Найти в Дзене
Трубадурочка

I did it my way. Студии звукозаписи в Питере: наш опыт

За три года нашей жизни в Питере мы с проектом "Биржа" прошли через все возможные, как мне кажется, варианты записи: от домашней записи демок на айфон в GarageBand до топового DOBROLET RECORDING STUDIO. И мне кажется, этот опыт достоин того, чтобы о нем рассказать в подробностях. Первые свои песни с альбома «Скажи мне да» (2022) мы писали на домашней студии у Дани Гущина. Домашняя студия у Дани была прекрасна: во-первых, Даня заморочился - у него солидный пульт, парк микрофонов, миди-клавиатура, звукоизоляция, повсюду басовые ловушки и акустический поролон - ну, то есть, все по грамоте. Во-вторых, запись дома - это комфортно: чай, кухня, вот это вот все, где можно почилить, пока кто-то один пишется в студии. В-третьих, Данины исходники были качественные: Александр Ефимов, который сводил первые два наших альбома, очень это подчёркивал, и даже настаивал, чтобы мы прекратили дурацкие эксперименты, и писали все у Дани))) Но мы хотели попробовать разное, да и у Дани появился свой музыкальны
Оглавление

За три года нашей жизни в Питере мы с проектом "Биржа" прошли через все возможные, как мне кажется, варианты записи: от домашней записи демок на айфон в GarageBand до топового DOBROLET RECORDING STUDIO. И мне кажется, этот опыт достоин того, чтобы о нем рассказать в подробностях.

Санкт-Петербург, домашняя студия Даниила Гущина

Первые свои песни с альбома «Скажи мне да» (2022) мы писали на домашней студии у Дани Гущина. Домашняя студия у Дани была прекрасна: во-первых, Даня заморочился - у него солидный пульт, парк микрофонов, миди-клавиатура, звукоизоляция, повсюду басовые ловушки и акустический поролон - ну, то есть, все по грамоте. Во-вторых, запись дома - это комфортно: чай, кухня, вот это вот все, где можно почилить, пока кто-то один пишется в студии. В-третьих, Данины исходники были качественные: Александр Ефимов, который сводил первые два наших альбома, очень это подчёркивал, и даже настаивал, чтобы мы прекратили дурацкие эксперименты, и писали все у Дани))) Но мы хотели попробовать разное, да и у Дани появился свой музыкальный проект, и стало меньше времени для работы на студии… Поэтому мы продолжили движение вперед...

Вывод: домашняя студия - отличный стартовый вариант, особенно если вам так же повезет с человеком за пультом, как повезло нам. И, что немаловажно, это будет существенно дешевле, чем профессиональная студия, а по качеству исходников - ничуть не хуже.

- YouTube

Санкт-Петербург, студия Дмитрия Агапова

Призовая запись на студии Дмитрия Агапова, которую мы выиграли в результате участия в каком-то городском фестивале - это был экстрим: у нас был сертификат на 3 часа студийной записи, и мы придумали за эти три часа записать песню «Радуйся» целиком в расширенном составе, с барабанами, гитарой, укулеле, клавишами, басом, саксофоном, виолончелью и вокалом. Осложнения начались сразу: оказалось, что в студии нет живой барабанной установки: только электронная. Заранее это почему-то не обсуждалось, и выяснилось в день записи... А Юра у нас очень не любит электронные барабаны. Поэтому запись началась с того, что Юра играл базовую ритмическую партию на некомфортном инструменте. Получилось хорошо, но вайб, сами понимаете, уже был утрачен, настроение испорчено, а осадочек выпал... Все остальные музыканты за отведенные 2,5 часа тоже успели сыграть свои партии, а вот вокал писали в самую последнюю очередь, и он вышел ужасно. Дело осложнялось еще и тем, что в студии отсутствовали нормальные наушники (не спрашивайте, как так вышло)), и мы все пользовались «капельками», а у них примерно нулевая изоляция и очень тихий звук - такой, что даже выкрученная на полную фонограмма заглушалась моим голосом, и я только угадывала музыку... В итоге не попала вообще никуда, и вокал пришлось переписывать позже у Дани. И даже в этом случае после сведения никому из нас не понравилось то, что получилось - слишком медленный темп взяли и песня вышла слишком растянутой. В итоге эта версия ушла «в стол», и мы переписывали «Радуйся» заново - уже на другой студии...

Вывод: не надо гнаться за халявой, это приводит к спешке и чревато неудобными условиями, которые ты не выбираешь, а в итоге все равно все придется переделывать.

- YouTube

Санкт-Петербург, студия RedRoyce и Лев Темнов

Еще один промежуточный эксперимент был со студией RedRoyce у Льва Темнова. Это тоже был призовой вариант после городского фестиваля «Крылья на мне», который организовывали сами владельцы студии - Лев Темнов вместе со своей супругой. Мне нравится, когда творческие люди затевают разные творческие движухи: универсальность сейчас очень распространенная штука, и часто те, кто записывает музыку, занимается и организацией концертов, фестивалей, и прочая. Тогда для нас это было в новинку, и мы решили попробовать такой формат, тем более что организация городского фестиваля у ребят была на высоте - по отношению к артистам, по звуку, по конечному результату: мы до сих пор юзаем фото и видео с этого выступления, потому что они вышли очень хорошо.

В итоге мы выиграли скидку на «песню под ключ» и решили записать у Льва песню «Рыбий блюз». В песне тоже были живые барабаны, как и в предыдущем случае, и у Льва тоже не было возможности записать установку (это, кстати, довольно частое явление: условия для записи живой установки - очень сложные, нужен большой парк микрофонов, отдельная комната и большой опыт, чтобы записать их вот прям хорошо, поэтому студий с такими условиями в Питере не так уж и много). Так что мы записывали барабаны на КАМАНЕВЕ, а на барабаны у Льва писали уже все остальное. Вокальные сессии в этот раз делали отдельно от инструментальных, чтобы никуда не спешить и не переделывать потом. Уложились в 3 сессии в общей сложности. Поскольку песня была «под ключ», Лев сам же все нам сводил и мастерил, вносил наши правки, но из-за того, что количество правок было лимитировано, остановились мы раньше, чем остались довольны, однако, трек в итоге все-таки выпустили, в отличие от предыдущего случая, но все равно как-то не вышло того, чего мы все от этой песни ждали, так что, скорее всего, «Рыбий блюз» тоже еще будет перезаписан и перевыпущен в другой версии.

Выводы: Лев - отличный организатор музыкальных движух, профессиональный и  чуткий звукорежиссер, но все-таки универсальность - не самое лучшее дело в том, что касается музыки. Через разный опыт мы пришли к такому выводу, что лучше, если движухами занимается один человек, записью - другой, а сведением и мастерингом - вообще третий, потому что на все эти процессы у всех очень своеобразный и индивидуальный взгляд, и все без исключения «знают», как должна звучать та или иная музыка, но далеко не всегда это «знание» совпадает у звукорежиссеров и музыкантов. Поэтому музыкантам всегда нужно искать того звукорежиссера, с которым у них одинаковое видение конечного результата. И точно всегда лучше, если процесс разбит на небольшие задачи, каждую из которых выполняет свой специалист узкого профиля: звукорежиссер - записывает качественные исходники, а миксинг- и мастер-инженеры занимаются уже, соответственно, сведением и мастерингом материала. Так меньше вероятность «замыливания» уха и выше концентрация на результате.

- YouTube

Санкт-Петербург, студия Каманева и Тимур Тухватуллин

Следующим шагом была дружественная профессиональная студия КАМАНЕВА, где мы записали свой второй альбом «Патронус» (2023) - все 6 треков были записаны в течение 1 месяца, и, как я сейчас понимаю, нам чудесно повезло тогда, потому что попытки записать что-то еще на Каманеве столкнулись с какой-то патологической пространственно-временной несовместимостью людей и процессов: запись одной песни размазалась почему-то на несколько месяцев, сроки то и дело срывались и переносились… В студии параллельно проходили репетиции концертов, подготовка к записи других артистов, учебные процессы... Кроме того, Тимур (звукорежиссер студии) параллельно был занят в театре, своих собственных муз.проектах и подготовке мероприятий… Поэтому, к сожалению, и отсюда нам пришлось двигаться дальше...

Однако, у Тимура мы до сих пор эпизодически записываем некоторые отдельные вещи - например, вокалы, или партию живых барабанов, поскольку на КАМАНЕВЕ есть для этого все условия, а у Тимура есть в этом достаточный опыт. И совпасть по времени для короткой сессии в нынешнем темпе жизни - нашей и студии КАМАНЕВА - существенно проще, чем выкроить время для записи более масштабного формата.

Выводы: на сравнении очень круто двигаться вперед, если с каждым новым этапом повышать уровень студии - так ты постепенно открываешь для себя все новые и новые возможности, которые с кайфом используешь, осознавая в полной мере всю их прекрасность. Поэтому мы очень благодарны КАМАНЕВЕ и Тимуру за эту возможность - мы записали здесь очень важный для нас материал, и записали его хорошо и без денег - по бартеру.

Но объективности ради, замечу, что, все-таки, студийный звукорежиссер должен быть только студийным звукорежиссером, и внимание должно быть акцентировано только на записи. Параллельные процессы сильно мешают, отвлекают, и в итоге сказываются на конечном результате. Я, как, думаю, и многие другие музыканты, предпочту заплатить за то, что студия и звукореж во время нашей сессии будут заниматься ТОЛЬКО нашей музыкой и не отвлекаться ни на что больше. И запись лучше не размазывать во времени: это разрушает энергетику песен, увы...

Воронеж, студия «Нора» и Саня Суслин

Это был полнейший экспромт: мы полным составом ехали летом 2023 года из Питера на моря, и по пути заехали в Воронеж, где живет наш миксинг-инженер и саунд-продюсер Саша Ефимов. Саша - очень энергичный человек, и, узнав, что у нас в Воронеже есть целая свободная ночь (!!!) перед концертом (!!!!) он заявил, что мы должны эту ночь провести на студии и записать весь новый материал - «чего зря время-то терять»? И мы решили, что это хорошая идея....

Это была незабываемая ночь - мы записали три новые песни: «Коты», «Мне снился дом» и «Эльфийскую балладу». Инструментальные партии были прекрасны - особенно, кларнет, который изображал кота в 5 утра, удался на славу!)) Но вот с вокалом снова вышла незадача: он всегда пишется последним, и всегда - плохая идея записывать уставшего, невыспавшегося вокалиста после бессонной ночи на студии... Поэтому вокалы почти все впоследствии тоже забраковали, и переписывали в Питере у Тимура.

В итоге, из всего записанного в «Норе» мы выпустили на момент написания статьи только сингл «Коты» (2024), и подготовили к выпуску «Эльфийскую балладу». «Дом», скорее всего, будем переделывать полностью, потому что задумка не вышла...

Выводы: Саня Суслин - максимально комфортный и профессиональный звукорежиссер, с которым у нас полностью совпадет видение музыки, а в «Норе» есть все необходимые условия для получения качественных исходников. Но еще и еще раз: вокальная сессия - всегда отдельно от остальных, НЕ НОЧЬЮ, после хорошего сна и отдыха, с полными силами и в максимально комфортных для вокалиста условиях - как пространственных, так и временных. Иначе все приходится переделывать, а песня «замыливается»... И больше никакой суеты и спешки. Ни в чем. Т.к. барабаны для «Котов» тоже потом пришлось переписывать...

Санкт-Петербург, Студия «1961» и Сергей

Нам срочно нужно была студия для записи барабанов - опять-таки, в результате спешки в Воронеже, пришлось переписывать кривоватые «барабаны» для песни «Коты». А, как я уже писала выше, условия для записи живых барабанов в Питере есть далеко не везде. А там, где они есть - там не везде можно подгадать удобное время для их записи. Так, окольными путями, через знакомства и связи, мы вышли на студию «1961», где работал наш недавний знакомый, Сергей, который как раз недавно закончил курсы студийных звукорежиссеров, и нарабатывал практику, в рамках которой и предложил нам записать барабаны на этой студии. У тех, кто отучился только что, есть свои достоинства и недостатки: к первым можно причислить старательность - ребята очень стараются сделать все «по науке», грамотно, как учили, что подразумевает все-таки какие-то знания, пусть и больше теоретические. Также из плюсов - это обычно дешевле - в нашем случае, мы оплачивали только студию. Из минусов - недостаток опыта, а значит, больше времени на подготовку, отстройку оборудования, и, соответственно, результат не всегда предсказуем. Но за срочность мы были готовы мириться с минусами, а Сергей с Наташей - ассистенткой - подошли к вопросу максимально серьезно и ответственно. И свои барабаны мы таки получили, и успешно интегрировали их в трек - сингл «Коты» вышел на всех площадках аккурат в срок, 1 марта, в день Кошек.

Выводы: начинающие звукорежиссеры - это хорошо, потому что дешевле. Еще это хорошо, потому что им все это еще по-настоящему интересно и реально нравится, у них горят глаза и полно сил, и, главное, все участники процесса одинаково заинтересованы в хорошем результате, а не в том, чтобы просто «отработать деньги». Из минусов - нужно потратить существенно больше времени, чтобы этого хорошего результата добиться.

И, наконец, Санкт-Петербург, студия "ДОБРОЛЕТ".

На «Добролете» нам довелось побывать еще до нашей сессии с «Биржей» - Юру приглашали туда несколько раз на запись барабанов в другие проекты в качестве сессионщика, и первые наши впечатления от этой студии мы получили, слава богу, еще до того, как сами пришли туда записываться. «Слава богу» - потому что первое впечатление, конечно, вызывает трепет и дрожь в коленях, потому что это - храм искусства. Достаточно посмотреть на «стену почета» с дисками, которые были записаны в этих стенах, и ты тут же начинаешь ощущать себя пылью на ветру: «а я кто вообще такой, чтобы тут записываться...». А это, как можно понять, не лучшая помощь при записи своего материала. Поэтому мы сначала там немного освоились и близко пообщались с Александром Докшиным, который за 20 лет работы на «Доболете» успел поработать с настоящими титанами русского рока, но при этом сохранил максимальную открытость, не приобрел ни грамма снобизма и высокомерия, и одинаково профессионально работает и с ДДТ, и с КИНО, и с ноунеймами типа нас. Потому что для Саши главное - Музыка. В этом храме поклоняются не людям, а Музыке. И это невероятно подкупает и расслабляет. Потому что в нашей музыке я уверена гораздо больше, чем в себе.

На «Добролете» мы задумали сыграть live-альбом. Эта задумка зрела давно: нам не раз говорили, что вживую мы звучим гораздо лучше, чем в записи, и что студийная запись убивает энергетику наших песен. А это значит, нам нужна качественная запись «живой» игры. И вот, мы задумали сыграть такой мини-концерт под запись. Да еще и в электричестве - тоже эксперимент. Подготовили несколько новых песен - «Облом», «При чем тут музыка?» и «Не лучше тебя» в рок-аранжировке, с электрогитарой, живыми барабанами бэк-вокалом, откатали ее на паре концертов, и, ничтоже сумняшеся, забронировали полный день на «Добролете». А делать это надо всегда сильно заранее - за месяц-полтора как минимум, т.к. спрос на ее услуги высок.

Саша позвонил мне накануне записи и устроил настоящий допрос с пристрастием: чего мы хотим? Какой состав инструментов? Есть ли референсы того, что мы хотим получить на выходе? Есть ли рыбки/демки (скинула ему записи с репетиций)? Очень обрадовался, что мы хотим писать лайв, а не по трекам - это же всегда интереснее! Очень лояльно отнесся к тому, что у нас там параллельно будет еще проходить фотосессия и съемка видео... В общем - все для вас и вашего комфорта, все сделаем, не переживайте, все успеем и все будет хорошо! А если не успеем - то на пару часов сможем и задержаться...

И все было настолько хорошо, что стало понятно, почему «Добролет» - это Уровень. Саша за пультом - бог. Он любит то, что делает, и ни минуты не скучает в процессе. Он кайфует на своем месте, несмотря на то, что уже 20 лет изо дня в день делает, по сути, одно и то же. Он ЗНАЕТ, что надо сделать, чтобы наша музыка звучала так, как она МОЖЕТ звучать, и мягко направляет нас в эту сторону, подсказывая, как лучше сделать то, или другое. После удачного дубля радостно сообщает нам в наушники: «Это было очень хорошо! Но давайте еще дублик») И ты играешь еще дублик - лучше предыдущего. Потому что Саша видит, кто на что способен, и точно знает, если ты способен сделать это еще лучше. И тебе помогает это понять, «дотягивая» тебя до твоего «потолка».

В итоге, это были лучшие исходники, которые мы когда-либо получали. Их можно было, в общем, даже не обрабатывать особо - только слегка выровнять по балансу, что мы впоследствии и сделали. И это был наш лучший день на студии, несмотря на то, что он был очень тяжелым: с 12 дня до 12 ночи, почти без передышки... Хотя в том, что касается передышки - на «Добролете» есть супер комфортная зона отдыха с мягкими диванчиками, огромной плазмой во всю стену и кухней... Хоть живи там, хоть спи, хоть ешь, хоть пей... На студии много места и воздуха - зал для записи вместит, при желании, человек 30 с комфортом: в его интерьерах теряется белый рояль, а барабанная установка за ширмой выглядит как кошачий домик... А много места - это очень важно после опыта работы в тесных комнатках, где стремительно заканчивается воздух...

В звукорежиссерской: Саша Докшин - второй справа
В звукорежиссерской: Саша Докшин - второй справа

В общем, я тут могу еще долго петь оды «Добролету», но основная мысль у меня только одна. Чтобы ценить то, что предлагает топовая студия, нужно сначала пройти путь хотя бы наполовину похожий на тот, что прошли мы. Если «Добролет» будет первой твоей студией, ты просто не сможешь в полной мере понять и осознать всех его преимуществ. А значит, не сможешь в полной мере и воспользоваться этими преимуществами.

Еще один вывод: для каждого этапа и для каждой цели - свои условия. Например, чтобы писать акустику, «Добролет» совершенно не нужен. Для акустики достаточно и студии поскромнее, и условий попроще, и такого уж прям супер-опытного звукорежиссера не нужно - можно довериться и начинающему. Такие студии, как «Добролет», нужны под сложные проекты, где задействовано много инструментов и музыкантов, для записи лайва и электричества, или симфонической музыки. Но совершенно точно не надо идти на «Добролет», если ты сам пока точно не знаешь, чего ты хочешь от этой студии: «Добролет» нужен тем, кто четко знает это, и идет туда с конкретным запросом и готовым материалом. В других случаях, опять же, отлично подойдет и студия попроще.

Еще важное: нужно искать «своего» звукорежа. Кому-то нравится, когда им подсказывают, как надо и как лучше, а кто-то и сам это знает, и от звукорежа ему нужны не подсказки, а максимально точная реализация запроса музыканта. И этого человека точно придется поискать. Причем, на разных этапах жизни проекта это могут быть разные люди - и это тоже НОРМАЛЬНО.

В общем, как-то вот такой вышел рассказ. Эх, а ведь собиралась только коротенький постик написать)))... Напоследок, нужно сказать, что все, о чем я здесь наболтала - исключительно мое личное мнение, ни в коей мере не претендующее на истину. Я описала свой опыт и свои впечатления и выводы, и, хотя и старалась быть объективной, говоря и о достоинствах, и о недостатках каждого конкретного случая, все же стоит делать скидку на то, что этот опыт остается субъективным. И я благодарна всем без исключения звукорежиссерам и студиям, с которыми мне довелось работать - в каждом случае это было по-своему ярко и интересно! И надеюсь, что мой опыт поможет кому-то еще сделать свой выбор и найти свой путь.

А наш новый EP "Добро-Live" (2024), записанный на "Добролете", кстати, выйдет 5 июля, и уже можно подписаться на пресейв, чтобы услышать его в первых рядах!