Едва Владимир Владимирович Путин заступил на новый срок и вновь стал президентом, начался новый виток передела собственности. С усилившейся борьбой с коррупцией многие бизнес-активы, перешедшие в собственность государства по решению судов, реализовываются новым собственникам. Министр Силуанов отметил, что такие задачи уже поставлены Росимуществу, которое и выступает промежуточным звеном смены старого собственника на нового.
здоровы и счастливы
Активы передаются в казну, их будут реализовывать, такие задачи Росимуществу поставлены, не происходит никакой национализации. Происходит именно передел собственности: государство, используя властные механизмы и суды, просто меняет старых собственников на новых и слова г-на Силуанова прямо об этом свидетельствуют.
Взгляд тех, кто ратует за национализацию, зачем государство этим занимается, совсем не ради справедливости, даже, если активы ранее были приватизированы или приобретены как-то незаконно. Это же просто отличный источник пополнения бюджета, что сейчас государству очень кстати.
Когда-то актив уже был приватизирован, государство получило за это деньги, а частный собственник, актив. Теперь у него отбирают этот актив через суд под предлогом незаконной приватизации, и приватизируют объект заново, уже по текущей стоимости и снова получают деньги в бюджет.
Бюджету всегда не будет хватать доходов, поэтому можно и по третьему кругу пойти, и по четвертому. Новых собственников могут назначать за "особые заслуги" перед властью, а у добросовестных приобретателей на организованных торгах они были изъяты.
Российский союз промышленников и предпринимателей направил президенту Путину предложения по законодательному урегулированию пересмотра приватизационных сделок. Союз предлагает предусмотреть компенсацию инвесторам рыночной стоимости национализируемых активов, а также установить предельный срок, по истечении которого актив не может быть национализирован.
Опасения РСПП вызваны возросшим за последнее время количеством национализаций. Очевидно, что национализация предприятий, следствие их неправильной приватизации. При этом речь идет как о неэффективном управлении, мошенничестве, разоблаченном правоохранителями, так и о безопасности государства.
В мае 2023 года о необходимости национализации основных отраслей российской экономики для обеспечения "экономической безопасности в условиях войны" заявил глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин.
Если абстрагироваться от эмоций, то приватизации, равно как и национализации являются обычными инструментами управления экономикой. Первая свойственная периодам ослабления государства, вторая напротив сигнализирует о желании государства усилить свои позиции в экономике.
За доказательствами этого тезиса далеко ходить не нужно. Перед кризисом 1998 года доля государства в экономике России оценивалась примерно в 25%, в 2008 году — уже в 40-45%, к 2013 году она превысила 50%. По крайней мере, такие данные приводит Федеральная антимонопольная служба. РАНХиГС оценивал долю госсектора в ВВП России по итогам 2021 года в 56,23%.
Безусловно, приватизация способствует росту эффективности производства. Но часто бывают и ситуации обратного порядка, когда приватизированные предприятия меняют профиль, нарушая ранее выстроенные экономические цепочки или используются неэффективно и, что еще хуже, работают не в интересах государства, а вопреки им. В случае с чиновниками национализация возможна, как следствие расследования уголовных дел, а пока они пусть процветают. Пока изъятие идет в отношении владельцев предприятий, действующих не в интересах государства.
Генпрокуратура потребовала национализировать агрохолдинг "Покровский", 50 предприятий, 242 тыс. га земель после того, как его владелец Андрей Коровайко, который скрывается от следствия за пределами России и стал активно выводить из России прибыль агрохолдинга.
самый богатый чиновник Кремля
Судебные приставы обратили в доход государства доли приморского золотодобытчика "Терней Золото", которое контролировал депутат ГД Сергей Сопчук, скрывая от контролирующих органов своё участие в активах. Стоимость его активов оценили в 38 млрд рублей. У депутата Госдумы Андрея Колесника забрали Калининградский морской порт, которым он владел, пока был депутатом.
По иску Генпрокуратуры были национализированы "Уралбиофарм", завод "Исеть", и банк "Вятич", которым владел бизнесмен Малик Гайсин, купивший их, пока был депутатом Госдумы.
Генпрокуратура подала иск против Андрея Мельниченко с требованием передать в госсобственность компанию "Сибэко", крупнейшее в Сибири предприятие по производству и реализации электрической и тепловой энергии, так как оно было куплено Мельниченко у бывшего министра по делам "открытого правительства" Михаила Абызова, приговоренного к 12 годам колонии.
По иску Генпрокуратуры обращены в казну государства всех акций ГК "Рольф", крупнейшего автодилера России. Основатель и владелец Сергей Петров некогда совмещал депутатские полномочия с предпринимательством.
Оборудование немецкой компании Siemens, используемой для обслуживания поездов "Сапсан", было передано РЖД после того, как Siemens Mobility в одностороннем порядке расторгла договора о техническом обслуживании поездов и завила об уходе из России.
Активы энергетических компаний Uniper и Fortum перешли тоже под управление государства. Пивзавод "Балтика" и заводы "Данон" перешли в управление государства так как их владельцы, пытались запугать своих работников увольнениями в случае проявления ими определённой гражданской позиции, так выразился в отношении их наш президент.
Аэропорт Пулково передали в госсобственность после того, как его иностранные акционеры прекратили участвовать в управлении воздушной гаванью, заблокировав принятие важных решений.
Государство не стало церемониться с активами украинских олигархов: их имущество в Новороссии и Крыму национализировано, также в госсобственность переданы активы. Даже не работавшая с 2017 года липецкая фабрика "Рошен" экс-президента Украины Петра Порошенко стала государственной.
В-третьих, национализации провели в случаях, когда стратегически важные предприятия оказывались под контролем иностранных собственников, что создавало угрозу государственной безопасности.
Башкирская содовая компания попала под национализацию после начавшихся массовых протестов против разработки известняка на священной для жителей Башкирии горы Куштау и личного вмешательства в дело президента Путина.
Генпрокуратура потребовала вернуть в государственную собственность акции Соликамского магниевого завода, единственного в России производителя магния, после судебных разбирательств между ФАС и его тремя акционерами, которые к тому моменту вошли в острый корпоративный конфликт.
СМЗ управляли через кипрские компании, а продукция завода вывозилась в Эстонию и впоследствии поставлялась на предприятия американского ВПК. Теперь заводом владеет ГК "Росатом", которой поручили развитие добычи редких и редкоземельных металлов в России.
Арбитражный суд Мурманской области национализировал Мурманский морской рыбный порт как стратегическое предприятие, обеспечивающее перевалку 80% рыбной продукции в Мурманске, которое управляется группой лиц, включающей иностранного инвестора. Порт приватизировали, а собственник, государство и коммерческие структуры вели множественные судебные споры.
Была национализирована компания "Коммерческий центр, транспорт и лес" с терминалом в Большом порту Санкт-Петербурга, а имущество компании было передано Объединённой судостроительной корпорации. КЦТЛ бывшая часть от Северной верфи, терминал примыкает к территории судостроительного завода. Верфь арендовала у КЦТЛ многие активы, без которых невозможно производство боевых кораблей и гражданских судов.
Генпрокуратура подала иск о национализации завода "Волжский оргсинтез", производитель метионина, незаменимой аминокислоты и анилина, основы для взрывчатки под предлогом незаконности приватизации и иностранного контроля над предприятием. Суд удовлетворил иск Генпрокуратуры.
Генпрокуратура подала иск к компании "Фининвест" о национализации Дальнегорского ГОК в Приморском крае как единственного в стране производителя борной кислоты, контролируемого кипрской компанией, принадлежащей офшору с Виргинских островов. Национализирован Ростовский оптико-механический завод, производящий оптические приборы для бронетанковой техники.
Внешэкономбанк не подведет
В госсобственность перешёл Сясьский ЦБК, крупнейший в стране производитель промышленной целлюлозы, салфеток и туалетной бумаги. Предприятие является стратегическим, а приватизировано было иностранным собственником без согласования с правительственной комиссией.
Список можно продолжать и продолжать, но наш народ всегда будет волновать, пока люди будут помнить и сожалеть, как их бессовестно надули с приватизацией, оставив многих просто выживать, а ведь все можно было сделать по-другому, а почему не сделали, вот вопрос.
Автору всегда приятно, если читатели подписываются на канал. С признательностью Николай Бельков.