Найти тему
ФинансКредит

Продавцам могут законодательно запретить навязывать услуги потребителям

Дополнительные услуги никто не любит. Продавцы знают об этом и потому прячут пункты под звездочкой подальше. Такая условно законная хитрость помогает держать бизнес на плаву. В июне Роспотребнадзор предложил проект, который положит конец навязыванию ненужного и необязательного.

В пояснительной записке указано, что запрет распространяется на все услуги, товары или работы. Авторы проекта рассказали о том, что скрытое или явное навязывание услуг – практика, не теряющая своей популярности. Речь идет не столько о мошенниках, сколько о добросовестных организациях, которые злоупотребляют своими полномочиями.

К примеру, авиакомпании включают в договор пункт о добровольном согласии. Формально покупатель может отказаться от этой опции, однако далеко не всегда он пользуется этой возможностью. В договоре много деталей, из-за чего взгляд даже не останавливается на дополнительных услугах, о которых клиенту не рассказали.

Попадались на злоупотреблениях и управляющие компании. Принцип обмана прост: распечатываются квитанции за ЖКХ, в которых заранее проставлено согласие человека на оплату кабельного ТВ, работы консьержа или даже страхование имущества. А чтобы клиент точно не ошибся возможность заплатить только за ЖКХ убирают.

-2

Роспотребнадзор отмечает, что навязывание дополнительных услуг стало повсеместной практикой. Компании не только включают скрытые услуги, но и грозят негативными последствиями «непослушным» клиентам. Среди таких последствий часто встречаются отказ в обещанной скидке, взыскание неустойки и т.д.

За последние месяцы вопрос о том, имеет ли право продавец манипулировать покупателем, поднимался неоднократно. Еще в октябре прошлого года Владимир Путин подписал закон, предусматривающий ответственность за навязывание товаров. Благодаря поправкам в ст. 14.8 КоАП увеличивается штраф для непослушных:

  • должностные лица: от 2 до 4 тысяч рублей;
  • юридические лица: от 20 до 40 тысяч рублей.
-3

К тому же, в законе «О защите прав потребителей» существует 16 статья, подробно раскрывающая данную тему. В ней говорится о том, что продавец не может оказывать дополнительные платные услуги до того, как получит согласие клиента. Даже если услуга уже оказана, клиент имеет право потребовать от продавца вернуть деньги.

Поскольку все детали наказания для провинившихся уже указаны, необходимость пересмотра правил вызывает вопросы. Однако в Роспотребнадзоре отвечают, что смысл поправок состоит в более точной формулировке нормы. В службе надеются, что новый подход поможет клиентам лучше понимать свои права и отстаивать их при возникновении спорных ситуаций.

Больше всего проблем возникает в тех случаях, когда компании, злоупотребляющие своим положением, являются монополистами. Клиент оказывается в безальтернативной ситуации, когда единственное, что остается – это принять предложенные «правила игры». Юристы указывают на то, что поправки нацелены в первую очередь на организации, которые пренебрегают прозрачностью сделок, т.к. не боятся потерять покупателей.

-4

Последнее значимое ограничение возможностей продавцов произошло в 2022 году. В сентябре им запретили принудительно собирать данные потребителей. Под запрет попала любая информация, позволяющая идентифицировать человека – от имени до телефонного номера.

На практике это работает следующим образом: компания не может отказать в продаже билета на мероприятие, если клиент отказывается предоставить паспорт или назвать ФИО. Если продавец не последует этим правилам, то его ожидает штраф до 50 тысяч рублей.