Найти тему
Стекло Алексея Зеля

Интервью волшебника стекла Алексея Зеля газете «Московская правда» (1987 г)

Предлагаю вашему вниманию еще одно интервью моего отца, Народного Художника России Алексея Зеля. Оно было опубликовано 11 июня 1987 года в газете «Московская правда».

Беседу провел Олег Павлович Торчинский, хорошо известный читателям «Мосправды» своими глубокими очерками о мире искусства. Несколько поколений москвичей читали в газете его репортажи с художественных выставок, заметки об интересных произведениях столичных музеев, интервью с художниками.

Из интернета я узнала, что Олег Павлович скончался в 2018 году. Выходит, через год после моего отца... Вечная память прекрасному журналисту, искусствоведу, профессионалу своего дела.

Вот что написали сотрудники «Московской правды» о своем коллеге: «Эрудит, книжник, знаток изобразительных искусств, Олег Павлович Торчинский в отличие от многих коллег, предпочитающих птичье, понятное только своим наречие, писал о тонких и сложных материях ясным русским литературным языком. Им двигало то, что в старину называли бескорыстной любовью к искусству».

Встреча Алексея Зеля и Олега Торчинского произошла в нашей московской квартире. Олег Павлович с интересом, до мельчайших деталей, рассмотрел работы из «домашней выставки» отца, затем они уселись в кресла и начали беседу, которая затянулась до позднего вечера.

Итогом встречи послужило вот это интервью, напечатанное в столичной газете.

Вырезка из "Московской правды" и фото РИА "Новости" (композиция "Весна")
Вырезка из "Московской правды" и фото РИА "Новости" (композиция "Весна")

СКОЛЬКО СТОИТ ВОЛШЕБСТВО?

На лесной поляне среди цветов и трав застыла на солнце юркая янтарная ящерица. Повисли в воздухе прозрачные стрекозы, золотистые шмели. Но не качается высокая трава и не слышно жужжания насекомых. То, что мы видим, сделано из стекла.

А рядом другие стеклянные чудеса: филигранной выделки букеты цветов, ощетинившиеся иголками семейство кактусов, белоснежный горностай, ветка вишни в цвету и, наконец, целая флотилия старинных кораблей – фрегатов, каравелл, бригантин, включая каравеллу Колумба «Санта Мария», сделанных с инженерной точностью…

Настоящий музей стекла! Оборудовал его в своей квартире московский рабочий Алексей Зеля, стеклодув завода «Хроматрон». Все эти чудеса сделаны его руками.

-2

Сюда часто приходят посетители – рабочие, друзья Алексея, просто любители искусства, прослышавшие о его таланте, видевшие его работы на выставках (он участвовал уже в 11).

Однажды среди них оказалась женщина, ботаник по профессии. «Очень красиво, - сказала она, - но вот насколько точно с точки зрения ботаники?». А после придирчивого осмотра заметила с восхищением: «Я сумела опознать каждый цветок, каждую травинку!».

Этот эпизод я вспомнил, начиная беседу с хозяином.

- Объясняется все просто, - улыбнулся он. – Природой я увлекался с детства: не было для меня занятия увлекательнее, чем, лежа у какой-нибудь канавы, разглядывать «с лягушачьей перспективы» всякие травинки, жуков и головастиков.

После школы я пошел учиться на биофак Московского университета. Но жизнь повернула так, что пришлось оставить учебу и пойти работать.

Я стал рабочим Московского электролампового завода, освоил профессию стеклодува и полюбил ее. Перешел на другой завод – «Хроматрон». А когда увлекся творчеством, окончил Заочный народный университет искусств Министерства культуры РСФСР. Знание же биологии оказало и оказывает мне неоценимую услугу.

- А с чего начинается ваша работа над новым произведением – с рисунка, схемы? Или все это импровизация? И вообще, трудно ли иметь дело с таким необычным материалом, как стекло?

- Прежде всего уточним: кварцевое стекло – материал, который гораздо благороднее и красивее обычного стекла. Работать с ним действительно нелегко, ведь температура пламени доходит до двух тысяч градусов.

Приходится без конца шлифовать, припаивать, прибегать к алмазному диску. Журналисты и фотографы обычно бывают очень разочарованы: никаких эффектных манипуляций с раскаленными массами стекла, к которым мы привыкли по кинофильмам о средневековых мастерах. Работа будничная, на вид скучная, долгая – от месяца до года.

Художественные задачи приходится решать одновременно с техническими: стекло – материал коварный, самое главное – снять напряжение. Поэтому приходится придумывать на ходу технологические приемы, часто для конкретного случая, и главное – постоянно увязывать технологию с изображаемым.

Модели кораблей из стекла в домашнем музее Алексея Зеля
Модели кораблей из стекла в домашнем музее Алексея Зеля

Вы спрашиваете, с чего начинаю? Придумываю технологическую карту. Делаю подставку, обжигаю ее. А потом уже на ней наплавляю, наращиваю композицию.

Для кораблей есть наработанные поколениями кораблестроителей чертежи – для каравеллы, для бригантины, для фрегата. Остается им следовать, увязывая их со свойствами материала. Кончено, работа кропотливая и зачастую – сплошной эксперимент, но доставляет огромную радость.

Из альбома Алексея Зеля. Проработка сверчка к композиции "Вдохновение"
Из альбома Алексея Зеля. Проработка сверчка к композиции "Вдохновение"

Что же касается цветов и трав, то конечно, сначала делаю рисунок. Во время работы композиция постоянно уточняется, меняется, чаще всего в сторону упрощения. Например, в композиции с ящеркой убрана часть растений, сняты лишние шмели и так далее. Кстати, в этом смысле работать мне легче, чем керамисту, так как вся композиция у меня на виду, а у него спрятана в печи, и он видит лишь конечный результат, когда уже ничего изменит нельзя.

Цвет в моих работах минимальный: при двух тысячах градусов все соли выгорают. Кроме того, я считаю, что кварцевое стекло обладают богатейшей гаммой и без цвета…

-5

Сколько стоят ваши работы – такой фрегат, например, или букет цветов?

- Честное слово, не знаю, я никогда не работал ради денег. Там, где начинаются деньги, кончается творчество. И серийных вещей не люблю делать – качество неизбежно снижается. Так что я ни разу еще не продавал своих работ…

- Но ведь количество их все растет, скоро они уже не будут умещаться в квартире. Что вы будете делать?

- У меня есть мечта: в будущем подарить свои работы моему родному городу – Москве.

==========

Понравилась статья? Не забудьте поставить палец вверх, это поможет продвижению моего канала!

Мой отец был уникальным Мастером, создавшим множество прекрасных произведений. Если вы интересуетесь искусством, подпишитесь на телеграм-канал: https://t.me/alexey_zelya - там вы узнаете много интересного о его жизни и творчестве!