Фрески с изображением конца света, катаклизмов и чудес, предшествующих Второму пришествию Иисуса Христа, можно увидеть в домовом храме русских государей. И сегодня вместе с вами мы в деталях рассмотрим некоторые изображения.
В росписях Благовещенского собора выделены три основные темы:
🔹 события, происходящие на небе
🔹 изображение земли и постигших ее бедствий
🔹 иллюстрации последних глав текста, повествующих о борьбе добра и зла и торжестве справедливости
Иллюстрирование начинается в верхнем ярусе южной стены, где представлены небесные сцены:
🔹 Спас Еммануил с огненным ликом, из его уст выходит обоюдоострый меч, в руке — семь звезд, славу окружает сонм ангелов
🔹 Христос, сидящий на престоле с закрытой и запечатленной семью печатями книгой
🔹 Агнец с семью очами и семью рогами, символ Христа, достойный взять книгу и снять печати
🔹 Снятие печатей — Агнец стоит на престоле, поставив ножку на раскрытую книгу
🔹 Снятие пятой печати
🔹 А также жена, облаченная в солнце, символ спасения в Церкви (на северной стене).
Пространство западнее окон и стена, ограждающая хоры, заняты сценами, происходящими на земле. По углам земли помещены Ангелы, сдерживающие ветры.
Под ангелами на обеих стенах — черные провалы бездны. На северной стене уцелел небольшой фрагмент Борьба войска архангела Михаила с бесами, а на южной — Ангел, приковывающий сатану. На западной стене значительная часть живописи была утрачена при перестройках храма, уцелели участки на столпах и нижних частях стен в боковых нефах. Наверху сохранились остатки изображений Ангелов, свивающих небо в свиток.
На земле, на фоне низких темных горок, изображены картины страшных бедствий, которые заполняют весь текст Апокалипсиса и многократно повторяют число семь: Агнец снимает семь печатей, семь ангелов трубят в трубы, семь ангелов выливают на землю «чаши гнева».
Снятие первых четырех печатей вызвало появление четырех всадников. Сейчас в росписи сохранились две фигуры: всадник на рыжем коне, символизирующий войну, всадник на бледном коне — смерть. За ним движется темная фигура Ада.
Перед всадником восседает на многоглавом звере женщина в царском облачении — Вавилонская блудница, символ грешного Вавилона. Ей поклоняются цари, рядом изображен рушащийся город и прячущиеся в пещерах люди.
Ниже города, у края сохранившегося участка, видна фигура пророка Ильи, сражающегося с собакоголовым зверем. Эта сцена, а также город рядом — все, что уцелело от истории двух пророков, их борьбы с Антихристом, смерти и взятия на небо.
На южном отрезке западной стены представлено явление Иоанну Ангела, сходящего с неба, облаченного в облако. Во фреске собора ангел изображен обнаженным, перед ним проплывает голубое облако, на ногах красные сапожки, напоминающие языки пламени, над головой радуга. Ангел дает Иоанну съесть книгу добра и зла.
Наиболее сложны по составу и смыслу композиции, расположенные на сводах под хорами. Здесь встречаются эпизоды из разных частей текста, их объединяет тема борьбы добра и зла. Все эти эпизоды органически сливаются с традиционно располагавшимся на западной стене под хорами Страшным Судом, сцена которого в Благовещенском соборе входит в ряд иллюстраций Апокалипсиса.
В северной части — Сорок мучеников севастийских, Семь спящих отроков эфесских и Три отрока в пещи огненной. В южной части — процессия праведников, следующая к вратам рая.
В западной — изображения грешников, ада, где на двуглавом звере восседает Сатана с душой Иуды на руках, а также рядом композиция Земля и вода отдают своих мертвых и Мытарства — мучения грешников в аду.