В этом году исполняется 300 лет со дня перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург. За несколько веков на гробницу святого было возложено немалое количество вкладов, среди которых, пожалуй, самым таинственным является мантия Святой Анны.
Мантия скроена из трех полотнищ красного бархата, по краю обшита золотистым галуном, ворот и подкладка из плюша с имитацией горностаевого меха. По всей лицевой поверхности нашиты украшения в виде 66 орденских знаков: 17 крестов ордена Святой Анны второй степени, 33 звезды ордена Святой Анны первой степени и 16 монограмм Анны Петровны, дочери Петра I.
Этот предмет был вложен на гробницу святого Александра Невского. Однако мантия по своему исполнению не была схожа ни с древнерусскими памятниками (времени нахождения мощей во Владимире), ни с предметами, выполненными в Синодальный период. Здесь возникает главный вопрос: почему на раку святого Александра Невского возложили мантию со знаками отличия ордена Святой Анны?
В некоторых источниках говорилось о том, что мантия была выполнена в период правления Петра I. Но в действительности ордена Святой Анны еще не существовало в то время. Для того, чтобы разобраться со всеми загадками, обратимся к истории России ХVIII столетия.
В 1724 г. Анна Петровна (дочь Петра I) была выдана замуж за племянника шведского короля Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского. У супругов родился сын Карл Петер Ульрих – будущий император России Петр III. Вскоре после родов 20-летняя Анна Петровна скончалась. В память о покойной супруге Карл Фридрих в 1735 г. основал династическую награду – орден Святой Анны. В 1762 г. их сын Петр III взошел на российский престол и за время своего недолгого правления успел пожаловать орден нескольким лицам. В официальную наградную систему Российской империи орден Святой Анны войти не успел. Император был смещен с престола своей же супругой Екатериной II и в скором времени умер в Ропше. Сын их, будущий император Павел I, был удостоен этой награды по наследству и даже на детских портретах изображался с династическим орденом Святой Анны.
В день официальной коронации Павла I, 5 апреля 1797 г., было издано «Установление о российских императорских орденах», по которому утвержден единый Российский кавалерский орден, делившийся на четыре класса: первый – Святого Андрея Первозванного, второй – Святой Екатерины, третий – Святого Александра Невского и четвертый – Святой Анны. К последней награде Павел относился особенно трепетно, поскольку этот знак отличия был связан с Анной Петровной и Петром III, то есть с памятью о бабушке и отце.
Крест святой Анны второй степени имел лицевую и оборотную стороны. В центре равноконечного креста располагался медальон с изображением св. Анны, а с оборотной стороны медальона вензель «A. J. P. F.» из начальных букв девиза: «Amantibus Justitiam, Pietatem, Fidem» (Любящим Правду, Благочестие, Верность). Одновременно этот же девиз являлся и начальными буквами имени и обозначения происхождения Анны Петровны: «Anna, Imperatoris Petri Filia» — Анна, императора Петра дочь.
Примечательно то, что до Павла I на раке Александра Невского располагался драгоценный зеленый покров с орденскими знаками Александра Невского, возложенный Екатериной II. Император Павел, не терпевший многое из того, что было утверждено при его матери – Екатерине II, при восхождении на престол мог дать распоряжение о замене этого покрова, на красную мантию со знаками отличия в честь святой Анны. Этим обстоятельством можно объяснить орденские знаки св. Анны на гробнице Александра Невского.
Отчасти мантия схожа с одеяниями кавалеров ордена Святой Анны. Павел особенно любил даровать милости в виде подношений мантий. Пошивом таких орденских одеяний, герольдских платьев, шляп, супервестов и епанчей занимался портной Йохан Кольб. Нашивки для орденских одеяний выполнялись поставщиками Капитула Российских орденов. В период с 1797-1801 гг. шитые ордена изготавливались в мастерских Марии Эстеррейх и Либерт.
Мантия в коллекции Музея истории религии представляет собой один из самых богатых памятников по содержанию шитых орденов конца ХVIII столетия дошедших до наших дней, где даже один шитый орден конца ХVIII-начала ХIХ веков уже сам по себе является большой редкостью.