Найти тему
Maxin

Дом-копейка в Москве против Госбанка в Нижнем Новгороде. Два здания в неорусском стиле.

Оглавление

Ярчайшие примеры неорусского стиля
Ярчайшие примеры неорусского стиля

Виртуальное путешествие к двум дерзким объектам Москвы и Нижнего Новгорода. Давайте найдем связь.

А я тем временем продолжаю тему путешествий и вспоминаю Нижний Новгород. И Москву.

Вы скажете - вспоминать легко. Сидишь и ничего не делаешь, машешь ножками. А я скажу - Нижний Новгород вспоминать - это работа. А вспоминать его как свою любовь с первого взгляда - это и совсем до слез иногда. Простите, ностальгия напала.

Итак, начнем разговор о потрясающем здании Государственного Банка. А потом устремим взгляд к Москве и зданию Ссудной казны. Поскольку эти два сооружения являются яркими примерами неорусского стиля и детищами одного архитектора - В.А. Покровского.

Не просто дворец а сказочный дворец. Обратите внимание на фирменные башенки
Не просто дворец а сказочный дворец. Обратите внимание на фирменные башенки

А я являюсь теперь поклонницей и стиля и автора.

Это удивительное сооружение Покровский сразу строил как Государственный банк, не как дворец там или что еще, а именно банк. Начало 20 века. К 300-летию дома Романовых. Очень трудно поверить, что не дворец. Ныне здесь обретается Волго-Вятское управление Центробанка в Нижнем Новгороде. И здесь даже дворца пионеров не было никогда, всегда банк, еще бы.

Крыльцо-терем и окна с капелькой - неотъемлемые черты неорусского стиля
Крыльцо-терем и окна с капелькой - неотъемлемые черты неорусского стиля

В двух словах, не вникая в детали и термины - неорусский стиль - это в основе - предварительно глубоко изученное русское зодчество, осмысленное и соединенное с модерном, не без влияния европейской архитектуры. Своеобразная эклектика, каменная резьба необыкновенного мастерства в единении с такими частями фасадов, как башни, башенки и кружевные крыши. Крыльцо как терем, окошки с каплями, витые колонки. И остальные головокружительные детали, даже самые мелкие.

Снова орел
Снова орел

И необъятные и невообразимые интерьеры со сводами, колоннами и специальными потолками, и расписаны, как в сказке. Обязательно использование разнообранейших материалов в отделке.

Металлические оригинальные двери с чеканкой и орлами
Металлические оригинальные двери с чеканкой и орлами

Я вас сильно загрузила, простите, но без этого никак.

Нижний Новгород, как всем известно - кошелек России, а Москва - главный сундук. Так было еще с незапамятных времен. Даже когда столица была не в Москве.

Воплощение кошелька в виде Государственного Банка получилось чрезвычайно грандиозным.

Венчает главный фасад кокошник, весь заполненный резьбой с двуглавыми орлами и ангелами с копьями
Венчает главный фасад кокошник, весь заполненный резьбой с двуглавыми орлами и ангелами с копьями

А вот сундуков в Москве много и воплощений много.

Но, нас то интересует второй брат Нижегородского банка - здание Ссудной казны (дом-копейка). Это не просто сундук - а в течение какого то времени Гохран, правда по второму своему призванию. Здесь хранились такие сокровища, что представить невозможно.

Сразу обратите внимание на башенку и форму окон
Сразу обратите внимание на башенку и форму окон

Брат этот на первый взгляд кажется двоюродным. А вот если внимательно посмотреть, то становится заметным, что папа у них явно один. Портрет папы с дивными усами я сюда помещать не буду.

Здесь резьбы меньше, чем на Госбанке, потому что снизу Казна облицована "алмазным" рустом
Здесь резьбы меньше, чем на Госбанке, потому что снизу Казна облицована "алмазным" рустом

Эти архитектурные сооружения - абсолютно невозможны. Ладно еще Казна, она среди московских чудес иногда и не сразу заметна, пока глазом не зацепишься. Зато, когда зацепишься, вряд ли пробежишь мимо. Алмазный руст чтоли на каждом шагу встречается? Или почти готическая тонкая башенка и филигранные навершия?

Сразу два орла
Сразу два орла

Каменная резьба такая, что смотреть не пересмотреть и бирюзовая штукатурка нежная, удивительно, что не пришло никому в голову перекрасить. Там столько всего разного, которое надо рассмотреть, и звери и лица и узоры, все каменное, не лепнина какая-нибудь. Интерьеры созданы Иваном Билибиным (!).

Резьба
Резьба

Его двуглавые орлы стали впоследствии символом Госбанка. И красуются на денежках (тогдашних). Если это здание поставить в любом городе любой страны в центре - отбоя не будет от желающих посмотреть, особенно, если пускать внутрь. Кстати, интерьеры - это неотъемлемая часть стиля. Им уделяли не меньшее внимание. И Билибин оказался здесь совсем не случайно. Было бы другое время, был бы, может быть, Васнецов.

Тот самый "алмазный" руст
Тот самый "алмазный" руст

Но мимо банка в Нижнем просто так пройти вообще нельзя, сказывается также и удачное расположение.

Ну, пусть резьба необыкновенная, пусть башни и башенки и кружевные крыши, Пусть обводы и скаты и кокошники и орлы внутри кокошников (кстати, орлы и на Казне на самом верху присутствуют тоже, будете в Москве и вдруг доберетесь, не поленитесь голову поднять). Там еще и Георгий Победоносец пронзает копьем змея.

Георгий Победоносец со змеем и орел билибинский на фасаде Суудной Казны
Георгий Победоносец со змеем и орел билибинский на фасаде Суудной Казны
Но, как, скажите, все это можно было уместить в одно произведение? Почему мне так трудно подобрать слова для описания? Почему в первые несколько минут вообще с места сойти невозможно?

А вот я вам расскажу быстренько.

Владимир Александрович Покровский был не только одаренным архитектором, но и очень везучим человеком. Обучаясь на втором курсе, он уже вел надзор за строительством по проектам ведущих архитекторов. Ему поручали проектирование важных объектов. Он сразу же стал помощником. Л.Н. Бенуа. Очень деятельный молодой человек, внимательный и талантливый архитектор. Строил храмы, здания биржи, памятники великим деятелям, даже частные усыпальницы и вокзалы для императора (специальные вокзалы на специальной железной дороге!). РЖД бы такие заказы.

Часовня-колокольня входит в комплекс Госбанка
Часовня-колокольня входит в комплекс Госбанка

Это всё неспроста, да да.

Он даже академиком сразу стал, по выходе из универа. Но не надо думать, что незаслуженно. Потому что!!

Параллельно он исследовал наследие древних зодчих, фотографировал и описывал, и преобразовывал свои исследования в новый, никем до него не придуманный стиль, который умные люди называют теперь именно неорусским. Работал вместе с Грабарем и Щусевым, а это вам не шуточки.

И вот здесь - еще один маленький факт о неорусском стиле. Одним из известных архитекторов, работавшим в этом стиле, был А.В Щусев (именно он спроектировал Покровский собор Марфо-Мариинской обители и Казанский вокзал, в числе очень-очень многого прочего, - это одни из важных объектов для понимания вида и общего впечатления о неорусском стиле). И, что бы вы ни думали о Щусеве (хотя он и не является нашим героем сегодня), это именно он построил Мавзолей. Стиль, конечно, очень сильно другой, да и времена не те.

Казанский вокзал в Москве. Арх. А.В. Щусев. Простите, картинка не моя. Неорусский стиль
Казанский вокзал в Москве. Арх. А.В. Щусев. Простите, картинка не моя. Неорусский стиль

А вообще, если прямо к истокам обратиться, то стиль произрастает из работы в этом направлении Васнецова и Поленова. Но Покровский, на мой взгляд, глянул в самую глубь. И еще, вспомнил и внимательно рассмотрел Псков и Великий Новгород и Владимир. Такая резьба по камню с неба не падает.

Собор Покрова в Марфо-Мариинской обители. Москва. Арх. А.В. Щусев. Фото, к сожалению, из интернета
Собор Покрова в Марфо-Мариинской обители. Москва. Арх. А.В. Щусев. Фото, к сожалению, из интернета

Были у дяди с большими усами огромные способности и прекрасное чувство юмора, на мой взгляд. Иначе такие штуки соорудить невозможно было бы. И очень много было у него знакомых художников, инженеров и резчиков по этому самому камню.

Это жилые здания для служащих, в одном комплексе с Госбанком. Что там расположено в наше время, не знаю
Это жилые здания для служащих, в одном комплексе с Госбанком. Что там расположено в наше время, не знаю

Спасибо этому великому человеку. От нас всех, а также Нижнего Новгорода, Москвы и многих других городов, где он творил.

Сразу скажу, ни в одно из этих двух зданий я не входила, но, над этим работаю. То есть, экскурсии туда проводятся, но совпасть мне с ними не так то просто. Картинки в интернетах присутствуют.

Когда сможем побывать внутри, специально проведу параллели с чем нибудь еще.

Спасибо всем, кто дочитал. Пользуйтесь. Надеюсь, было интересно.

В комментариях задавайте вопросы, есть еще много чего познавательного.

Всё