Найти тему
КиноБуква

Экзистенциальные миры Микеланджело Антониони - как фильм-притча «Фотоувеличение» стал символом целого поколения и повлиял на киноискусство

Оглавление

Классик европейского авторского кино Антониони – это фильмы, после которых ты чувствуешь, насколько эмоционально вымотан одинокий человек. Фильмы, после которых не очень ясно, что произошло и почему, но совершенно точно есть уверенность в том, что духовность и созерцание некоторых людей имеют чёткие границы.

Мир Антониони – это неспешность, тягучесть, акцент на деталях, идущих как бы фоном, но имеющих важнейшее значение в кадре. Мужчина в красной куртке, красное здание, красный автобус, красная вывеска. Очень много архитектуры, духа города, графичности. Мир Антониони – это когда всё понятно без слов. Понятно душевное состояние героя с минимумом диалогов или их отсутствием вовсе. Мир Антониони – это много вопросов, на которые каждый зритель должен сам найти ответ.

«Мои фильмы ни о чём, но с подробностями».
Микеланджело Антониони

Всё это относится и к «Фотоувеличению» - первому англоязычному фильму Антониони, в основе которого короткий рассказ Хулио Кортасара «Слюни дьявола», написанный, в свою очередь, под впечатлением от фильма Альфреда Хичкока «Окно во двор» с Грейс Келли и Джеймсом Стюартом. История о том, что однобокая интерпретация реальности на деле оказывается иллюзией. На самом деле реальность — это многослойность, достаточно просто изменить угол зрения.

Главный герой - фотограф, и в данном случае это притча о том, что есть глаза фотографа во время работы. Кто он во время съёмки? Просто профессионал, делающий свою работу с блеском, внимательный наблюдатель, или, быть может, соучастник неких событий?

🎬Фотоувеличение (1966)

Blowup

Афиши фильма «Фотоувеличение», 1966 год, режиссёр Микеланджело Антониони
Афиши фильма «Фотоувеличение», 1966 год, режиссёр Микеланджело Антониони

Вообще, конечно, чтобы обсуждать и рассуждать, настоятельно рекомендую фильм посмотреть, если вы его не видели. Словесное описание в данном случае можно представить тезисно для общего представления, не более того. Просмотр фильма это не заменит. Совсем никак.

  • Лондон. Середина 60-ых. Молодой и модный фотограф — Томас (Дэвид Хеммингс) после съемки в ночлежке для бродяг приступает к съемке у себя в студии, где сплошь модели. Он грамотно руководит процессом и сцена с Верушкой, например, теперь входит в золотой фонд кинематографа.

  • В ожидании открытия антикварного магазина, Томас снимает в парке случайную пару. Женщина, заметив это, требует отдать плёнку, а её спутник исчезает.
«— Отдайте мне эту пленку. Вы не можете вот так фотографировать людей.
— Кто сказал, что не могу? Я всего лишь занимаюсь своей работой. Кто-то работает тореадором, кто-то - политиком. Я - фотограф.
— Это общественное место. Каждый имеет право на то, чтобы его оставили в покое.
— Это не моя вина, что нет покоя».

  • Необычная женщина с пленки, Джейн (Ванесса Редгрейв) продолжает вести себя странно, приходит к Томасу домой, и он отдает ей другую плёнку под видом той, что ей нужна. Сам же наконец заинтересовывается тем, что случайно снял, проявляет, печатает, рассматривает каждый кадр детально, обнаружив в конце концов при сильном увеличении, что запечатлел момент убийства. Под деревом лежит труп. Но это уже никому не интересно.

Кто эта девушка и куда пропала, кто труп и куда он исчез, кто спутник Джейн – известно примерно ничего.

Кадр из фильма «Фотоувеличение», 1966 год, режиссёр Микеланджело Антониони
Кадр из фильма «Фотоувеличение», 1966 год, режиссёр Микеланджело Антониони

«Люди думают, что это фильм о событиях, но это не так. Он – о персонажах и об их внутренних изменениях».
Микеланджело Антониони

А теперь давайте поговорим о смыслах и феномене фильма.

Кадр из фильма «Фотоувеличение», 1966 год, режиссёр Микеланджело Антониони
Кадр из фильма «Фотоувеличение», 1966 год, режиссёр Микеланджело Антониони

  • Панорама «свингующего Лондона» как отдельный герой. Быть может, такой же главный, как Томас. Тот Лондон, где шумные вечеринки, улица Пикадилли, гедонизм и вечная молодость.

Молодежь одержима музыкой, модой (колготки цвета фуксия и фисташка, платья-трапеции, начёсы и ободки, отсутствие нижнего белья), свободой в отношениях, сексуальными революциями на каждом шагу. А Томасу невыносимо в этом Лондоне. Он словно его противопоставление. Устал от красоты моделей и того, что все они поголовно хотят с ним переспать, от коктейлей и курения сигарет в такт музыке. Томас едет на своем роскошном автомобиле по улицам города, мелькают линии зданий, вывески. Он едет словно в попытке зацепиться хоть за что-то, что не оставит его равнодушным. Дело находится - убит человек. Но в полной мере «насладиться процессом» не получается. И труп исчез, и негативы выкрали, и никому, кроме Томаса, это вообще не интересно. Ну убили, и убили.

И Томас снова наедине со своей камерой. Смотреть на мир через объектив проще, чем жить в этом мире.

  • Фильм стал олицетворением молодости и сексуальности.

Причем Антониони мастерски ходит по лезвию – чуть в сторону и можно было бы скатиться в вульгарность. Но режиссер создал кино, один из эпизодов которого становится отдельным феноменом, и такое кино, в котором присутствие в кадре обнаженного (точнее, полностью голого женского тела, и была это первая роль Джейн Биркин) – это не призыв к сексуальному действию. Наоборот, это бездействие и равнодушие. Просто игра от нечего делать. Это способ показать, насколько фотографу безразлично то, что он видит. И дело не в том, что голая, грамотно и органично сутулая(!) блондинка Джейн Биркин плоха. Дело во внутренних ощущениях Томаса.

В начале фильма Томас проводит фотосессию с моделью, в роли которой знаменитая Верушка, она же графиня Вера Готлибе Анна фон Лендорф, немецкая модель и актриса (кстати, я узнала, что родилась она в Кёнигсберге, в семье, которая выступала против нацизма, работала с Сальвадором Дали и произвела фурор, именно снявшись в совсем небольшом эпизоде у Антониони). Сцена фотосессии – шедевр, который неоднократно повторялся позже в кинематографе и клипах, став культовой.

  • Диалоги и их отсутствие

Первая часть фильма наполнена текстом. Рабочие моменты, реплики моделям, разговор с антикваром, другом, помогающим выпускать фотоальбом, с Джейн, с Верушкой.

Вторая часть практически бессловесна. Сначала ты ждешь, когда же уже кто-нибудь что-нибудь скажет, потом надеешься, что этого не произойдет. Потому что это молчание, за исключением звуков города или шума листвы в парке – идеально.

А уж финальная сцена с пантомимой, когда часть мимов изображает партию в теннис, а вторая – наблюдающих за ними зрителей, и Томас в какой-то момент включается в их игру и даже подает несуществующий мяч, укатившийся за несуществующее поле – браво, это гениально.

Тут же стоит отметить музыку. Написал её известный джазовый пианист и композитор Херби Хэнкок, один из самых влиятельных музыкантов прошлого века, четырнадцатикратный лауреат премии Грэмми и обладатель «Оскара».

Кадр из фильма «Фотоувеличение», 1966 год, режиссёр Микеланджело Антониони
Кадр из фильма «Фотоувеличение», 1966 год, режиссёр Микеланджело Антониони

  • Кастинг

Нестандартная, тяжелая красота Ванессы Редгрейв, легкая и изящная - Верушки, голая Джейн Биркин, автор рассказа Хулио Кортасар – в качестве бродяги на фото Томаса, в роли самих себя - рок-группа The Yardbirds.

Дэвид Хеммингс наибольшую известность получил именно благодаря главной роли у Микеланджело Антониони. В его послужном списке такие картины, как «Гладиатор», «Эквилибриум», «Банды Нью-Йорка», «Шпионские игры», но в историю кино он вошел как фотограф Томас, голубоглазый, с русыми волнистыми волосами Томас, разъезжающий в авто со связью и скупающий «тяжелые вещи по субботним утрам» в антикварных лавках.

Фильм «Фотоувеличение» был удостоен «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля 1967 года, стал одним из самых обсуждаемых в мире кино и оказал огромное влияние на культуру и искусство следующих поколений.

Вот лишь некоторые, где можно увидеть или услышать отсылки к Антониони: «Прокол» (1981) Брайана Де Пальмы, «Страх высоты» (1977) Мела Брукса, «Отпустите, друзья» (1983) Кундана Шаха, «Разговор» (1974) Фрэнсиса Форда Копполы, «Я никогда не буду твоей» (2007) Эми Хекерлинг, «Остин Пауэрс: Международный человек-загадка» (1997) Джея Роуча и «Остин Пауэрс: Шпион, который меня соблазнил» (1999), «В ожидании настоящей любви» (2014) Матьё Сейлера, клипы британца Сила «Kiss from a Rose» и американской певицы Амери «Take Control».

Кадр из фильма «Фотоувеличение», 1966 год, режиссёр Микеланджело Антониони
Кадр из фильма «Фотоувеличение», 1966 год, режиссёр Микеланджело Антониони

Для меня Микеланджело Антониони – как очень горький шоколад с нежным розовым перцем и солью. Изысканно, дозированно и вкусно, а «Фотоувеличение» - фильм, который стоит увидеть каждому, кто хочет чуть больше понимать в кино.