Найти тему
Лабиринт

Ссора художников и отрезанное ухо. О чем расскажут письма Ван Гога?

Наверное, все видели портрет Винсента Ван Гога с отрезанным ухом. Мрачный и уставший, художник смотрит на зрителя, который пытается разгадать загадку личности великого мастера, который при жизни так и не увидел признания.

Винсент Ван Гог. Автопортрет с отрезанным ухом. 1889
Винсент Ван Гог. Автопортрет с отрезанным ухом. 1889

Удивительно, что Ван Гог, который писал письма брату и другим близким людям практически каждый день, ничего не сообщает о том, что произошло в Арле в день, когда художник отрезал себе ухо, — 23 декабря 1888 года.

Но именно благодаря переписке братьев Ван Гог мы хорошо знаем, что было до этого жуткого происшествия. Винсент был одержим идеей «ассоциации» — сообщества живописцев, руководство которым, по его мнению, должен был взять на себя художник Поль Гоген.

Поль Гоген. Автопортрет, посвященный Эжену Карьеру. Ок. 1888–1889
Поль Гоген. Автопортрет, посвященный Эжену Карьеру. Ок. 1888–1889

Для этого Ван Гог, живший тогда в прованском городе Арле, снимает дом, в котором оборудует мастерскую специально для них с Гогеном. Именно для этой мастерской Ван Гог нарисовал свои знаменитые «Подсолнухи».

Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1888
Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1888

"Рисую и пишу с таким же рвением, с каким марселец уплетает свою буйабес [нечто вроде рыбной солянки с чесноком], что, разумеется, тебя не удивит — я ведь пишу большие подсолнечники.

У меня в работе три вещи:

1) Три больших цветка в зеленой вазе, светлый фон <…>;

2) Три свежих цветка, один облетевший и один бутон на фоне королевской синей <…>;

3) Дюжина цветов и бутонов в желтой вазе <…>.

Последняя картина — светлое на светлом — будет, надеюсь, самой удачной. Но я, вероятно, на этом не остановлюсь.

В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу ее декорировать. Одни большие подсолнухи — ничего больше.

22 августа 1888 года"

С мая 1888 года Ван Гог в письмах настойчиво приглашает Гогена приехать к нему в Арль. Поль Гоген приехал в город 20 октября.

В Арле художники активно работают над картинами разных жанров. Они знакомятся с хозяйкой местного привокзального кафе мадам Жину, запечатлевают атмосферу ее заведения на своих знаменитых полотнах «Ночное кафе» и «Кафе в Арле».

Винсент Ван Гог. Ночное кафе. 1888
Винсент Ван Гог. Ночное кафе. 1888

Поль Гоген. Ночное кафе в Арле. 1888
Поль Гоген. Ночное кафе в Арле. 1888

Через два месяца после ряда крупных ссор с Ван Гогом Гоген покинул город. Ван Гог видит в этом крушение своей идеи создания коллективной мастерской. С этими событиями совпадает начало его болезни: в приступе безумия он отрезает себе мочку левого уха.

В письме к брату (28 января 1889) этот эпизод упоминается в виде ироничного комментария: «…я слишком стар и во мне слишком много искусственного (особенно если я приделаю себе ухо из папье-маше)».

С тех пор живопись становится для Ван Гога «единственным лекарством от болезни». Попав в госпиталь для душевнобольных в Сен-Реми, он продолжает свою работу и в письме брату от 6 сентября 1889 года пишет:

"Я сижу у себя в комнате, но работаю не покладая рук, что идет мне на пользу, так как не оставляет мне времени думать о болезни.

Я переделал полотно, изображающее мою спальню. Это, бесспорно, один из моих лучших этюдов. <…>

Говорят — и я охотно с этим соглашаюсь, — что трудно познать самого себя. Однако написать самого себя тоже не легче.

Дело в том, что сейчас у меня в работе два автопортрета — мне давно пора снова заняться фигурой, а другой модели у меня нет.

Один автопортрет я начал в тот день, когда встал после приступа. На нем я чертовски худ и бледен. Сине-фиолетовый фон и беловатая голова с желтыми волосами создают цветовой контраст.

<…>

...я тружусь как одержимый, и меня еще больше, чем раньше, снедает неистовая жажда работы. <…> Я хочу сказать, что мой прискорбный недуг вынуждает меня работать с глухим неистовством — очень медленно, но зато с утра до вечера – в этом, пожалуй, весь секрет успеха."