Увидев на обложке книги имя и фамилию автора Мальвина Гайворонская, можно сразу подумать, что это псевдоним. Уж очень они необычные. Но нет - так действительно зовут девушку из Ижевска, которая пишет популярные книги в жанре «городского фэнтези». Рассказываем ее историю.
Сказочное имя
Мальвина родилась в Ижевске и провела в родном городе все детство. Она из семьи ученых: мама - доцент финансовой кафедры ИжГТУ, папа - физик-оружейник, заведовал лабораторией в уральском отделении Академии наук.
Редкое имя выбрал для дочери отец. Он очень любил сказки и даже собрал из них целую коллекцию. И, несмотря на возражения мамы, подарил сказочное имя дочери. Интересно, что папу пытались отговорить от такого варианта и в ЗАГСе. Тогда он поинтересовался, как зовут паспортистку. Та оказалась Венерой, и вопрос был решен.
«Живется с этим именем просто великолепно! Во-первых, меня сразу запоминают. Во-вторых, если зовут, то сразу понятно, что именно меня, а в-третьих, обожаю предлагать спамерам и интернет-мошенникам угадать, кому именно они набрали. Бросают трубку, слабаки!» – улыбается Мальвина.
Истории про тихую девочку
В книгах Мальвины переплетаются реальная жизнь современного города и фантастические события. Получается забавное и милое городское фэнтези. Героиня двух недавних книг ижевского автора - «Одаренная девочка и прочие неприятности» и «Одаренная девочка и так себе каникулы» - тоже обладает необычным именем - Пандора Добротворская. И попадает в такие же необычные ситуации. Так однажды Пандора очутилась в волшебном интернате, где столкнулась со сказочными персонажами: енотом-дворецким, моторусалкой, котом-баюном в роли завуча и т. д.
«Я писала историю, которую хотела читать сама – не про волшебного мальчика, которого знает весь мир, а про тихую девочку, о которой не знает никто. Я люблю посмеяться – и книги смешные. Я люблю фантазировать – и они фантастичны», – делится Мальвина.
Отличительная черта ее книг - узнаваемый фирменный юмор.
«Слышала от тех же стендаперов, что юмор – это социально одобряемый конструкт для выхода ярости, разоблачения несправедливости. Такой интеллигентный вариант драки в подворотне, – Мальвина улыбается. – Большинство комиков пережили те или иные трагичные ситуации и «засмеивали» их, словно лейкопластырь сверху клеили. По своей природе я всегда была тихой. Но если ты тихая и твои друзья тоже тихие, вас никто не услышит. А если вас не слышно, то вас не существует. Пришлось становиться громче, заметнее и смешнее».
Биатлонное вдохновение
Родной город и его жители часто присутствуют на страницах книг Мальвины, хотя и не называются напрямую. Просто именно здесь она начинала свое литературное творчество, и это не могло на нем не отразиться.
А придумывать истории она начала во время… занятий спортом.
Мальвина ходила в секцию биатлона во Дворце пионеров (сейчас Дворец детского и юношеского творчества – прим. ред.). На тренировках юным спортсменам приходилось наматывать бесконечные круги от Дворца пионеров до «лыж Кулаковой» (Монумента Дружбы народов – прим. ред.). Никаких гаджетов с музыкой или аудиокнигами тогда, естественно, не было. И чтобы побороть скуку, Мальвина начала… придумывать истории.
«Примерно в то время выходила газета «Золотая провинция». Статьи там были соответствующие: про акул в ижевском пруду, шаровые молнии и политических конкурентов. Бегая, я уподоблялась ее авторам, активно «натягивая» полученные в школе знания на наблюдаемые факты и почерпнутые в папиной коллекции сказок истории. Получалось интересно. К примеру, почему некоторые женщины даже в лютый мороз умудряются ходить в мини-юбках и не заболевать? Так это же русалки: они глубоководные, привыкли к морозу, вот им и не страшно. А откуда в центре города заколоченный особняк с заклеенными газетами окнами? Очевидно, что там живут вампиры, не любящие солнце! Но почему в центре-то? Потому что когда солнца нет они ходят на престижную работу! А как лешие умудряются так быстро перемещаться? Точно ли папоротник не цветет? И как бы выглядели современные богатыри? Ответы на эти и многие другие вопросы, заданные юной Мальвиночкой где-то на ступенях Монумента Дружбы народов, вы найдете в моих книгах», – вспоминает автор.
Ижевские учителя - герои фэнтези
Мальвина училась в лицее №22 с немецким уклоном, и ей там очень нравилось. Но, конечно, не из-за большой нагрузки и огромных домашних заданий, а за возможность самореализации и частую похвалу. Все лицейские преподаватели, по словам автора, были «чертовски харизматичны». И могли увлечь учеников нестандартными заданиями. К примеру, по русскому языку можно было писать в качестве сочинений небольшие фанфики (любительские литературные произведения по мотивам известных книг или фильмов - прим. ред.).
Поэтому в некоторых героях ее книг так легко узнаются учителя.
«Алевтина Степановна Годунова сочинения мои тоже хвалила, поговорить с ней о прочитанном всегда было жутко интересно. Любовь к самовыражению через буковки у меня наблюдалась всегда, но вот закрепила и залила ее цементом поддержи именно она! Еще очень важным человеком в моем школьном мире была Татьяна Александровна Сушко, преподаватель математики. Я обожала и предмет, и ее саму. Строгая, но справедливая, добрая и с юмором, но требовательная – она стала для меня одним из эталонов взрослого, которого не хочется разочаровать. И, что уж греха таить, заодно и прототипом директора ГАОУ ВПО СУНЦ АСИМ – волчицы-оборотня Альмы Диановны Лютой. Такая и за деток постоит, и жизни их научит, и еженедельную планерку с коллегами под чаек проведет!»
Кроме Альмы Лютой ижевские прототипы были и у двух других персонажей книги – Евгении и Екатерины.
«Радость от посещения школы, самые вкусные на свете шанежки с картошкой, дома из частного сектора – все это очень повлияло на окружение главной героини. И, конечно, учителя и учащиеся! Пока что действие книги происходит в основном в Москве и Подмосковье, но так называемые вайбы я черпаю из своего детства, из своего Ижевска двадцатилетней давности. Каждый раз, когда нужно описать Лес, страшное потустороннее место, я вспоминаю обычный лес рядом с нашим огородом ночью: абсолютная тьма, безмолвная и в то же время наполненная звуками, и звезды, которые никак не помогут и словно смеются над тобой – в прямом смысле слова».
Кто повлиял на вкус и стиль
Джейн Остин, Мурасаки Сикибу и Сей Сенагон, Элеонора Раткевич, Альфред Ван Вогт и, конечно, Терри Пратчетта – вот писатели со всего мира, повлиявшие на литературный вкус и стиль Мальвины. Особенно она выделяет Пратчетта, ставшего популярным благодаря своему огромному циклу романов про Плоский мир.
«Он умудряется одновременно говорить о важных вещах, безгранично любить людей, ни на секунду не делать их лучше, чем они есть – и все это с восхитительным юмором. Его статьи и речи о писательском пути помогли мне справиться со многими страхами. А стоило единожды послушать, как телевизионные критики ругали его в Англии, чтобы намертво перестать этих критиков бояться. В детстве же моей любимой книгой были «Злодеи поневоле» Ив Форвард. Для маленькой меня она стало первой, рассказавшей о полутонах, – что и черное, и белое не так уж абсолютны, и во все нужно всматриваться. Сначала фэнтези было для меня прикольными мирами, потом – ненавязчивым учителем «что такое хорошо, что такое плохо», а затем в жизнь вошел Пратчетт и показал, что наличие в кадре маленького дракона не делает книгу менее жизненной. Я пишу фэнтези о нашем мире – чтобы мне точно и стопроцентно никто не поверил», – делится Мальвина.
Стала соавтором оружейного патента
Еще одно подростковое увлечение Мальвины - аниме. Японские мультфильмы так ее захватили, что девочка стала одним из организаторов ижевского фан-клуба «Анимания». И когда за красивой картинкой она увидела интересные сюжеты, это стало еще одним мотивом писать свои истории.
Увлечение аниме однажды привело даже к тому, что в 13 лет Мальвина стала соавтором патента на… формирование оружейных стволов. Как-то девочка пришла к папе на работу, где часто бывала. Под вечер она очень торопилась домой - успеть на очередную серию про Сейлор Мун. Но отец все ходил вокруг станка и жаловался на «высокий натяг». Мальвине так не терпелось вернуться домой, что она в сердцах посоветовала уменьшить этот натяг и идти уже домой.
«Отец посмотрел на меня как на умалишенную: «Уменьшить натяг?! Да ты вообще… Кхм. Кстати. А если уменьшить натяг?» Ни на какой мультфильм мы тогда так и не успели. Но через полгода патент был оформлен, а я указана в нем соавтором».
Рисунки Канарино
У писателя с необычным именем и иллюстратор под стать. Все рисунки к книгам Мальвины создает художница с псевдонимом Канарино. Они познакомились в 2019 году.
«С иллюстрациями мне безмерно повезло! Канарино понравился мой текст, мне – ее стиль, нам обеим – сотрудничество, а издательству – что из этого получалось. Я тоже участвовала в работе над обложкой, накидывала идеи, отслеживала на всех этапах рисования. Но я больше доверялась чутью художницы, если честно, – Канарино прекрасно знает, как выразить мои буквы картинками. Ну а редакция и арт-директор направляли нас в сторону типографских требований».
Проводит Всероссийскую олимпиаду школьников
Когда девочка училась в 10 классе, родители решили переехать в столицу. Там пришлось пойти в обычную школу. «Если честно, перевод из нашего пусть и лингвистического, но лицея, в обычную общеобразовательную московскую школу сильно дал почувствовать тогдашнюю разницу между регионами, а также то, что далеко не всегда вложенные финансы означают лучший результат. На информатике, когда я делала все задания, меня сажали играть во вторую «Дьяблу» (компьютерную игру – прим. ред.), лишь бы не подсказывала одноклассникам. В общем, уровень родного лицея все-таки был помощнее», – улыбается Мальвина.
Школу она закончила с золотой медалью и поступила в знаменитую «Бауманку» (Московский Государственный Технический Университет им. Н. Э. Баумана - прим. ред.). На тот же факультет «инженерный бизнес и менеджмент», где работала мама. Но вскоре ее не стало - рак. И Мальвина не смогла учиться там дальше. Она пошла работать на кафедру математики в другой вуз, и там же получила диплом по специальности «менеджмент в сфере образования».
Сейчас Мальвина возглавляет отделом, который организует Всероссийскую и Московскую олимпиады школьников по всей стране и странам ближнего зарубежья.
«Поскольку я часто бывала с мамой у нее на кафедре, мне с детства мечталось работать в каком-нибудь вузе на полставочки и помогать преподавателям. А все свободное время писать истории. В результате я руковожу огромным отделом, свободного времени не существует, как и выходных, отпуск – только по бумагам. Зато все это в сфере образования, и я реально помогаю людям. Не зря говорят: «Будьте осторожны с вашими желаниями – они с вами осторожничать не будут».
Но даже с таким графиком, она успевает писать любимые истории и выпускать новые книги.
«Такого, что с утра послушала щебет птичек в парке, хлебнула раф и, оттопырив мизинчик, уселась за печатную машинку, нет. Приходится еще и работать. Более того, сейчас нельзя просто написать книгу и пойти дальше: продвижение так или иначе ложится на плечи авторов. Нужен как минимум один, а то и в несколько личных каналов в соцсетях, выступления, мерч, коллаборации… Это все тоже время, а часто и деньги. Начав писать, ты каждый день что-то да делаешь для своей книги, и не всегда это только текст. Каждый день, что бы ни происходило, я выкраиваю хотя бы час (как я говорю, «во славу Одаренной девочки»): пишу заготовки для постов в соцсети, планирую что-то, если остается время – работаю над рукописью».
Третий муж и изучение японского
Еще со времен увлечения аниме Мальвина начала учить японский язык и продолжает им заниматься. Скоро будет сдавать экзамен на один из самых сложных уровней.
Писательница замужем - уже в третий раз. Детей пока нет, но имеется пара «малость жирненьких котиков».
С творческими планами на ближайшее время Мальвина определилась - сейчас заканчивает третью книгу цикла про Пандору Добротворскую. А потом решила заняться космооперой и книгой в стиле высокого фэнтези.
А вот разбогатеть за счет творчества писательница не хочет. Ее цель, чтобы книги вызывали улыбки и делали более уютными вечера. А если большие деньги все-таки удастся заработать, то первым делом Мальвина поедет, конечно же, в любимую Японию.
Автор: Ксения Аксенова