Много раз бывая в Храме Сергия Радонежского и считая себя его прихожанином, не могу не вступиться за историю этого места. Стоя в церковном дворике после службы, совершенно случайно услышал речь экскурсовода, видимо группа «Активного долголетия», долгих лет им жизни. Услышал я следующее: « Дом построен этаким зигзагом, потому, что архитектор хотел поразить молнией, всех врагов Вселенского Патриарха, по заказу оного» эта «развесистая клюква» так меня поразила, что только благостное настроение после церковной службы и присутствие рядом жены не дало мне броситься в бой на защиту исторической истины. Я стерпел и смолчал, а зря. Буквально через неделю в сходной ситуации, я услышал другую, не менее фантастическую версию странной форму дома, мол архитектор был криворукий и тогда все так криво строили, не для себя мол. Как понимаете это уже была речь с другой стороны политического спектра.
Этого я стерпеть уже не смог и бросился в бой. Но Слава Богу не сразу! А написал эту статью. Её и предлагаю вашему вниманию.
Сначала история места, потом урок планирования, потом примеры. Читайте до конца, ставьте лайки, мне приятно вам не трудно!
По периметру участка, где прежде в живописном беспорядке стояли домики церковного причта, талантливый архитектор Сергей Родионов расположил целый комплекс трехэтажных кирпичных зданий с подвалами. Корпуса состыковал между собой. Вокруг собора организовался тесный двор неправильной формы. Казна выделила на реализацию проекта 160 тыс. рублей.
На фасад Родионов перенес смысловую нагрузку, каким-то ветром занесенный в наш московский климат Византийский узор. Полосатая стилизованная кладка легко читалась как примета Древней Византии.
Дворовые стены, однако, увенчал кирпичный карниз с древнерусскими мотивами, поребриком, полуколонками и прочими узнаваемыми формами из отечественного архитектурного арсенала. Подобная мешанина, эклектика, нисколько не противоречила моде тех времен.
Кстати, три корпуса подворья Константинопольского патриархата, занимаемые священнослужителями, перед революцией частично были перестроены, превращены в доходные и сдавались в аренду. Известно, что среди жильцов дома были брат знаменитого тенора Леонида Собинова Сергей, также оперный певец, по сцене Волгин, и актер театра Корша Николай Светлов (Потемкин).
После революции корпуса подворья нарезали на коммунальные квартиры, преимущественно 4–5-комнатные, по одной семье в комнате.
Храм Сергия Радонежского как храм подворья некоторое время оставался действующим. Службы проводились еще в 1930-е годы. Настоятелем подворья в Москве, представителем патриарха Константинопольского тогда являлся архимандрит Василий (Василий Ватопедский, в миру Василиос Димопулос). Через него были налажены контакты восточных патриархов с церковными организациями и советскими органами власти, в частности, велась переписка предстоятелей Константинопольского патриархата с лидерами «обновленчества» в СССР.
В сентябре 1934 года Димопулос скончался, был отпет в храме преподобного Сергия и похоронен на Ваганьковском кладбище. Преемника Константинопольская патриархия ему не назначила, ибо советское руководство на это добро уже не дало. Церковь, разумеется, была немедленно закрыта и простояла в запустении вплоть до 1990-х годов.
А в кирпичных корпусах тем временем по-прежнему обитали жители коммуналок и фирмы-арендаторы. Некоторые пустующие квартиры сквотировали художники. В 1990-е годы здание, переданное в бессрочное безвозмездное пользование Московской патриархии, Синодальному отделу религиозного образования и катехизации, пытались расселить с предоставлением жильцам тринадцати квартир в районе Коровино. У одиннадцати семей, проживающих в ЦАО, эта инициатива сочувствия не встретила.
В настоящий момент, левое крыло отреставрировали под главное здание Российского Православного Университета Иоанна Богослова. Смотрится вполне себе аутентично и хозяин достойный. Остальное прибывает в запустении и ветхости.
Но речь, пожалуй не о том. Почему же такой узкий фасад смотрит на Петровский бульвар? И что это за здание притулилось к нашему герою?
Смотрим на карту.
Прошли годы.
А вот так это выглядит сейчас.
А что бы вы не думали, что это уникальный случай вот еще два примера из моего детства. Жил я на Новослободской, а учился на Пресне, и каждый день ходил, бегал и ездил мимо этих двух домов.
Вот фото одного из них.
Как видите форма полностью соответствует границам участка. Кстати, содержание подчинено форме. В одном из домов жил мой одноклассник, квартиры, да и подъезды были самый вычурных форм, во всем доме не было двух одинаковых. Дома 1900 примерно года постройки.
Вот такая правдивая история.
А автор тоже человек и ничто человеческое мне не чуждо. Это я о лайках и улыбках и отзывах. Пиши что думаете. Мне приятно, а вам не трудно. Зовите друзей - Вместе веселее.