Боги покарали семью Пелопса не сразу, а когда выросли его дети. Богам торопиться некуда, у них в запасе - столетия и тысячелетия.
Пелопс - сын Тантала. И сам ничем не прославился, кроме как историей своей женитьбы.
Двое законных сыновей было у Пелопса и один внебрачный. Для греков ситуация не была из ряда вон выходящей, они брали пример со своего верховного божества Зевса, который вступал в отношения со всеми красавицами, попадавшихся ему на глаза.
Понятно, что супругам гуляк такая ситуация не нравилась. И поступали они по разному, но бастардов не любили одинаково. Так что ничего удивительного в том, что Гипподамия, законная жена, намекнула своим сыновьям, что от третьего сводного братика можно избавиться. Пелопс как раз сделал незаконнорожденного своим любимцем.
Пелопсу этот поступок не понравился. И он прогнал обоих сыновей - Атрея и Фиеста. Мог себе позволить. Потому что рядом оставалось еще трое или четверо.
Атрей и Фиест дошли до Микен и там осели. Атрей еще и на царской дочери женился. И стал править Микенами.
Раздор между братьями
После чего братья побили горшки. Фиест позавидовал брату. И ничего лучше не придумал, как соблазнить его жену. С тех пор эта тема периодически возникает в искусстве. Как вариант - соблазняется не жена, а возлюбленная брата. За примерами далеко ходить не надо. Фильм "Летят журавли". Братья хоть и двоюродные, но семейные отношения поддерживали искренне.
После такого Атрей прогнал брата из дома. И из города. Но решил, что этого мало. И тут выяснилось, что гены пальцем не раздавить. И Атрей поступил с сыновьями Фиеста ровно так же, как в свое время поступил с родным сыном Пелопсом его отец - Тантал. То есть дедушка Атрея.
Атрей мало того, что умертвил своих двоих племянников, так еще и накормил ими Фиеста. Сына Тантала боги оживили. А вот правнуков - не стали. Видимо, посчитали, что раз имеется проклятие, то исправлять ничего не нужно.
Греческие боги закрывали глаза на многие проступки смертных. Но каннибализм они не прощали. Ведь история самого Зевса была связанна именно с этим действом.
Так что расплата не заставила долго ждать. В Микенах разразился голод. Неурожай следовал за неурожаем. Древние греки, хоть цари, хоть простолюдины, в тяжелых ситуациях интересовались у прорицателей - за что и как исправить?
Атрей не был исключением. Прорицатель сказал, что необходимо, чтобы в Микены вернулся Фиест. Поиски ничего не дали. Куда подевался брат, было не известно. Зато нашелся его маленький сын Эгисф.
Хорош Фиест, мало того, что двух сыновей потерял, так и третьего оставил у чужих людей, а сам удалился неизвестно куда и неизвестно на сколько лет.
Видимо, когда в Микенах появился сын Фиеста, неурожаи прекратились. Как иначе объяснить то, что десятка полтора лет Эгисф воспитывался в царском дворце и чувствовал себя прекрасно.
А потом объявился Фиест, которого сразу бросили в темницу. Атрей поручил племяннику, чтобы тот расправился с собственным отцом. Думал, что племянник не узнает Фиеста.
Объяснить это вот все с современной точки зрения очень тяжело. Зачем было воспитывать племянника у себя дома? Зачем гоняться за Фиестом больше десяти лет? За это время если кто и не утратил бы желание отомстить, так этот сам Фиест, но не Атрей.
Но древние греки умели неожиданно повернуть сюжет повествования так, что никто и не ожидал. Им легче было, чем нынешним литераторам. Тогда многие сюжеты еще не были избитыми.
Так вот, Эгисф избавился от Атрея, потом вместе с родным отцом прогнал свои кузенов - Менелая и Агамемнона. Но не надолго. Последний смог набрать войско, вернуться в родной город и вернуть себе трон.
Вот только счастья это ему не принесло. Но это уже другая легенда.
Мораль этой легенды о братьях для меня так и осталась непонятной. А для вас?