Найти тему
Вау, Лиза пишет

Как противники закона о домашнем насилии пытаются аргументировать свою позицию? На примере Ирины Волынец

13 июня уполномоченная по правам детей в республике Татарстан Ирина Волынец дала интервью изданию 116.ру. Она заявила, что внесённый в Госдуму законопроект о домашнем насилии не должен быть принят.
Спойлер: закон, который мог бы защитить женщин и детей от семейно-бытового насилия, "дискредитирует институт семьи и брака".

Фото: @ freepik / freepik.com
Фото: @ freepik / freepik.com

Согласно новому законопроекту, правоохранительные органы должны будут немедленно принимать заявления о домашнем насилии или угрозах, а также учитывать различные формы насилия: физического, экономического и психологического. Также отмечено, что закон должен будет распространяться на отношения между супругами, родителями и детьми.

Ирина Волынец привела несколько аргументов против принятия данной инициативы. Первый - её избыточность. Чиновница считает, что действующие законы позволяют защитить всех граждан в равной степени - если правоохранительные органы будут работать эффективнее. В этом поможет ужесточение наказания для полицейских, игнорирующих сообщения о насилии.

Второй аргумент омбудсмена заключается, в том, что любой "донос" можно сфабриковать. В этом случае мужчины, против которых выписали охранный ордер, столкнутся с неприятными последствиями, которые могут повлиять на их жизнь. Также Волынец выразила мнение, что именно мужчины чаще страдают от домашнего насилия, поскольку партнёрши доводят их до отчаянья.

Подобные суждения звучат не впервые. Именно они стали решающими в 2016 году, когда Госдума приняла законопроект о переводе первого случая побоев в категорию административных правонарушений. Декриминализовав побои от незнакомых людей, в 2017 году также приняли так называемый "закон о шлепках", который фактически "разрешил" первые случаи насилия в семье.

Помимо переноса ответственности на несовершенство работы правоохранительных органов, которые игнорируют сообщения о домашнем насилии и не способны бороться с ложными обвинениями, омбудсмен ставит во главу угла идеологический "аргумент".

По мнению чиновницы, подобный закон может отпугнуть молодых людей от заключения брака. В условиях актуальной демографической ситуации такие последствия недопустимы, соответственно, закон может быть вреден, не говоря о том, что он противоречит указу Президента Российской Федерации № 809 «О защите традиционных духовно-нравственных ценностей».

Пояснений, которые могли бы пролить свет на связь традиционных духовно-нравственных ценностей российского народа с домашним насилием, которое систематически игнорируется на государственном уровне, Ирина Волынец в интервью не дала. Лишь отметила, что стоит учитывать "риски" ответственности за насилие в семье.

Попытки принять закон о семейно-бытовом насилии, начавшиеся в 2016 году, до сих пор ни к чему не привели. Первые проекты были отклонены в связи с несостыковками с законодательством России, включая проект с дополнением по пункту о примирении сторон. В 2024 году Госдума Российской Федерации вновь рассматривает пакет законопроектов, определяющих понятие семейно-бытового насилия, его виды и возможную ответственность.

Согласно опросу Russian Field, проведённому совместно с партией "Новые люди", также предложившей свою инициативу по программе защиты женщин от домашнего насилия, принятие закона поддержали 89% опрошенных россиян.