Кельты, на чьи традиции ориентируется весь нью-эйдж, разумеется, тоже отмечали летнее солнцестояние. Именно благодаря старинным кельтским ритуалам шабаш Лита приобрел статус огненного, солярного праздника. А назывался он в древности Alban Heffin, и все торжества начинались в канун самого долгого дня.
Альтернативные названия праздника: Пылающая Дверь и Праздник дуба.
Каждый Альбан (а в году их четыре) по сути являет собой Дверь — в те силы, энергии и возможности, которые на данный момент находятся на вершине своего влияния. Лето — огненное, жаркое время, и к тому же поворотная точка, поэтому Альбан Эффин — пылает, сжигая лишнее и оставляя либо целительный пепел, либо полезный благословенный уголь. В этот день мы можем прийти к своему Внутреннему Огню, искре дара великих Богов, которая горит в каждом, позволяя нам светить и греть для тех, кто в этом нуждается.
Обычаи праздника: чистый огонь, прыжки через костры из дубовых дров, охота за феями накануне праздника, сбор священных «солнечных» растений (зверобой, собачья роза, цветки дуба), чтение по кругу.
Символами праздника являлись листья дуба и желуди, костры, чистый огонь. Священная пища дня летнего солнцестояния — дубовое вино, свежие весенние овощи, высокий хлеб, свежий сыр.
Церковь пыталась подчинить его своему влиянию и приурочила к этому времени праздник в честь Иоанна Крестителя (24 июня), но уничтожить древнюю народную основу праздника ей не удалось, лишь сроки выполнения языческих обрядов переместились с 21 на 24 июня. И у англичан, и у кельтских народов Британии св. Иоанн остался в стороне от перенесенных на его день народных обрядов и никакой функции в обрядности дня летнего солнцестояния не выполнял. Однако день получил альтернативное название — Иванов День.
В первую очередь, как и на любой огненный праздник, собирались огромные костры. Символом праздника являлся дуб, поэтому и дрова для костров нужны были дубовые. Каждый член общины должен был принести дрова для обрядового костра. Когда все дрова были собраны, друиды ритуально зажигали костры, приветствуя солнце и огонь, их силу и величие. Считалось, что в этот праздник любой зажженный огонь — Чистый огонь, священный, напрямую содержащий и передающий изначальную силу. По этому огню друиды делали предсказания по поводу выбора пути и духовного развития как всей общины, так и каждого ее члена в отдельности.
[С течением времени огонь, зажженный в этот день, не перестает быть ни Чистым, ни священным. Помните об этом, зажигая лампу, свечу или даже газовую плиту в этот день. Чувствуйте течение этой энергии, тепла и света, и ту роль, которую они играют в вашей жизни]
И англичане и все кельтские народы украшали к празднику дома, церкви цветами, зелеными ветками. В одно время эти украшения были так же универсальны, как и рождественские, замечает один из авторов, описывавший обычаи дня св. Иоанна.
Особенно много собирали цветов зверобоя. Издавна корни, сок, цветы этого растения применяли в народной медицине для лечения ран и как успокаивающее средство, но цветок, кроме того, по поверьям, обладал и значительной магической силой
Береза играла существенную роль в обрядах дня летнего солнцестояния у всех кельтских народов, особенно у уэльсцев, которые называли ее «летним деревом» (у fedwen haf). Так, в источниках XVI—XVIII вв. не раз встречается упоминание об установке на центральной площади деревни в канун дня св. Иоанна зеленой березки, ветки которой украшали лентами, гирляндами цветов, возле нее танцевали. Обычай этот был лишь летним вариантом «майского дерева».
В Шотландии в эту ночь возлюбленные давали друг другу клятву верности, нарушение которой считалось преступлением. Клятву такую произносили либо возле большого камня — мегалита, либо возле почитаемого источника и скрепляли ее рукопожатием.
По кельтским поверьям, именно в самую короткую ночь ведьмы собираются на свои шумные сборища; феи водят хороводы на лесных лужайках, вершинах холмов; многочисленные духи бродят по земле. По кельтским представлениям, эта ночь была второй по значению из трех годовых «ночей духов», когда большую власть приобретали разные сверхъестественные существа.
В ночь Альбан Эффин сны и реальность смешиваются между собой. Только самые смелые (или самые отчаянные авантюристы) способны протянуть из волшебного мира в реальность то, чего хотят, и оставить здесь, с собой.
Днем же проводились обряды в честь Земли, дарующей людям пропитание. Землю благодарили и благословляли, чтобы она дала хороший урожай грядущей осенью.
#колесогода #летнеесолнцестояние #солярныепраздники #шабаши #традиции