Виртуальное путешествие к двум дерзким объектам Москвы и Нижнего Новгорода. Давайте найдем связь.
А я тем временем продолжаю тему путешествий и вспоминаю Нижний Новгород. И Москву.
Вы скажете - вспоминать легко. Сидишь и ничего не делаешь, машешь ножками. А я скажу - Нижний Новгород вспоминать - это работа. А вспоминать его как свою любовь с первого взгляда - это и совсем до слез иногда. Простите, ностальгия напала.
Итак, начнем разговор о потрясающем здании Государственного Банка. А потом устремим взгляд к Москве и зданию Ссудной казны. Поскольку эти два сооружения являются яркими примерами неорусского стиля и детищами одного архитектора - В.А. Покровского.
А я являюсь теперь поклонницей и стиля и автора.
Это удивительное сооружение Покровский сразу строил как Государственный банк, не как дворец там или что еще, а именно банк. Начало 20 века. К 300-летию дома Романовых. Очень трудно поверить, что не дворец. Ныне здесь обретается Волго-Вятское управление Центробанка в Нижнем Новгороде. И здесь даже дворца пионеров не было никогда, всегда банк, еще бы.
В двух словах, не вникая в детали и термины - неорусский стиль - это в основе - предварительно глубоко изученное русское зодчество, осмысленное и соединенное с модерном, не без влияния европейской архитектуры. Своеобразная эклектика, каменная резьба необыкновенного мастерства в единении с такими частями фасадов, как башни, башенки и кружевные крыши. Крыльцо как терем, окошки с каплями, витые колонки. И остальные головокружительные детали, даже самые мелкие.
И необъятные и невообразимые интерьеры со сводами, колоннами и специальными потолками, и расписаны, как в сказке. Обязательно использование разнообранейших материалов в отделке.
Я вас сильно загрузила, простите, но без этого никак.
Нижний Новгород, как всем известно - кошелек России, а Москва - главный сундук. Так было еще с незапамятных времен. Даже когда столица была не в Москве.
Воплощение кошелька в виде Государственного Банка получилось чрезвычайно грандиозным.
А вот сундуков в Москве много и воплощений много.
Но, нас то интересует второй брат Нижегородского банка - здание Ссудной казны (дом-копейка). Это не просто сундук - а в течение какого то времени Гохран, правда по второму своему призванию. Здесь хранились такие сокровища, что представить невозможно.
Брат этот на первый взгляд кажется двоюродным. А вот если внимательно посмотреть, то становится заметным, что папа у них явно один. Портрет папы с дивными усами я сюда помещать не буду.
Эти архитектурные сооружения - абсолютно невозможны. Ладно еще Казна, она среди московских чудес иногда и не сразу заметна, пока глазом не зацепишься. Зато, когда зацепишься, вряд ли пробежишь мимо. Алмазный руст чтоли на каждом шагу встречается? Или почти готическая тонкая башенка и филигранные навершия?
Каменная резьба такая, что смотреть не пересмотреть и бирюзовая штукатурка нежная, удивительно, что не пришло никому в голову перекрасить. Там столько всего разного, которое надо рассмотреть, и звери и лица и узоры, все каменное, не лепнина какая-нибудь. Интерьеры созданы Иваном Билибиным (!).
Его двуглавые орлы стали впоследствии символом Госбанка. И красуются на денежках (тогдашних). Если это здание поставить в любом городе любой страны в центре - отбоя не будет от желающих посмотреть, особенно, если пускать внутрь. Кстати, интерьеры - это неотъемлемая часть стиля. Им уделяли не меньшее внимание. И Билибин оказался здесь совсем не случайно. Было бы другое время, был бы, может быть, Васнецов.
Но мимо банка в Нижнем просто так пройти вообще нельзя, сказывается также и удачное расположение.
Ну, пусть резьба необыкновенная, пусть башни и башенки и кружевные крыши, Пусть обводы и скаты и кокошники и орлы внутри кокошников (кстати, орлы и на Казне на самом верху присутствуют тоже, будете в Москве и вдруг доберетесь, не поленитесь голову поднять). Там еще и Георгий Победоносец пронзает копьем змея.
Но, как, скажите, все это можно было уместить в одно произведение? Почему мне так трудно подобрать слова для описания? Почему в первые несколько минут вообще с места сойти невозможно?
А вот я вам расскажу быстренько.
Владимир Александрович Покровский был не только одаренным архитектором, но и очень везучим человеком. Обучаясь на втором курсе, он уже вел надзор за строительством по проектам ведущих архитекторов. Ему поручали проектирование важных объектов. Он сразу же стал помощником. Л.Н. Бенуа. Очень деятельный молодой человек, внимательный и талантливый архитектор. Строил храмы, здания биржи, памятники великим деятелям, даже частные усыпальницы и вокзалы для императора (специальные вокзалы на специальной железной дороге!). РЖД бы такие заказы.
Это всё неспроста, да да.
Он даже академиком сразу стал, по выходе из универа. Но не надо думать, что незаслуженно. Потому что!!
Параллельно он исследовал наследие древних зодчих, фотографировал и описывал, и преобразовывал свои исследования в новый, никем до него не придуманный стиль, который умные люди называют теперь именно неорусским. Работал вместе с Грабарем и Щусевым, а это вам не шуточки.
И вот здесь - еще один маленький факт о неорусском стиле. Одним из известных архитекторов, работавшим в этом стиле, был А.В Щусев (именно он спроектировал Покровский собор Марфо-Мариинской обители и Казанский вокзал, в числе очень-очень многого прочего, - это одни из важных объектов для понимания вида и общего впечатления о неорусском стиле). И, что бы вы ни думали о Щусеве (хотя он и не является нашим героем сегодня), это именно он построил Мавзолей. Стиль, конечно, очень сильно другой, да и времена не те.
А вообще, если прямо к истокам обратиться, то стиль произрастает из работы в этом направлении Васнецова и Поленова. Но Покровский, на мой взгляд, глянул в самую глубь. И еще, вспомнил и внимательно рассмотрел Псков и Великий Новгород и Владимир. Такая резьба по камню с неба не падает.
Были у дяди с большими усами огромные способности и прекрасное чувство юмора, на мой взгляд. Иначе такие штуки соорудить невозможно было бы. И очень много было у него знакомых художников, инженеров и резчиков по этому самому камню.
Спасибо этому великому человеку. От нас всех, а также Нижнего Новгорода, Москвы и многих других городов, где он творил.
Сразу скажу, ни в одно из этих двух зданий я не входила, но, над этим работаю. То есть, экскурсии туда проводятся, но совпасть мне с ними не так то просто. Картинки в интернетах присутствуют.
Когда сможем побывать внутри, специально проведу параллели с чем нибудь еще.
Спасибо всем, кто дочитал. Пользуйтесь. Надеюсь, было интересно.
В комментариях задавайте вопросы, есть еще много чего познавательного.
Всё