Недавно в театре “Метро” состоялась премьера представления-шоу под необычным названием “Эй джан, Шашастан!”. Это попурри из сказок армянского писателя Ов. Туманяна. В спектакле принимали участие студенты 3-го курса театрального факультета. Обычно говорят: первый блин комом, но премьера для ребят была весьма удачной, судя по реакции зрителя. Кроме того, она оказалась для них серьезным экзаменом и первым шагом во вход в мир театра благодаря Н. Е. Цатуряну, который стал для ребят авторитетом и большим другом. И вот после премьеры я беседую с молодыми актерами.
- Как вы себя чувствуете, ребята?
Ануш: - Творческое счастье, что-то вроде этого. Ты в сомнениях: получится, не получится, зритель примет или не примет. Ты стоишь на весах. Работа в поте лица. И когда ты чувствуешь, что вот, получилось, хочется плакать. Значит я не зря прошла этот путь.
- А вы хорошо чувствуете обстановку игры, плоха она или хороша?
Ануш: - Да, конечно. Самое важное здесь не как играешь, а как ты несешь спектакль на одном духе. Если Вы заметили, пауз во время выступления не было. Если появляется пауза, значит этот момент испорчен, он свое действие потерял. Самое главное - ритм. Для этого нужно чувство ритма, воодушевление и немного испуга.
- Если я не ошибаюсь, большинство из вас в первый раз были на сцене. Что вы чувствовали во время игры?
Арпине: - Человеческие, духовные переживания, что очень естественно, а для актера обязательно. Если у него не будет волнения, он не сможет играть.
- Чувствуете ли вы себя актерами?
Армен Г.: - Актером? Никто из нас пока не актер. Это не самокритика. Понятие “актер”, как говорит Николай Цатурян состоит в следующем: театр и сцена — это искусство души, и все должно возлагаться на актера.
Ануш: - Актер — это образ жизни, а не профессия.
- Чем вас привлекло актерство?
Армен Г.: - По-моему, это очень сложная профессия. Актером рождаются, а стать им почти невозможно.
Ани: — Это самоутверждение. Ты утверждаешь себя как человек. Только на сцене ты можешь делать то, чего не делаешь в жизни.
Арпине: - То духовное, чего не хватает людям, я нахожу в этом мастерстве.
- Существует такое мнение, что, становясь актером, теряешь свою личность? Согласны вы с этим?
- Насколько я понимаю, вы здесь проводите много времени. Не мешает ли это вашей личной жизни?
Ануш: - Скорее, личная жизнь мешает работать. Когда мы пришли в институт, Николай Егвардович сказал нам: “Вы должны оторвать себя от вашей личной жизни, потому что это помешает искусству”. Личную жизнь можно начать и в 20 лет, и позже.
- “Искусство актера состоит в его словах и движениях тела.” Что бы вы дополнили?
Ани: - Я не согласна. Если ты чувствуешь, мыслишь, понимаешь, что делать на сцене, то это уже артистическое искусство.
Ануш: - Очень большое значение имеет душевное состояние.
- Какую роль вы бы захотели сыграть?
Армен М.: - Я хотел бы сыграть героев Лондона и Стивенсона, но так, чтобы они не были однообразными. Я думаю, что актер должен много работать над определенной ролью.
Армен Г.: - Мои любимые образы - Эдгар (“Король Лир”) и Шико (“Графиня де Монсоро”).
Ани: - Я бы хотела сыграть роль Кармен. Чтобы потратить всю свою энергию на роль. В этом то и вся соль моей работы. Мучить себя, и, наконец, чувствовать себя прекрасно. Выйти со сцены и без сил рухнуть в кресло.
- “На сцене человек должен быть выше, чем в жизни”. Вы согласны?
Ануш: - Где-то мере актер должен быть выше себя, а где-то ниже. Ты чувствуешь себя эмоционально выше себя, других, своих потенциальных возможностей.
Арпине: - Если ты в жизни не будешь выше, на сцене выше не будет никогда.