Недавно на глаза попалась статья из зарубежных новостных каналов автомобильной тематики, где прозвучало новое для меня слово - гигакастинг. Если вы, как и я слышите его впервые, давайте разбираться, что же это такое.
Гигакастинг — это новый метод производства, который позволяет производителям снизить стоимость будущих автомобилей и оптимизировать производственный процесс. Проще говоря, это использование очень больших литейных машин, способных создавать большие части кузова автомобиля одним куском, а не использовать многочисленные компоненты, которые традиционно свариваются вместе.
Первыми, кто привлек внимание общественности к этому процессу, стала компания Tesla, благодаря Model Y, где гигакастинг используется для создания огромных секций днища, и позволяет снизить общие производственные затраты, оптимизировав процесс производства.
Босс Tesla Илон Маск такими словами выразил это в Twitter: «С помощью наших гигантских литейных машин мы буквально пытаемся делать полноразмерные автомобили так же, как делают игрушечные машинки».
Гигакастинг призван упростить и ускорить производственную линию, сократив необходимость в соединении нескольких сложных деталей, тем самым оптимизировать расходы производителей.
Помимо повышения эффективности производственной линии, гигакастинг обычно уменьшает количество точек сварки, это позволяет снизить общий вес готовой детали и повысить жесткость конструкции. Tesla заявила, что по сравнению с Model 3 метод гигакастинга, использованный в Model Y, позволил заменить 171 деталь, устранить 1 600 сварных швов и снять с конвейера 300 роботов. Это важно, когда речь идет о современных электромобилях, которые обычно крупнее и тяжелее своих аналогов с двигателем внутреннего сгорания, поскольку любое снижение веса обычно равносильно увеличению дальности хода. Как и 3D-печать, гигакастинг также может помочь автомобильным дизайнерам достичь более сложных форм и структур, что дает большую свободу при создании привлекательных и желанных будущих автомобилей.
Но как это может повлиять на конечного потребителя?
Внедрение гигакастинга в производственный процесс часто требует огромных инвестиций, которые производителю потом приходится возвращать.
И стоимость ремонта остается под вопросом, т.к. объединение множества небольших элементов в один гигантский металлический кусок усложняет и удорожает ремонт, потому что мелкие секции легче удалять, ремонтировать или заменять. Также многие представители отрасли считают, что изготовление днища автомобиля из цельного куска металла будет крайне затруднено в случае аварии, что может привести к увеличению страховых взносов.
Кроме того, если говорить немного научно, гораздо сложнее получить полностью бездефектную конструкцию из гигалитейной машины.
Это означает, что количество отходов для производителей может быть выше, что может свести на нет экономию, полученную от внедрения оборудования.
Какие производители используют гигакастинг?
Компания Tesla широко использовала эту технологию, компонуя днище для Model Y из трех больших фрагментов. Однако в последних сообщениях производителя говорится о том, что Tesla собирается приостановить свои усилия, чтобы вывести гигакастинг на новый уровень: по слухам, все днище будущей платформы для малолитражных автомобилей будет цельным.
Volvo также внедряет эту технологию, чтобы сделать производство своих будущих электромобилей более эффективным и снизить общий углеродный след за счет упрощения производственного процесса.
Аналогичным образом, BMW изучает способы внедрения гигакастинга на свои производственные линии, а многочисленные китайские производители электромобилей (Xpeng и Zeekr, например) уже присматриваются к методам Tesla, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке.
Toyota, крупнейший в мире автопроизводитель по годовому объему продаж, также изучает этот процесс, поскольку планирует увеличить производство EV в ближайшие годы.
По материалам MSN.