из небольшого количества связных и учебных машин и была сразу рассеяна. Американцы начали эвакуацию своих граждан и доставку грузов на юг. Единственным самолётом, способным действовать над Кореей с баз в Японии был F-82G. Реактивные самолёты имели малый радиус действия и требовали относительно хороших взлётно-посадочных полос, которых на юге Кореи не было. Три эскадрильи F-82G были сосредоточены в Итадзуке, ближайшей к Корее авиабазе, откуда начали вылеты на сопровождение транспортных самолётов и патрулирование. На третий день войны, 27.06.1950, пилот F-82G У. Хадсон сбил северокорейский истребитель Як-7У (по другим данным Як-9), одержав первую воздушную победу союзников Южной Кореи и первую победу ВВС США. Второе достижение примечательно, потому что американцы любят переименовывать, в том числе части вооружённых сил. 18.09.1947 United States Army Air Force(USAAF) (Соединённых Штатов армии воздушная сила) была переименована в United States Air Force (USAF) (Соединённых Штатов воздушная сила), что подчеркнуло самостоятельность и значимость вида вооружённых сил. И первая победа в воздушном бою этого вида вооружённых сил одержана, как описано выше.

В тот же день другой пилот F-82G сбил Як-9. Американцы и австралийцы, оценив специфику боевых действий, быстро начали расконсервацию, ввод в строй поршневых F-51 «Мустанг», имевших достойные данные и неприхотливых в обслуживании. 6 американских и 1 австралийская эскадрильи F-51, 3 эскадрильи F-82G, палубные истребители с авианосцев быстро завоевали превосходство в воздухе и поддерживали сухопутные войска.

Ситуация менялась неоднократно. После появления в Корее советских реактивных истребителей МиГ-15, пилотируемых советскими лётчиками, все американские самолёты прекратили чувствовать себя в безопасности. Первый бой состоялся 01.11.1950, старший лейтенант Чиж из 72 гвардейского истребительного авиационного полка на МиГ-15 сбил F-51D. В ноябре 1950 года советскими лётчиками сбиты 2 F-82G. Единственным достойным конкурентом МиГ-15 был американский истребитель F-86 «Сейбр», все остальные вынуждены были вести оборонительный бой. F-82Gуспешно применялись ночью для отражения налётов По-2.

Американцы применяли F-82G в Корее до конца 1951 года.

Служба «Твин Мустанга» в USAF продолжалась до середины 1953 года.

До настоящего времени сохранился 1 F-82E, летавший, как минимум в 1979 году в США, если верить аннотации, XP-82, летавший в 2019 году, и ещё 4 самолёта разных модификаций в музеях.

Фильмы о самолёте (при использовании Youtube.com надо иметь ввиду, что по данным Роскомнадзора иностранный владелец ресурса нарушает закон РФ, для тех, у кого Youtube не работает, видео продублировано ссылками на другой источник):

Самолёт, на котором совершён рекордный полёт поршневого истребителя на дальность:

Литература:

  1. Владимир Котельников. «Истребитель «Мустанг» «Воздушный кадиллак». Москва: ВЭРО Пресс, Яуза, ЭКСМО, 2010. ISBN 978-5-699-41773-5. С. 4-5, 9, 95-99, 103-105.
  2. Американские военные самолёты Второй мировой войны (1939-1945 г.). Москва, ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002. ISBN 5-17-015939-0. С. 211.
  3. «Энциклопедия авиации». М.: ООО «Издательство АСТ», 2010. ISBN 978-5-17-044472-4. С. 379.