Одна из самых печальных дат в истории России, 22 июня - День памяти и скорби, день начала Великой Отечественной войны. Это день, когда мы думаем о настоящих героях, вспоминаем о не возвратившихся домой солдатах, офицерах, не утвердивших судьбоносно в мире свое право на жизнь. Тема эта до боли актуальна сейчас, когда страна живет мирной жизнью, но вынужденно погружена в условия войны.
Российское национальное сознание последних двух лет должно иметь главный ориентир в мирной жизни - это понимание ситуации и разделение мнения о своей причастности к прошлому, настоящему и будущему народа России. Последнее неизбежно сохраняется через историческое знание как таковое. В обыденном сознании человека совершается поворот в сторону истории и принятия всех сторон жизни, даже самых ужасных и горестных.
Глобальные планы сквозь годы
Фашистская Германия напала на Советский Союз на рассвете воскресного дня в 4 часа 15 минут 22 июня 1941 г. На основных участках советско-польской границы немецкие войска начали боевые действия, а уже через 15 минут в Генштаб Красной армии стали поступать сводки о бомбардировках советских городов Украины и Белоруссии.
С первыми залпами немецкой артиллерии началось осуществление плана «Барбаросса», предусматривавшего исчезновение СССР с карты мира через считанные недели. Таков был глобальный замысел по переделу мира, заявленный и практически реализуемый немецко-фашистским командованием.
И это далеко не пафосные слова. Именно так выразились бы сейчас политологи, давая оценку всем действиям союзнических сил, сплотившимся вокруг фашистской Германии в 1941 году.
Историческое знание о Великой Отечественной войне подтверждается из различных источников. В них война предстает такой, какой она была на самом деле, . Многие произведения послевоенной литературы оставили правдивые "живые" сведения о той войне. Один из интересных эпизодов в литературной практике описания войны принадлежит А.И. Шумилину.
Не иначе как живой смысл вкладывается в фразу "Рукописи не горят", когда обозначают Слово как живую человеческую мысль, которую ни уничтожить, ни запретить нельзя. Такое слово оставлял в своих произведениях фронтовик Александр Ильич Шумилин (1921-1983).
Он оставил потомкам один из самых пронзительных и запоминающихся произведений о Великой Отечественной войне - рукописные листы, которые после войны претендовали быть военными мемуарами, но в полной мере так ими и не стали. Только сейчас о тексте рукописи заговорили как о полноценных мемуарах. Ведь выглядит рукописное произведение как целая публицистическая статья, ибо содержит эмоциональное воззвание к своему читателю.
Публицистика - это вид литературных произведений, рассчитанных на массового читателя и обращённых к актуальным общественно-политическим вопросам.
Публицистические произведения, как правило, создаются для воздействия на общество, поэтому содержат призыв и оценку.
Главный авторский посыл из разряда неприкрытой правды предстает как рукопись в объеме целостного произведения литературы. Это вступительное слово автора к рассказу «Ванька-ротный». В рукописи на первом плане - чувство невосполнимой утраты, невозможности вернуть былое, повернуть историю вспять, предотвратить уже состоявшееся горе советского народа. Правда жизни Шумилина добавляет трагизма в положение страны в те годы настолько, что решающее мнение аналитиков по поводу рукописи неоспоримо - "автору есть о чём рассказать читателям…".
Настоящий писатель и его рассказ
В советской литературе Александр Ильич Шумилин является признанным писателем-фронтовиком. Его произведения в жанре "окопной" или "лейтенантской" правды составлены от лица человека, побывавшего в суровых военных реалиях жизни. Рассказ "Ванька-ротный" не иначе как искренний рассказ о трудных военных буднях стрелкового офицера Великой Отечественной Войны. Повествуя о невзгодах, которые постигли миллионы красноармейцев на фронте в период с августа 1941 по апрель 1944 года, автор отобразил события с поражающей натуралистичностью.
Сам автор войну окончил в звании лейтенанта, а прожил всю жизнь в звании Гвардии капитана запаса. Получил ранения, определившие жизнь человека с существенными ограничениями здоровья.
Над рукописью Шумилин работал в течении восьми лет, до последнего своего часа. К сожалению, многое не успел, в том числе иллюстрации остались «за кадром». Все описанные события восстановлены по памяти, основным источником хронологии событий были письма с фронта.
Рукопись содержит неприкрытую правду, физическую живость в описании фронтовых реалий жизни. "Войну, чтобы о ней написать, нужно испытать на собственной шкуре!" - так отзывался он о своих собственных впечатлениях о войне.
По утверждению рецензентов рукопись А.И. Шумилина отличает "искренность, красочность отдельных зарисовок, касающихся солдатских будней, трудных, изнурительных маршей, тех невзгод, которые выпали на долю красноармейцев и командиров в начальный период войны". Однако рецензенты не обратили внимание и на следующие высказывания автора: "Меня, например, возмущают книжицы «про войну», написанные прифронтовыми «фронтовиками» и «окопниками» штабных и тыловых служб, в литературной обработке журналистов. Нельзя писать о том, чего не знаешь. О чём может сказать человек, если он от войны находился за десятки километров?!.."
Шумилин стремился написать всю правду о войне, и это была его правда, - от первого лиц. Автор мемуаров убеждает своего читателя в том, что достоверный образ войны не может существовать в поверхностном представлении. А "художник"- это творец, описывающий события войны, а особенно Великой Отечественной войны, - не должен подвергать их домысливанию и литературной обработке. Вот как он доходчиво описывает свою точку зрения.
Многие о войне судят по кино. Один мой знакомый, например, утверждал, что когда бой идёт в лесу, то горят деревья.
– Это почему? – спросил я его.
– А разве ты в кино не видел?
–…По кино о войне судят только дети. Им непонятна боль солдатской души, в кино им подают стрельбу, рукопашную с кувырканиями и пылающие огнём деревья, облитые перед съёмкой бензином.
Страшные картины и четкая визуализация человеческой трагедии под названием "краткость жизни солдата" описывается предельно реалистично, открытым текстом. Вот описание от автора рукописи.
"Войну нельзя представить по сводкам Информбюро. Война – это не душещипательное кино про любовь на «фронте». Это не панорамные романы с их романтизацией и лакировкой войны. Это не сочинения тех прозаиков - «фронтовиков», у которых война – только второй план, фон, а на переднем, заслоняя всё пространство в кружевах литературных оборотов и бахроме, стоит художественный вымысел. Это не изогнутая стрела, нарисованная красным карандашом и обозначающая на карте остриё главного удара дивизии. Это не обведенная кружочком на карте деревня…"
Страшные картинки рисует автор в саоей рботе: "Война – это живая, человеческая поступь солдата, – навстречу врагу, навстречу смEрти, навстречу вечности. Это человеческая кровь на снегу, пока она яркая и пока ещё льётся. Это брошенные до весны солдатские трYпы. Это шаги во весь рост, с открытыми глазами – навстречу смEрти. Это клочья шершавой солдатской шинели со сгустками крови и кишок, висящие на сучках и ветках деревьев. Это розовая пена в дыре около ключицы – у солдата оторвана вся нижняя челюсть и гортань. Это кирзовый сапог, наполненный розовым месивом. Это кровавые брызги в лицо, – разорванного снарядом солдата. Это сотни и тысячи других кровавых картин на пути, по которому прошли за нами прифронтовые «фронтовики» и «окопники» батальонных, полковых и дивизионных служб".
Но война – это не только кровавое месиво. Это постоянный голод, когда до солдата в роту доходила вместо пищи подсоленная водица, замешанная на горсти муки, в виде бледной баланды. Это холод на морозе и снегу, в каменных подвалах, когда ото льда и изморози застывает живое вещество в позвонках. Это нечеловеческие условия пребывания в живом состоянии на передовой, под градом осколков и пуль. Это беспардонная матерщина, оскорбления и угрозы со стороны штабных «фронтовиков» и «окопников».
Война – это как раз то, о чём не говорят, потому что не знают. Из стрелковых рот, с передовой, вернулись одиночки. Их никто не знает, и на телепередачи их не приглашают, а если кто-то из них и решается сказать правду о войне, то ему вежливо закрывают рот.
Несостоявшиеся военные мемуары
В рецензии на рукопись А.И. Шумилина была поставлена словесная отметка от рецензентов-аналитиков - "Не дотянула". Почти как "позорная печать" к имени автора не позволила отнести размышления автора к определению рукописи в жанр мемуаров.
Слов нет, автором проделана большая работа, но в представленном виде рукопись не отвечает требованиям, которые предъявляются к военным мемуарам.
Не дотянуло произведение до нужного статуса. Да и нужно ли было? В этом целом откровенном предисловии к рассказу содержатся по сути публицистические данные. Эмоциональных высказываний автора с выводами о ситуации войны существенно больше, чем простой констатации фактов, событий и коллизий фронтовых будней.
Вот что А.И. Шумилин пишет о войне в целом, рассуждая и о понятии героизма, и это не может не вызывать живого трепета души сейчас, когда мы проводим оценку действиям на передовой уже современных героев. Оценочные суждения автора в истории войны непоколебимы.
Вступительное слово к рассказу "Ванька ротный" как мемуары
Вероятно, многие из вас думают, что война это – интересное представление, романтика, героизм и боевые эпизоды. Но это не так. Никто тогда - ни молодые, ни старые - не хотели умирать. Человек рождается, чтобы жить. И никто из солдат павших в бою не думал так быстро погибнуть. Каждый надеялся только на лучшее. Но жизнь пехотинца в бою висит на тоненькой ниточке, которую легко может оборвать немецкая пуля или небольшой осколочек. Солдат не успевает совершить ничего героического, а смерть настигает его.
Каждый человек имеет силы сделать что-то большое и значительное. Но для этого нужны условия. Должна сложиться обстановка, чтобы порыв человека заметили. А на войне, в стрелковом бою, где мы были предоставлены сами себе, чаще случалось, что каждый такой порыв оканчивался смEртью.
В те суровые дни войны, вся тяжесть в боях по освобождению земли нашей легла на пехоту, на плечи простых солдат. Получая пополнение в людях, мы вели непрерывные бои, не зная ни сна, ни отдыха. Захлёбываясь кровью и устилая трупами солдат эту прекрасную землю, мы цеплялись за каждый бугор, за каждый куст, за опушки леса, за каждую деревушку, за каждый обгорелый дом и разбитый сарай. Многие тысячи и тысячи наших солдат навечно остались на тех безымянных рубежах.
На войне наша земля потеряла миллионы своих лучших сыновей. Разве те, кто в сорок первом с винтовкой в руках и горстью патрон шли на верную смерть, не были героями?! Я думаю, что именно они являются теми единственными и истинными героями. Они спасли нашу землю от нашествия, и их кости остались в земле. Но и по сей день лежат они неизвестными, ни могил, ни имен.олько за одно то, что перенёс русский солдат, он достоин священной памяти своего народа! Без сна и отдыха, голодные и в страшном напряжении, на лютом морозе и всё время в снегу, под ураганным огнём немцев, передовые роты шли вперёд. Невыносимые муки тяжелораненых, которых подчас некому было выносить, – всё это выпало на долю, идущему на врага пехотинцу.
Пехота - устаревшее русское название "инфантерия". Происходит от итал. fanteria, англ. infantry, нем. Infanterie. Это род сухопутных войск, предназначенный для нанесения противнику поражения в общевойсковом бою.
Пехота выполняет задачи по обороне назначенных рубежей, районов или овладению указанных территори. Она способна вести боевые действия как в пешем порядке, так и на штатной бронированной технике.
Как отмечал Шумилин, жизнь человеку дается один раз, и это самое ценное и дорогое, что есть у каждого. На войне были многие, но ещё больше – десятки миллионов, остались лежать в мёртвой тишине. Но не все живые и вернувшиеся с войны знают, что означает идти в составе стрелковой роты на верную смерть.
Важная реальность истории
Не это ли все доказательства того, что война была и остаётся в нашей памяти делом сохранения важной для нас реальности. Ведь именно через фиксацию каждого сюжета войны передаётся жизненные реалии земного пути простого человека, оказавшегося в невыносимых условиях войны. Рукопись А.И. Шумилина - мемуары по-настоящему, или лишь публицистический очерк? Думается мне, что и то, и другое одновременно.
- Мемуары (от фр. mémoires - воспоминания) - записки современников, повествующие о событиях, в которых автор принимал участие или которые известны ему от очевидцев, и о людях, с которыми автор был знаком. Мемуары могут охватывать значительный период времени, иногда всю жизнь автора, соединяя важные события с мелкими подробностями повседневной жизни. В этом отношении мемуары служат историческим источником первостепенной важности.
Великая Отечественная война продолжалась 1418 дней и ночей, и это нужно знать в соответствии с нашей исторической памятью. По обновленным данным статистики действительно около 27 миллионов человек потерял СССР, но смог выстоять в этой тяжелой борьбе с захватчиками. И это останется навеки неоспоримым фактом нашей истории.
Материал статьи любезно взят и переработан с сайта "Бессмертный барак" https://bessmertnybarak.ru/