Найти тему
Интересная наука

Необычные самолёты. Часть 2

Летающая лодка "Дорнье" Do X, самолёт с самым большим числом двигателей.

Следующий удивительный самолёт – летающая лодка Dornier Do X.

В 1920-1930 годах происходило бурное развитие гражданской авиации. Появлялась возможность строить пассажирские и грузовые самолёты, которые могли быстрее, чем другие виды транспорта, и часто с комфортом доставить пассажиров в разные точки мира. Имелся платёжеспособный спрос. Наиболее востребованными маршрутами были трансатлантический, в Африку, в Индию. Из Европы в США или Южную Америку можно было добраться на океанском лайнере или пароходе за 4-8 дней. Из Европы в Северную Америку летали дирижабли, но их было немного. Британская империя, бывшая на тот момент крупнейшим государством в мире, нуждалась в надёжных коммуникациях и авиация способствовала созданию путей, позволявших путешествовать комфортнее и перевозить небольшие, но важные грузы, и людей в значительно более короткие сроки. Недостатками гражданской авиации являлись недостаточная дальность полёта, малая грузоподъёмность. Надёжность тоже была разной. Учитывая, что многие города на важных маршрутах располагались на берегах океанов или рек, особенный интерес присутствовал в развитии гидросамолётов. При перелёте над океаном в случае неисправности такая машина имела шансы совершить посадку, кроме того, для гидросамолётов не нужен оборудованный аэродром. До настоящего времени перевозки на острова в Тихом, Индийском океанах, вдоль побережья осуществляются гидроавиацией, на островах часто негде строить аэродром.

Поэтому гидроавиация успешно развивалась, многие компании специализировались на постройке предназначенных для водной эксплуатации самолётов, часть из них были амфибиями, то есть, имели и колёсное шасси, позволявшее использовать их на суше.

В Германии после Версальского мирного договора было запрещено производство военных самолётов. Часть фирм переехали за границу, как «Фоккер», часть строили гражданские самолёты. Большие самолёты строить в Германии было нельзя, поэтому компания «Дорнье» имела заводы в Италии, Швейцарии.

Руководимая талантливым конструктором Клодом Дорнье (https://ru.wikipedia.org/wiki/Дорнье,_Клаудиус) она совершенствовала свои образцы. В 1924 году компания приступила к проектированию гигантской летающей лодки. Летающая лодка отличается от поплавкового гидросамолёта наличием водоизмещающего корпуса, представляющего собой подобие корабля.

В 1929 году самый большой в мире на тот момент самолёт был построен. 20.10.1929, взлетев с Боденского озера, он поднял в воздух 169 человек, 150 из которых были пассажирами. Для сравнения, взлетевший в 1926 году Ford 4 AT, поднимал 3 членов экипажа и 8-9 пассажиров. Успех был впечатляющим и показывал уровень конструкторской мысли и возможности производства самых передовых самолётов, далеко опережающих конкурентов. Достигнут результат был за счёт вместительного корпуса летающей лодки, широкого крыла, благо большая скорость была не нужна, и рекордных 12 поршневых двигателей, расположенных тандемно попарно, один двигатель из пары приводил во вращение тянущий винт, другой толкающий. Это позволяло 48-56 тонной машине пролетать со скоростью 175-190 км/ч 3600 км. В дальних полётах при экипаже 10 человек перевозилось 72 пассажира. Самолёт получил обозначение "Дорнье" Do X.

Dornier Do X с двигателями «Bristol Jupiter"
Dornier Do X с двигателями «Bristol Jupiter"
Dornier Do X с двигателями «Bristol Jupiter"
Dornier Do X с двигателями «Bristol Jupiter"
Dornier Do X с двигателями «Bristol Jupiter"
Dornier Do X с двигателями «Bristol Jupiter"

Нормальная мощность установленных двигателей «Bristol Jupiter» была 410 л. с., максимальная – 480 л. с. Хотелось лучшего, поэтому самолёт переоснастили двигателями «Curtiss Conqueror» мощностью 600-640 л. с. Характеристики улучшились.

Dornier Do X с двигателями «Curtiss Conqueror»
Dornier Do X с двигателями «Curtiss Conqueror»
Dornier Do X с двигателями «Curtiss Conqueror»
Dornier Do X с двигателями «Curtiss Conqueror»
Dornier Do X с двигателями «Curtiss Conqueror»
Dornier Do X с двигателями «Curtiss Conqueror»

Далее последовали показательные полёты по миру. 02.11.1930, стартовав из Германии, самолёт совершил путешествие через Африку, Южную Америку в Северную Америку, завершившееся 27.08.1931.

В мае 1932 года он вернулся назад, преодолев около 45000 км. Сложно сказать, почему не было налажено массовое производство и регулярные перевозки, понятно, что имелись технические проблемы, но в целом в ходе перелётов самолёт показал себя хорошо и мог нормально эксплуатироваться.

В 1931 году для Италии было построено 2 экземпляра, оснащённые двигателями «FIAT A22R» мощностью 620 л. с.

Dornier Do X с двигателями "FIAT A22R"
Dornier Do X с двигателями "FIAT A22R"
Dornier Do X с двигателями "FIAT A22R"
Dornier Do X с двигателями "FIAT A22R"
Двигатели "FIAT A22R"
Двигатели "FIAT A22R"

Итальянские машины использовались на Средиземном море.

Видео (для тех, у кого Youtube не работает, ссылки продублированы другим источником):

Литература:

  1. «Das groβe Flugzeug Typenbuch». Berlin, transpress VEB Verlag für Verkehrswesen, 1982. VLN 162-925/173/82. С. 91, с. 574-575.
  2. «Энциклопедия авиации». М.: ООО «Издательство АСТ», 2010. ISBN 978-5-17-044472-4. С. 173.
  3. «Jane`s Encyclopedia of aviation». London, Studio Editions Ltd., 1993. ISBN 1 85170 324 1. С. 328.