Найти тему

Маршруты поездов Караганда - Москва в разные годы

Сегодня у нас с вами угольная столица Казахстана - Караганда. Сегодня в отдельных источниках периодически проскальзывает - Караганды, но я буду использовать традиционное название с советских времен. "Уголь - это хлеб" - так гласил лозунг, выложенный на одном из домов. А вот десятки, а то и сотни тысяч людей обеспечивали себе хлеб в этих местах каторжным трудом. Ведь именно здесь был расположен Карлаг, а также АЛЖИР. Понятно, что абсолютно никакого отношения к одному из крупнейших африканских государств это не имеет. Расшифровывается же как Акмолинский лагерь жен изменников Родины.

А вот название города произошло от куда более мирного объекта. Считается, что его истоки лежат в кустарнике желтая акация, который здесь активно произрастает. Уже к 1960 году население города составляло почти 400 тыс. чел. А потому вполне логично, что из этих мест запустили поезда дальнего следования. И основным направлением была Москва.

Караганда. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Караганда. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Итак, 1961 год. И в Москву из этого города отправлялись аж три поезда. Два из них шли одним маршрутом через Петропавловск, Куйбышев и Пензу. А вот один - через Тобол, Полетаево и затем на Куйбышев и Пензу. Время в пути 65,5 - 71 час.

В 1969 году к уже описанным маршрутам добавляется еще парочка. Самый быстрый после Петропавловска уходил на Курган, оттуда на Свердловск и далее через Казань на Москву. У него время в пути было 54 часа 18 минут. Чуть более медленный до Свердловска шел тем же маршрутом, а вот затем уходил на Горький, Ковров и Муром. Время в пути около 58,5 часов. Ну а самый медленный уходил на Куйбышев и Пензу.

Вокзал в Караганде. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Вокзал в Караганде. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Еще один маршрут появился к началу 80-х годов. Тот поезд, что был в пути аж 70 часов, шел через Тобол на Магнитогорск, а затем Белорецк, Ульяновск и Арзамас. Ну и вариант через Куйбышев и Ряжск теперь был в пути аж 67 часов.

Но там вообще в 1980 году были уже поезда не только в Москву. За 72 часа вы могли на прямом №395/396 оказаться в Ленинграде. Сначала он шел через Тобол на Челябинск. Оттуда уходил на Свердловск, затем Пермь, Киров и через Вологду уходил на Тихвин и Волховстрой.

Поезд на Киев (какое-то время он назывался "Восток") шёл через Тобол, Челябинск, Пензу и Харьков. Время в пути аж 84 часа 22 минуты. А вот до самого Харькова ровно на 16 часов быстрее. Поезд № 585/586 шел через Целиноград, Карталы, Саратов, Георгиу-Деж, Валуйки.

К концу существования СССР остаются все упомянутые выше поезда, а также добавляется еще один на Новокузнецк. Ходил он через Целиноград и Кулунду. Время в пути около 35 часов.

Были и местные поезда - например, Караганда - Карагайлы № 607/608.

В 1995 году на территорию России сохранялось два поезда. Один в Москву (почти 71 час в пути) и один в Новокузнецк (почти 35 часов). Но был еще поезд сообщение Караганда - Харьков. Время в пути 64,5 часа.

К 2004 году время в пути поезда до Москвы снова сокращается до 60 часов. А кроме новокузнецкого, появляется еще и поезд Караганда - Омск. Причем он был именным - назывался "Дружба".

Вот вроде бы одно основное направление, а сколько вариантов оказалось. творчески подходили к определению маршрута. Спасибо, что читаете! Желаю успеха!