Найти тему
От создателя

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОЙ РЕЧИ...

Детская речь формируется в общении со взрослыми. Очень важно, чтобы малыши слышали ПРАВИЛЬНУЮ речь.

Читатели, возможно, помнят мою статью о малыше в японской семье, где ребенок рос до полутора лет с дедушкой и бабушкой. И хотя ребенок только слышал формы слов, но сам начал говорить с родителями, оказалось, речь старояпонского от бабушки и дедушки была усвоена ребенком, ее пришлось исправлять родителям до самой школы.

Хочется, что б моя внучка говорила грамотно, стараюсь ей привить чувство языка, культуру речи. Если человек говорит неправильно, собеседник про себя отметит уровень знаний говорящего, ничего не скажет, но мнение останется, как о персоне, которая либо мало читает, либо не читает вообще... Впечатление от первой встречи остается надолго.

Иногда смотрю какое-то видео и проскользнет форма "ихние" !

Все! Больше я не приду к этому человеку, какие бы он интересные вещи не рассказывал.

Словарный запас малышки растет в геометрической прогрессии, она говорит и пополняет свою речь новыми услышанными словами... Одни слова изменяются по общим правилам, без учета исключений в чередовании согласных (а в русском языке их очень много), например:

-Ты летишь?

-Да, я лету!

Эти изменения со временем исправляются, под влиянием слышимой правильной речи.

Намного сложнее с неправильными формами слов и выражений. Пришла Мия и говорит: "Я лОжу!"

Оппоньки, у меня расширились глаза: нет такого слова в русском языке! Нет!

Это не ошибка, а неправильность, которую ребенок усваивает с формой услышанного слова. И если не исправлять сразу, то маленький человечек не будет понимать, что это языковое невежество, элементарная безграмотность.

Но, как объяснить пятилетнему ребенку, что данная форма слова не употребляется без приставки, и что такое приставка вообще, ведь это абстракция, пока не воспринимаемая ребенком.

Пришлось продемонстрировать глагол с этим корнем и множеством приставок, т.к она уже умеет писать слова, то я написала основу глагола и мы с ней поиграли - приписали много приставок: ОТложить, ПРИложить, НАложить, ЗАложить, Уложить, ПЕРЕложить, ПОДложить, ВЫложить, Сложить, ДОложить...

Объяснила ребенку, что это глагол, отвечающий на вопрос «Что сделать»? И что без приставок он не употребляется. А если я делаю это СЕЙЧАС, то применяется форма "класть".

Мия слушала внимательно, мы пытались придумать и писать новые приставки, ее это забавляло... Я понимала, что она не может усвоить это сложное слово с какими-то "приставками"...

Слово непонятное, руками не потрогаешь, не понюхаешь, не почувствуешь. Однако, я ошиблась. Она с первого раза ухватила смысл формообразования глагола, чем меня не только удивила, но и поразила.

Через какое-то время она опять сказала: "лОжу", я повернулась к ней и спросила: "Как ты говоришь?"

В ее глазах заработала мысль, видимо она вспоминала, что она произнесла, и чудо! Она сразу же исправила себя: "Я кладу!" Похвалив ее, я отметила, что она грамотная девочка и будет следить за своей речью!

-"Да, я грамантая!"

И вот, мое Сокровище помогает мне готовить завтрак и говорит: "Бабушка, я кладу ножик! А ты "лОжишь". Я повернула к ней голову с немым вопросом.

-"Я пошутила, бабушка, я грамантая!"- Мия широко улыбалась, решила, что нужно подразнить бабушку. Мы вместе рассмеялись.

Главное, что она поняла и запомнила суть! Пока она не понимает, что есть не просто правильная речь, существует культура языка грамотного человека. Каждый день ребенок делает маленькие шаги в понимании языковых форм. Важно, что б эти открытия были правильными.

Какие же они забавные и умненькие, наши детки!

Да, забавные! Но речь взрослого с такими неправильностями отражает уровень развития личности.

Грамотный человек услышит грубейшую ошибку в речи собеседника, про себя отметит, что перед ним собеседник малограмотный и отойдя, забудет.., Вряд ли далее захочет с этим невежественным человеком иметь дела.. Многократно я делала про себя вывод, что можно узнать уровень личностного развития, пообщавшись всего 5-10 минут! Культура речи точно отражает уровень развития интеллекта...

#ZoyaWoolwitch #РечьДетей_ЗояВулвич #КультураРечиИличность #ШьемВяжем_ЗояВулвич