Часто встречаются советы психологов о том, что нельзя направлять детей в выборе будущей профессии. Нам, родителям, говорят, что очень часто мы пытаемся реализовать свои мечты через детей, хотя им этого не надо - они самих разберутся и вообще должны прожить свою жизнь. На мой взгляд, это вредные советы. Нельзя полностью соглашаться с этими рекомендациями, когда речь заходит именно о будущей профессии.
Когда можно и нужно рекомендовать будущую профессию своим детям
Есть целые династии в какой-либо профессии. Как правило, это очень уважаемо в обществе. В старину отец сыну передавал своë ремесло. Это позволяло совершенствовать навыки, так как дети с детства были знакомы с работой. Согласитесь, подобный подход имеет серьёзные преимущества. В наши дни это тоже имеет место быть, только уже касательно профессии. Преимущества сохраняются, так как дети растут в той среде, которая приближает их к тому делу, которым они будут заниматься, если пойдут по стопам родителей: это и разговоры между взрослыми на профессиональные темы, и обсуждение проблем и т. д. Дети впитывают информацию. Им даже в профессиональном учебном заведении учиться проще, так как о многом они имеют представление. Кроме того, есть у кого спросить совета, через родителей есть знакомые в профессиональном сообществе. То есть гораздо проще стать настоящим профессионалом и сделать карьеру.
Бывают случаи, когда ребёнок, насмотревшись на родителей, ни за что не хочет идти по их стопам. Как правило, это бывает тогда, когда родители не очень успешны в своей профессии. Потому что вечная усталость, множество разговоров о проблемах на работе как раз и отталкивают детей. Тогда смысла нет продолжать династию. Ведь очевидно, что она вырождается и передавать нечего. Если же родители успешны, то они своим энтузиазмом смогут заразить ребёнка. В этом случае важно начать его воспитывать таким образом, чтобы сформировать необходимые качества для будущей профессии, направлять в обучении, больше рассказывать о работе, по возможности, иногда брать туда с собой.
Династийный подход к выбору профессии прекрасен тем, что общество получает первоклассного специалиста, а ребёнок с детства движется к цели, не тратя время на метания и поиски, тем самым становясь наиболее конкурентоспособным в выбранной сфере.
Если же династии никакой нет, то пускать на самотёк выбор профессии тоже нельзя. Пока ребёнок маленький, можно закладывать те знания и качества, которые пригодятся при выборе определённых профессий. Родители, будучи уже взрослыми и опытными людьми, вполне себе могут, опираясь на экспертные мнения и логическое мышление, предположить, какие профессии будут востребованы через 10 -20 лет, анализируя текущие тренды. Например, логично предположить, что если сейчас "бум" на айтишников, то через 10 лет рынок труда ими будет переполнен.
Конечно, если ребёнок с детства мечтает стать программистом, увлечён этой профессией, старается самостоятельно чему-то научиться, много про это читает и смотрит, что-то пробует и у него получается - отговаривать не обязательно. Достаточно описать риски перенасыщенного рынка труда и помогать совершенствоваться в выбранном направлении, чтобы увеличить конкурентоспособность.
Отдельный разговор про творческие профессии типа певца или актёра. Мы же понимаем, что помимо недюжинного таланта требуется ещё и огромное везение, чтобы состояться в такой профессии. Риски колоссальные. На мой взгляд, лучше перевести такую мечту в разряд увлечений. Действительно яркий талант заметят. Тогда уже можно будет задуматься и о профессиональной творческой деятельности. Но если ещё в школьные годы серьёзные конкурсы не выигрываются, никакие предложения от преподавателей и агентств не поступают, то лучше ориентироваться на какую-то рабочую специальность, которая прокормит.
Родители должны задумываться о будущем своего ребёнка. Ведь они воспитывают и дают образование. Профориентацию желательно выявлять и развивать с самого детства. Потому что в подростковом возрасте гормональный коктейль затмевает разум, и подростку тяжело задуматься и определиться, если нет никаких якорей, подготовленных заранее. А ближе к выпускным экзаменам, когда пубертатный период остается позади, вдруг выясняется, что либо не хватает знаний в той области, в которой хотелось бы приобрести профессию, либо вообще нет представления, чем заниматься. Отсутствие представления о будущем будет пугать и вселять неуверенность. А ведь мы хотим счастья нашим детям.
Когда в выбор профессии своих детей нельзя вмешиваться
Так что применять обозначенные в начале статьи советы психологов касательно будущей профессии можно лишь в двух случаях:
1) когда ребёнок точно знает, кем хочет быть (думаю, такое встречается 1 раз на 1000+) и у него для этого есть все данные;
2) когда у ребёнка нет никакой предрасположенности к профессии, которую рекомендуют родители. Например, они хотят, чтобы он стал ветеринаром не смотря на то, что боится животных. Или стал физиком-ядерщиком, хотя физика и математика вообще ему не даются.
А что вы об этом думаете? Делитесь своим мнением в комментариях.