Знакомство с июньскими праздниками продолжается. 5 июня в 2024 году отмечался древний национальный марийский праздник пашни, сохи и весеннего сева Агавайрем или Агапайрем (Ага пайрем). В своё время праздник имел важное религиозное значение в земледельческих практиках. Посвящён Агавайрем божествам плодородия, земли и силам природы.
Название праздника происходит от двух марийских слов «ага» и «пайрем», первое означает «плуг», «весенние полевые работы», а второе – «праздник».
По своей сути марийский Агапайрем имеет одно и то же происхождение, что и татаро-башкирский Сабантуй. Точной календарной даты праздник не имеет. Время празднования устанавливается картами – жрецами традиционной марийской культуры. Праздник могут отмечать как перед весенним севом, так и после него. Сейчас Агапайрем чаще всего празднуют между двумя другими праздниками Кеҥеж Миколо (Николин день) и Мланде Шочмо кече (Духов день), к тому же стараются наметить дату празднования так, чтобы торжество пришлось на новолуние.
В праздничный день вступает запрет на работу, запрещается затевать стирку и красить нитки. Шуметь тоже запрещено, если шум не связан с самим праздником.
Древняя марийская философия связывала всё происходящее вокруг с Творцом, силами природы и небесными светилами. То есть с Солнцем, Луной, звёздами, ветром, водой, огнём, землёй и облаками.
Во время празднования Агавайрем сначала проходило всенародное моленье, а по его окончании принято было выражать слова благодарности Агавайрем Юмо, а затем трапезничать и проводить игры, в которых участвовали все жители населённого пункта – от мала до велика.
Обрядовыми кушаньями праздника становились блины, ватрушки с картофелем, сырники, вареники с творогом.
И в наши времена, отмечая Агавайрем, принято раскачиваться на качелях, прыгать через костёр с очистительным огнём. Если человек не в состоянии прыгнуть сам в силу своего преклонного возраста, то молодёжь помогает перейти кострище или хотя бы обойти его три раза по ходу движения солнца. Действие совершается босиком для более крепкой связи с Духом Земли. Дух Огня просят об освобождении от болезней, общего очищении и снятии порчи.
Главными действующими лицами праздника становилась и по старой доброй традиции сейчас становится молодёжь. В особенности внимание уделяется недавно созданным семейным парам. Молодым желают всех благ и дарят сваренные вкрутую яйца, которые считаются символом жизни. В свою очередь молодожёны дарят карту (жрецу) национальное вышитое полотенце, за что получают от него благословление на счастливую семейную жизнь.
Ещё до середины 30-х годов ХХ века Агавайрем продолжал оставаться религиозно-земледельческим праздником. А обязательным атрибутом праздника являлся шÿвыр (шувыр или шювыр) – традиционный марийский музыкальный инструмент. Звуки марийской волынки извещали о начале ритуального обхода поля. Это был единственный музыкальный инструмент, который использовался в заклинаниях о богатом урожае и защите посевов от неблагоприятных погодных условий и стихийных бедствий. Звуки шÿвыра должны были способствовать росту и увеличению урожая, как и зарытые в землю яйца – символ плодородия и жизни.
Победителям в национальных играх, беге и конных скачках также вручались яйца и вышитые полотенца. Яйцами одаривали и тех, кто устанавливал качели для праздничных развлечений. Яйца сопровождали игры и забавы молодёжи: парни играли в яйца на току (гумне, расчищенной площадке), сбивая их мячиками, а дети катали яйца и бросали через деревья. Такие игры практиковались не просто так. По поверьям считалось, что игра в яйца благоприятно воздействовала на урожайность полей, а зёрна посеянного хлеба становились крупными и наполненными, подобной яйцам.
Праздник распространён у луговых, северо-западных, северо-восточных и восточных марийцев.
В Сернурском районе Республике Марий Эл празднование Агавайрема завершается Всемарийским молением Оно Морко Агавайрем, которое проводится в субботу через восемь недель после Пасхи в субботу и за шесть дней до Индеш кугарня – Девятой после Пасхи пятницы.
Кроме праздника Агавайрем в Республике Марий Эл 8 июня в Горномарийском районе состоялся XII Межрегиональный певческий праздник «Пеледӹш айо», а 15 июня в Йошкар-Оле прошёл Всероссийский фестиваль национальной культуры «Пеледыш пайрем». Об этом сообщил интернет-журнал «Кидшер».