Антон Чехов и Станислав Лем, Франсуа Рабле и Михаил Булгаков. Что общего между этими писателями, жившими и творившими в разные времена и в разных жанрах?
Ответ одновременно и прост, и сложен. Все названные – врачи по образованию, и труэнты - по велению души.
Сегодня о труэнтизме говорят как о вполне сформировавшемся явлении, набирающем обороты в современной жизни. Но мало кто знает о том, кто же это такие - труэнты и каков их вклад в мировую культуру и искусство.
Впервые о феномене труэнтизма заявил английский хирург Беркли Мойниган. Именно с его легкой руки и был введен в обиход термин "труэнт" – от английского слова "truant" – "прогульщик", обозначающий человека, занимающегося творчеством помимо своей профессиональной деятельности.
В 1936 году на лекции в Кембриджском университете лорд Мойниган перечислил более шестидесяти своих коллег, которые прославились и вне врачебного искусства – на поприще литературы, философии, спорта и многих других сферах общественной жизни.
Его идею развил в своих научных трудах и наш соотечественник, профессор Анатолий Зильбер. Он четко сформулировал понятие медицинского труэнтизма как «плодотворного устремления врача к полезной творческой деятельности вне медицины». А стало быть, если мыслить шире, то труэнт – это «человек, занимающийся другим делом помимо профессии, для которой он был предназначен, и этим делом он занимается высококомпетентно, внося в него огромный вклад (...)».
Таким образом, труэнтом может быть не только врач.
Но именно врачи являются едва ли не основными «поставщиками» труэнтов во многих областях культуры и искусства. Главной причиной такого явления называют синдром эмоционального выгорания, которому служители медицины и подвержены в первую очередь. Как, впрочем, и представители других профессий, тесно связанных с работой с людьми – юристы и педагоги.
Для таких специалистов – отметим особо, как правило, прекрасно образованных и высоко эрудированных, творчество является настоящей отдушиной, возможностью эмоционально разгрузиться, справиться с серьезным профессиональным перенапряжением. А пережитый опыт часто становится основой для будущих сюжетов литературных произведений.
Так, Михаил Булгаков, выпускник медицинского факультета Киевского университета, несколько лет проработал земским врачом в смоленской глуши. Там из-за угрозы заражения дифтеритом он получил пристрастие к морфию, от которого потом долго и мучительно избавлялся. Но именно этот сложный и неоднозначный период в жизни великого писателя подарил нам «Записки юного врача» и «Морфий».
Антон Чехов, окончив медицинский факультет Московского университета в 1884 году, не оставлял врачебной практики на протяжении многих лет. Хотя по его собственному признанию, давалось это непросто: «Медицина у меня шагает понемногу. Лечу и лечу. Каждый день приходится тратить на извозчика более рубля. Знакомых у меня очень много, а стало быть, немало и больных. Половину приходится лечить даром, другая же половина платит мне пяти- и трёхрублёвки».
А будучи уже серьезно погруженным в писательское ремесло, Чехов утверждал: «Медицина — моя законная жена, а литература — любовница. Когда надоедает одна, ночую у другой». Так, одним из мотивов его легендарной поездки на Сахалин было желание «хотя бы немножко заплатить» медицине, что в итоге вылилось в создание цикла сахалинских рассказов. Впрочем, знаменитую «Палату №6» тоже мог создать только настоящий врач. Врач-труэнт, не так ли?
А вот творчество польского фантаста и футуролога Станислава Лема, сформировалось, скорее, методом от противного. Сын отоларинголога и слушатель Львовского и Ягеллонского университета, от сдачи выпускных экзаменов он отказался, не желая становиться военным врачом. И, тем не менее, еще некоторое время Станислав работал ассистентом профессора в научном кружке и в анатомическом театре университета, имел небольшую практику в городской поликлинике.
И хотя врачебная деятельность довольно скоро уступила место литературе, она оказала большое влияние на творчество молодого писателя, особенно на раннем этапе. Об этом свидетельствует его первое серьезное произведение - «Больница Преображения», роман о молодом враче психиатрической клинике. Кстати говоря, спустя много лет, будучи признанным мэтром в области фантастической прозы, Лем получил почетную степень доктора Львовского медицинского университета.
Может сложиться впечатление, что труэнтизм – явление, свойственное ХХ веку, как эпохе грандиозных социальных потрясений. Однако известны и гораздо более ранние примеры врачей-труэнтов. Хотя справедливости ради надо сказать, что увлечение искусством и творчеством, было скорее признаком образованности, разносторонности и выдающихся умственных способностей, нежели ответом на глобальные вызовы современности.
Вот, например, Франсуа Рабле, автор романа "Гаргантюа и Пантагрюэль", считающийся основоположником современной европейской литературы, после долгих метаний между монашескими орденами поступил и благополучно окончил со степенью бакалавра медицинский факультет университета в Монпелье. После этого успешно совмещал врачебную практику с написанием юмористических памфлетов, имел также непродолжительный преподавательский опыт в альма-матер. Что не мешало ему также проявлять себя в области философии, юриспруденции, натуралистики и богословия, что сделало его одним из выдающихся деятелей своей эпохи.
Таков был и Карл Линней, создатель известной классификации живых организмов. Слушатель медицины в Лундском и Уппсальском университетов, он до конца лет жизни был верен избранной стезе и приобрел всемирную славу благодаря исследованиям в области ботаники, зоологии и минералогии. Но самое поразительное заключается в том, что на родине его особенно ценят за вклад в становление литературного шведского языка, наподобие того, что сделал для русского языка Александр Пушкин. А все благодаря его дневниковым записям о путешествии по Швеции, содержащим несравненные по красоте и ясности описания провинциальной жизни, флоры и фауны шведской глубинки.
Список врачей-труэнтов можно продолжать довольно долго, а можно даже их исследовать и классифицировать, подобно упомянутому выше профессору Зильберу, благодаря которому мы сегодня в принципе говорим об этом явлении.
Но все же закончить статью хочется знаменитой цитатой врача-труэнта Антона Чехова, которая, как мне кажется, очень хорошо отражает суть этого феномена: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». И тогда обязательно найдется место и для искусства, каким профессиональным путем не шел бы этот человек.
В моем тг-канале еще больше интересного https://t.me/alvoskresenskaya
Познакомиться с моим творчеством можно на Литрес https://www.litres.ru/author/alena-voskresenskaya