Найти тему

Умирающие железные дороги России. Путешествие по Липаковской узкоколейной железной дороге в Архангельской области.

Во время нашего небольшого путешествия на автомобиле по Архангельской области, мы с супругой посетили одну доживающих свой век узкоколеек – Липаковскую УЖД в Плесецком районе. Узкоколейные железные дороги, это отдельный вид железнодорожного транспорта, вымирающий в нашей стране. А ведь еще пол века назад их количество исчислялось сотнями, а общая протяженность превышала шестьдесят тысяч километров. В последние лет 20 большая часть узкоколеек просто была закрыта, а пути разобраны и сданы на металлолом вместе подвижным составом.

На самом деле, про эту УЖД я раньше и не знал – но планируя места ночевок, увидел на карте линию УЖД, начинающуюся от посёлка Липаково, на берегу реки Онеги. И что сразу бросилось в глаза, что эта узкоколейная линия, нигде не пересекается с железнодорожной линией стандартной колеи, да с автомобильной дорогой тоже. Почти что путь «из ниоткуда, в никуда». Углядев такой интересный объект на карте, залез в интернет в поисках информации. И узнал, что УЖД эта действующая и по ней даже сохраняется пассажирское сообщение. Ну а раз мы будем в этих краях, то обязательно стоить посетить такой раритет.

Несколько слов о Липаковской узкоколейной железной дороге. Её история начинается в 1947 году, когда началось освоение лесов на левом берегу Онеги осуществляемых Красновским леспромхозом. Первым делом был основан посёлок Липаково (назван по имени бригадира строителей), рядом со старообрядческой деревней Кузнецово. В 1948 году начали прокладку железнодорожной линии шириной 750 мм, и уже через год открыли первый участок. Дорога уходила на запад, в глухую тайгу. В Липаково была размещена станция «Онега». В 1952 году на 13 км основали поселок лесозаготовителей– Лужма, а чуть позже, на 33 км – ещё один поселок - Сеза (по названию протекающей там речки). Одно время существовал ещё и посёлок Михалево (вроде между Лужмой и Сезой). Этот поселок прожил не долго и был ликвидирован ещё в 1963 году. Но узкоколейная дорога уходила намного дальше за Сезу, однако населенных пунктов вдоль линии уже не было, а только разъезды и лесозаготовительные пункты. Существовало и несколько «усов» – ответвлений от основной линии. Общая протяженность УЖД оставляла 74 км (по другим данным – 78). Рядом с Сезой велась добыча песка для строительных нужд, от которой сохранился заброшенный карьер.

Схема Липаковской УЖД (из открытых источников)
Схема Липаковской УЖД (из открытых источников)

Вначале движение по этой дороге осуществлялось на паровозной тяге, а по «усам» - даже на конной. С 1960 хх годов перешли на тепловозы. Каждый день по линии приходило не менее 10 составов в одном направлении, было и регулярное пассажирское сообщение, до 3х раз в день. Лес заготавливали круглогодично, выгружали в Липаково. В теплое время года древесину сплавляли в плотах по Онеге. Население поселков Лужма и Сеза, было по несколько сотен человек, а в Липаково более тысячи. Также существовала вся необходимая инфраструктура: магазины, почта, школы, детские сады, медицинские пункты и пр. Поселки заселялись как жителями архангельской области, т.е. по сути местными, так ссыльными поволжскими немцами. До сих пор среди жителей встречаются немецкие фамилии.

Активные лесозаготовки велись до 1997 года. А потом весь строевой лес в пределах досягаемости вырубили. В 2000 г. был ликвидирован леспромхоз, но лесозаготовки ещё явно велись несколько лет. Последний состав с лесом прибыл в Липаково в 2004 году, а с 2005 г. начата разборка магистрали. В первую очередь сняли «усы», разобрали разъезды, а затем стали демонтировать и саму линию за Сезой.

Что же мы имеем на сегодняшний день – июнь 2024 года?

Есть действующий участок дороги длиной в 32 км до поселка Сеза. Железная дорога сохранилась и действует только потому, что посёлки жилые, а автомобильных дорог туда нет! Вернее, они есть, но только для трактора или автомобиля типа Урал или ЗИЛ 157. Муниципальные власти давно хотят посёлки расселить, а железную дорогу закрыть и разобрать, ибо от нее только убытки.

По УЖД сохраняется пассажирское движение два раза в неделю по понедельникам и пятницам. Иногда, по особому запросу, поезд ходит и по средам. Но сейчас все реже и реже.

Неизменно уже более 20 лет, сохраняется и расписание движения. Из Сезы в 6.00 и 15.00. Из Липаково (ст. Онега) в 10.00 и 18.00. Скорость движение порядка 20-22 км/ч. Весь путь поезд проходит за 1ч.45 минут. Примерно 40 минут от Онеги до Лужмы и чуть больше часа от Лужмы до Сезы. Но, что самое удивительное – ПРОЕЗД БЕСПЛАТНЫЙ!!!

Из подвижного состава действуют два тепловоза ТУ-6А.

Тепловоз ТУ-6А.
Тепловоз ТУ-6А.

Есть один пассажирский вагон ПВ-40, с дровяной печкой внутри, но сейчас он стоит на станции Сеза и используется крайне редко. Проблема в том, что из-за изношенности железнодорожного полотна, он стал часто сходить с рельс. А иногда и опрокидывался, вместе с пассажирами: люди получали травмы. Так что редкие пассажиры сейчас ездят либо в кабине машиниста, либо на грузовой платформе. Половину платформы занимает «обрезанный» кузов от микроавтобуса. В нем возят товары в магазин, ну и пассажиры тоже могут там ехать. Но сидеть в этой металлической коробке не на чем, разве что на деревянных чурках или на полу. Вот такой вот сервис. Ещё в наличии несколько грузовых платформ и 2 плуга- снегоочистителя. Один в Липаково, другой на станции Сеза.

Снегочиститель
Снегочиститель

Чтобы попасть в Липаково, надо для начала переправиться через реку Онегу. Моста здесь нет и никогда не было. Зимой действует ледовая переправа, а в теплое время года – паром. Во время ледостава и ледохода, поселки почти что оторваны от «большой земли» – движение может остановиться на 2-3 недели. Есть, вроде грунтовка, по левому берегу Онеги в сторону Североонежска, но проехать там может только очень внедорожная техника.

Летом паром работает с 7 до 19, а по выходным дням до 20 часов. Но с перерывами.

Паром через Онегу
Паром через Онегу

Вот фото расписания.

Фото расписания:
Фото расписания:

Мы переночевали в палатке на берегу Онеги в нескольких км от переправы и были у парома около 8 утра. Паром стоял на нашем берегу реки. Заезжать на паром на машине особого смысла не было, поэтому оставили её на правом берегу реки. Взяли с собой только рюкзачки с термосом, перекусом, накомарниками, баллончиком с реппелетом и пауэрбанками.

Переправа автомобиля платная: 90 рублей – мотоцикл; 250 рублей – простая легковушка; 350 – кроссовер, внедорожник; 450 – микроавтобус и т.д. А вот пешеходы и пассажиры автомобилей – бесплатно!

Фото прайса:

-7

Зашли на паром. Кроме нас – только один весьма нетрезвый мужичок. Дело было в понедельник и я спросил у женщины – кондуктора, работает ли сегодня УЖД. Она ответила, что поезд должен быть, они как раз ждут машину, которая привезет хлеб для дальних поселков. И точно, минут через 15 подъехала видавшая виды Митсубиси-Делика с хлебом и другими продуктами. Хлеб выпекают в пекарне в селе Фёдово, неподалеку, и развозят по окрестным деревням. Несколько буханок взяли себе и паромщики. Кроме этого микроавтобуса, других машин и пассажиров не появилось и паром отчалил.

Паром самоходный – движется по тросам за счет течения реки. Время переправы, а тут Онега имеет ширину около 250 метров, примерно 8-9 минут. В 8.30 мы были на левом берегу реки.

До Липаково по бетонно-грунтовой дороге идти около 1 км, мимо деревни Кузнецово.

Дорога до Липаково
Дорога до Липаково

Но она остается чуть в стороне. Видно, что деревня ещё живая. Хотя читал, что там есть дома, которым более 100 лет.

Вскоре мы были уже около тупика железнодорожной ветки. Я знал, что садиться можно и в этом тупике, так как станция Онега расположена подальше, и практически заброшена. Здесь же было несколько каких-то гаражей, куча поломанных автомобилей и прочих остатков разнообразной техники, по сути металлолома. Стоял рядом и грузовик-лесовоз, а также та самая Делика, что везла продукты. Но главное, мы увидели тепловозы и платформы.

-9

А вот пассажирского вагона я не увидел. Около техники стояли и разговаривали несколько мужчин в рабочей одежде. Увидев нашу приближающуюся пару, один их них бросил с ухмылкой: «О, б…., опять туристы, приключения искать…».

Из одного тепловозов в это момент вылез пожилой мужчина, в чистенькой розово-белой рубашке в клетку. Я подошёл к нему, поздоровался, и уточнил – пойдет ли сегодня поезд, а главное, будет ли рейс обратно. Машинист подтвердил, что да, едут по расписанию. Но надо еще стрелку отремонтировать.

Времени у нас ещё было почти час, и мы пошли осмотреться и пройтись по поселку. От тупика до станции Онега по путям метров триста. Мы так и двинулись прыгая по шпалам. А шпалы то в основном все сгнившие. От никоторых вообще только труха осталось. А между шпал местами довольно мокро. Около тупика несколько веток железнодорожной линии. На них, кроме двух тепловозов, стояли три пустых платформы и снегоочиститель. Ну и несколько самоходных дрезин, так называемых «пионерок». Этакая тележка на железнодорожных колесах, с мотором от мотоцикла.

Пионерки
Пионерки

По шпалам дотопали до станции Онега, по пути увидев лежавший около одной из стрелок инструмент. Ясно, её и будут ремонтировать.

Станция представляет из себя небольшое одноэтажное строение, с заколоченной снаружи досками дверью. Вокруг все зарастает деревьями и кустарниками. Помоста платформы вообще нет, как такового – сгнил уже. А в былое время даже навес от дождя присутствовал.

Станция Онега
Станция Онега

От станции по деревянным тротуарами направились в центр поселка. Там уже есть дороги по которым ездят автомобили. Обнаружили и водопроводную колонку – умылись.

-12

Много домов уже заброшены. Но пока много и жилых: сейчас в поселке проживает порядка двухсот человек.

-13

Но в целом населенный пункт производит довольно грустное впечатление. На одном из сараев, похоже бывшем складе ГСМ увидели остатки плаката советской эпохи

Бывший склад ГСМ
Бывший склад ГСМ

В 9.50 пришли обратно в тупик. Тепловозы уже стояли на разных путях. К тому, что отправлялся в рейс была прицеплена платформа, с частью кузова от микроавтобуса.

Платформа с "фургоном"
Платформа с "фургоном"

В этот кузов погрузили свежий хлеб и другие продукты, что нужно было доставить в магазины Лужмы и Сезы. А на пустой части платформы навалены шпалы – для ремонта стрелки. Работяги сказали, что вначале отвезут шпалы, если хотите с нами – садитесь. Тепловоз двинулся, и мы на ходу заскочили на платформу. У стрелки состав остановился, мы тоже слезли. Рабочие сгрузили шпалы, стали их распиливать в размер. Ну, думаю, надолго мы тут застряли.

Разгрузка шпал
Разгрузка шпал

Тем временем тепловоз попятился назад, в тупик. Ушел на запасной путь и пропустил «пионерку». Мужчина и две женщины куда-то отправились на этом «супердырчике». Минут через 5-7 состав снова подошел к стрелке, машинист сказал: «Залезайте в кабину! Или вы на платформе поедете?» Мы полезли в кабину. Поезд благополучно прошел через стрелку, и мы покатили к таежным деревням.

Любопытно было ехать в кабине. Тепловоз ТУ 6А, бортовым номером 3716, выпуска 1986 года. Но вместо родного дизеля, у него уже давно стоит движок от грузовика. И как в обычном автомобиле, машинист выживает сцепление, переключает рычагом передачи и жмет на педаль газа. Только тормоз ручной и руля нет. А ещё есть рычаг реверса. В тесновато – много места занимает обычная печка-буржуйка. Без нее зимой никак не возможно. Есть одно пассажирское кресло и в углах пара деревянных стульев, похоже бывших школьных. Кроме нас ехал только один пассажир – собака Лайка, по имени Тайсон. Её попросили доставить хозяевам до ст. Лужма.

-17

Вначале я разместился на сиденье рядом с машинистом, а супруга села на картонку на порог открытой двери тепловоза и смотрела вперед. Рядом с ней пристроился и пёс.

Поезд идет местами как в зеленом тоннеле – настолько близко деревья подступают к полотну.

-18

Путь неровный – смотришь на уходящие в даль рельсы, а они как извивающийся в конвульсиях червяк.

УЖД идет по лесу
УЖД идет по лесу

Шпалы-то давно сгнили, и в иных местах рельсы лежат прямо на земле. Многие мосты через ручейки и речки явно в аварийном состоянии, но пока еще выдерживают вес поезда. Я посмотрел на навигатор – поезд ехал с максимальной скоростью 22-23 км/ч. На поворотах и у мостков сбрасывая до 15.

Немного поговорил с машинистом. Зовут его Владимир, ему 70 лет.

Машинист Владимир
Машинист Владимир

Он рассказывал про то, что постоянно нужно возить с собой бензопилу, часто деревья падают на пути; что зимой бывает так заметает, что поезд с плугом-снегочистителем еле пробирается; что при коммунистах тут кипела жизнь; что натурального хозяйства сейчас ни у кого почти нет, а раньше в Сезе был совхоз с десятками коров, были и лошади.

Я поинтересовался, как осуществляется управление движение. Узнал, что раньше были диспетчерские в Сезе и Липаково. А на каждом разъезде будка с телефоном. Машинист связывался с диспетчерам по телефону. Было и несколько семафоров. По отзывам, последний такой семафор стоял в Лужме и был спилен на металлом в 2006 году. Позднее каждый тепловоз оборудовали радиостанциями. Диспетчерские пункты тоже. Владимир показал мне на рацию в кабине. Работает? - спросил я. Машинист ухмыльнулся, и отрицательно помахал головой: давно уже издохла. Да и не нужна – связываться не с кем.

Можно увидеть рацию
Можно увидеть рацию

Минут через 40 прибыли в Лижму. Как таковой станции здесь нет; есть небольшое строение, раньше на нем была вывеска «Станция Лужма». Здесь состав уже встречала хозяйка магазина по имени Зина, с помощником. Выпустили собаку, пёс с радостью бросился к хозяевам. Они быстренько перегрузили товары с платформы в «мотособаку» с прицепами.

Выгрузка товаров для магазина на станции Лужма
Выгрузка товаров для магазина на станции Лужма

Я удивился – раньше видел такие, но только зимой. Но тут продавщица и летом возит грузы на таком агрегате. Машинист сказал, что раньше существовало ответвление железки прямо к магазину. Ну а сейчас уже нет. Стоянка в Лужмы была не долгой. Владимир немного поговорил с Зинаидой и мы двинулись дальше.

От Лужмы до Сезы ехали порядка часа. Машинист комментировал, где раньше были разъезды. Сейчас от них и следа не осталась. Дорога также идет в «зеленом тоннеле». Правда ближе к Сезе стало побольше встречаться хвойных деревьев.

-23

Примерно в полдень прибыли в Сезу. Здесь ещё сохранилось ответвление к магазину. Владимир вылез и кабины, перевел стрелку и состав подполз к бараку, в котором размещается торговая точка. Никаких надписей, что это магазин тут нет. Ну да местные и так знают, а пришельцы бывают редко. Опознавательным знаком является синяя телефонная будка на стене строение и сильно выцветший плакат советских времен: «Товарищи лесозаготовители! Решения XXVII съезда ЦК КПСС претворим в жизнь!». Для справки - XXVII съезд ЦК КПСС проходил в 1986 году.

Магазин в Сезе
Магазин в Сезе

В магазине поезд уже ждали местные жители. Прибытие тепловоза с прицепом, тут как приход корабля в отдаленную гавань – событие местного значения. И все сразу тут – магазин центр местной цивилизации. Но работает он только в дни прибытия поезда с 12 до 15. Словоохотливая продавщица Галина, женщина пенсионного возраста, как и все жители данного посёлка, сразу поинтересовалась откуда мы? Когда сказали, что из Питера, улыбнулась и сообщила, что в основном петербуржцы их и навещают, реже москвичи. А так, гости тут явление редкое.

Мы купили в магазине пакет пряников, банку кабачковой икры и бутылку лимонада. Немного поговорили с жителями и пошли осматривать поселок.

Первым делом вернулись назад, так сказать, к станции. Станционного здания тут нет. Есть строение, в котором была диспетчерская. Оно в приличном стоянии, и открыто для всеобщего доступа. Внутри кто-то хранит пару мотоциклов. А на столах лежат бумаги и графики, примерно пятнадцатилетней давности.

Бывшая диспетчерская
Бывшая диспетчерская

На запасных путях стоят два пассажирских вагона. Один уже в совсем плохом состоянии: окна все выбиты, краска облезла, двери настежь. Внутри отваливается обивка потолка.

-26

Зато другой, модели ПВ-40, вполне себе живой: относительно недавно покрашен и находится в рабочем состоянии. Мы открыли дверь и зашли в салон.

пассажирский вагон ПВ-40
пассажирский вагон ПВ-40

По центру салона установлена печь-буржуйка, которую растапливают зимой — морозы на севере бывают нешуточные. Вокруг деревянные лавки. Тут мы и устроились на перекус. В вагоне было душновато, но зато отсутствовали летающие кровососущие насекомые, которых в округе предостаточно.

Внутри вагона ПВ-40
Внутри вагона ПВ-40

На других путях находится ещё плуг- снегоочиститель и платформа с краном-погрузчиком бревен (передвижной агрегат ДМ-36). Причем явно в исправном состоянии: гидравлика замена на новую и похоже совсем недавно.

-29

Чуть в стороне, похоже уже не на рельсах, а просто на земле, размещаются остатки грузового вагона. Уже дома, выяснил, что это был вагон-электростанция ППЭС-40.

В противоположенную от поселка строну отходит ответвление ветки, длиной метров 200, к депо. Депо действующее, здесь до сих пор производится ремонт подвижного состава.

Депо в Сезе
Депо в Сезе

Сразу за станцией рельсы заканчиваются.

Стою на оконечности рельсов
Стою на оконечности рельсов

Дальше в леса уходит насыпь железной дороги, по которой уже никогда не поедут поезда. Мы прогулялись до моста через речку Сезу. Мост, как ни странно, недавно обновлен и в хорошем состоянии. Видимо его используют для поездки на мотоциклах, болотоходах и зимой, на снегоходах.

Мост через речку Сеза
Мост через речку Сеза

За мостом кучей навалены снятые рельсы. Их пока даже не вывезли отсюда. Интересно, что от шпал и следов не осталось. Выкорчевали, наверное, чтобы не мешали ездить по насыпи.

А ведь рельсы совсем недавно ещё были проложены на 2 км дальше - до кладбища! Хоронить тоже возили людей по железной дороге, а теперь как?

Рельсы сняты и навалены кучей.
Рельсы сняты и навалены кучей.

Изучив станцию и её окрестности, прошлись по поселку. Сеза - посёлок насчитывающий 4 улицы, не имеющих названий. Застроен деревянными домами, среди которых обнаружился многоквартирный двухэтажный.

Двухэтажный дом в Сезе
Двухэтажный дом в Сезе

Двухэтажный дом в Сезе
Двухэтажный дом в Сезе

Остальные – деревянные одноэтажные дома, построенные по одному проекту. Похоже один дом – на две семьи, так как имелось по два входа с торцов.

Дома не из бруса, а щитовые. Вместо утеплителя – какие-то бумажные брикеты с лентами, типа лыка. Не знаю, что это такое. Вместо фундамента – деревянные сваи, многие сильно покосившееся. А вообще большинство домов уже давно заброшены и развалились. А в те заброшики, что ещё стоят, внутрь заходить порой не безопасно.

В заброшках
В заброшках

Интересно было бродить по улицам посёлка, никогда не знавшим автомобильного движения. Они однако сильно заросшие травой. Но местами прокошены проходы к жилым домам и проложены деревянные тротуары.

Улица в Сезе
Улица в Сезе

Обнаружили мы и ФАП (фельдшерско-акушерский пункт). Но сейчас он редко работает.

Фельдшерско-акушерский пункт
Фельдшерско-акушерский пункт

А ведь раньше было довольно большое поселение. Как нам рассказала продавщица магазина, когда мы зашли после прогулки купить ещё бутылочку лимонада, население в период рассвета леспромхоза, в 1980-е годы, составляло порядка восьми сотен человек. В посёлке было 4 магазина, 2 школы, 2 детских сада, почта, медпункт. Был и совхоз с коровами.

Сейчас тут круглогодично проживает всего 15-16 человек, все пенсионеры. Летом правда население увеличивается человек до 30. В том числе приезжают дети в внуки этих пенсионеров. Натуральное хозяйство почти никто не ведет, а раньше были огороды и пара лошадей, которыми огороды и вспахивали. А еще население активно использует дары леса: собирают грибы и ягоды, ловят в реках и озерах рыбу, некоторые мужики охотятся. В Лужме ситуация точно такая же.

Есть проблемы с электроэнергией. Хотя к посёлку подведена ЛЭП, но зимой часты обрывы проводов и жители по неделе могут сидеть без света. Телефонная связь тоже вроде и есть, но работает с перебоями. Пожаловалась женщинам нам также, что муниципальные власти не хотят привозить сюда дрова. Летом потихоньку разбирают на дрова старые дома, а зимой это делать сложно. Хорошо, когда приезжают взрослые дети и помогают. Так, разобрали и сожгли три из четырех ранее стоявших в посёлке двухэтажных дома. А в последнем, оставшемся (что мы видели) живет всего одна бабушка.

Посёлок будут расселять, он доживает последние годы. Об этом речь идет уже много лет. Когда в середине ХХ века эти поселки создавались, они планировались как временные — после окончания заготовок леса на данном участке их должны были расселить. Это было обычной практикой в СССР: когда лес в выбранном районе заканчивался, лесозаготовительные посёлки «закрывали» — просто разбирали дома и рельсы, и вместе со всеми жителями-работниками перевозили на новое место. Это был постепенный, но постоянный процесс — в одних местах узкоколейки разбирались, в других, где ещё сохранялся девственный лес, строились новые. Все логично. Но этим поселкам не повезло - после перехода к рыночной экономике северные леспромохозы стали банкротиться один за другим. Лесозаготовки прекратилось, а людей оставили наедине с их проблемами. Все, кто смог или захотел – уже давно уехали.

Сеза
Сеза

По словам продавщицы, вроде в этом году вопрос о расселении Сезы уже решен – жителям построили и дадут квартиры в Плесецке и Обозерске. Возможно, что уже в этом, ну или в следующем году последние люди покинут этот населенный пункт. А как только поселок Сеза опустеет, то и узкоколейке придет конец. Ведь она функционирует только пока здесь есть жители, которым нужно доставлять продукты и другие товары. Но, правда поселок Лужму пока расселять не планируют – они ведь ближе к цивилизации. Значит, могут подождать. Вероятно, до Лужмы дорога сохранится подольше.

В начале четвертого появился машинист Владимир, с термосом в руках. Завел двигатель, предложил садиться. На это раз мы не полезли в кабину, а уселись на открытой платформе, в фургоне. Платформа сейчас идет впереди тепловоза и мы можем смотреть вперед, по ходу движения, а не на убегающие назад рельсы. Задняя дверь фургона была открыта вверх и подперта доской. Так что так мы и ехали, как под навесом. Благо было очень тепло, почти +25 градусов. А встречный поток воздуха сдувал всех летающих гадов.

Вот так и ехали
Вот так и ехали
-41

Около 17 часов вернулись в Липаково. Отметили, что работы по замене шпал у стрелки завершены. Когда выгружались из поезда, один из путейцев спросил с грустной улыбкой: «ну как Вам наша разруха?». Я даже не знал, что и ответить.

В целом поездка на поезде узкоколейки очень понравилась – для нас это так необычно. Но с другой стороны, для жителей больших городов и паром, и поезд УЖД по сути просто аттракцион, а для местных жителей – самая настоящая жизнь. А восхищаться разрухой – не этично, как минимум. Да чем тут восхищаться? Однако все эти люди, что поддерживают Липаковкую узкоколейную железную дорогу в рабочем состоянии, вызывают большое уважение, за их самоотверженный труд, практически на голом энтузиазме.

К сожалению, боюсь, в ближайшем будущем, и этой УЖД, как многим другим на просторах бывшего Советского Союза, придет конец. А пока – спешите видеть, поезда ещё ходят!

-42

А вам, уважаемые читатели, доводилось ездить по узкоколейным железным дорогам?

  • Если статья вам понравилась и вызвала положительные эмоции, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
  • Буду рад всем посетителям!