Найти тему

Как распознать мотивы из "Франкенштейна" и причем тут Лосяш

Оглавление

Помните, пару дней назад я выкладывала кадр из "Смешариков" и предложила угадать, кого цитируют авторы этого мудрого мультфильма?

Удивительно, что на этот вопрос никто, даже среди постоянных читателей, не дал ответа. А ведь это первая тема, с которой, собственно, начался блог @Мрачный литературовед

Итак, сейчас я буду вам доказывать, что мы имеем дело с отсылкой к маме научной фантастики Мэри Шелли и ее бессмертному готическому роману "Франкенштейн или Современный Прометей", а вы запоминайте.

С чего все началось

Начиналось все, как водится, с мифологии. Практически в каждой религиозной системе есть миф о сотворении мира и людей. Вся европейская культура, в том числе и народные предания, черпала вдохновение в двух больших источниках - в Античной мифологии и в Библии. Библию пока отложим, а из Античности возьмем интересный факт:

Первых людей создал титан Прометей, тот самый, который огонь-скала-печень. Он вообще славился любовью к людям, за что боги его не очень понимали.

Отсюда и второе название романа Мэри Шелли - "Современный Прометей" - то есть тот, кто творит новых людей.

Вы вообще видели этот пресс?!
Вы вообще видели этот пресс?!

Что в сказках

В библейской истории Бог творит человека по своему образу и подобию из ничего. Это довольно абстрактно и непонятно, поэтому в народном творчестве, то есть в сказках, людей делают по-другому.

Вспомните распространенный во всем мире сюжет: жил-был некто, детей у него не было, и тогда он решил изготовить себе ребенка из снега/дерева/гашеной извести/ глины.

Особняком стоит миф о Галатее: там скульптор сделал себе девушку-статую, и она ожила. Отличие в том, что он твердо осознавал, что он делает, зачем ему это нужно и что он с этой статуей собирается делать в дальнейшем. Хотел человек осознанных отношений и любви - он их получил, слава Афродите.

А все эти дед-баба, мастер Джепетто, профессор Преображенский, Лосяш и прочие современные прометеи понятия не имели, что делать с получившимся существом.

Что у Шелли

Вспоминаем сюжет.

Молодой человек, успешный химик, хочет победить смерть. Для этого он решает создать бессмертное существо новой высшей расы. Поскольку легких путей он не ищет, то решает создавать существ, воскрешая мертвецов. А раз существо должно быть совершенным во всех отношениях, то, само собой, нужно брать не любые детали, а самые качественные.
Существо получилось замечательным: умный, красивый, сильный. Но страшный и неуправляемый. ГГ решает, что передумал и сваливает в закат. Существо прячется, читает книги, понимает, что его здорово кинули и решает отомстить.

Главная идея: мы в ответе за тех, кого создали.

Эстетический момент, созданный Шелли, выглядит очень захватывающе. Существо оживляют в лаборатории, проводя через тело гальванический ток. Еще раз: в романе Шелли эта сцена создается впервые. До этого вообще не существовало тропа, в котором кого-то лабораторно оживляли. Это важно.

-3

В начале XIX века это был популярный научный эксперимент, который охотно демонстрировали всем желающим на лягушках. Реально оживить их не удавалось, но они дергались.

А теперь давайте вспомним, как часто вы видели нечто подобное в самых разных произведениях литературы и массовой культуры.

-4

Что у всех остальных

Итак, если в книге или на экране, в фильме, мультфильме, рекламе ставок на спорт, сериале и тому подобном происходит следующее:

  • из разрозненных деталей собирается новое, более совершенное, существо (одушевленное техническое устройство);
  • оно наделено разумом и даром речи;
  • его создают лабораторно с использованием неизученных фантастических технологий и/или магических практик;
  • существо быстро выходит из-под контроля и доставляет создателю массу проблем;
  • создатель не справляется с ответственностью за созданное существо

Мы имеем дело с мотивом Франкенштейна.

Получается, что все эти персонажи - наследники монстра Франкенштейна:

Преображенский создает Шарикова из собаки в лаборатории и не справляется с ним
Преображенский создает Шарикова из собаки в лаборатории и не справляется с ним
Фин-парнишка создает Нептра из старой техники, он оживает от удара молнии, называет Фина создателем и говорит о своих мечтах, чтобы весь мир исчез, и остались лишь они вдвоем
Фин-парнишка создает Нептра из старой техники, он оживает от удара молнии, называет Фина создателем и говорит о своих мечтах, чтобы весь мир исчез, и остались лишь они вдвоем
Лосяш создает глиняного монстра, вложив в его настройки привязанность, но не выдерживает навязчивой любви этого голема, в итоге его размывает дождь
Лосяш создает глиняного монстра, вложив в его настройки привязанность, но не выдерживает навязчивой любви этого голема, в итоге его размывает дождь
Квиберн создает с помощью сомнительных магических практик из умирающего Григора Клигана молчаливого гиганта, устраняющего врагов Серсеи
Квиберн создает с помощью сомнительных магических практик из умирающего Григора Клигана молчаливого гиганта, устраняющего врагов Серсеи

А вывод из этого такой: чтобы понимать массовую культуру, нужно знать базу, то есть классическую литературу.

Ваш,

Мрачный Литвед.

PS

Расскажите, каких еще монстров Франкенштейна вы встречали в фильмах?