Простые истины гласят, что выделенная видеокарта лучше, чем встроенная. Правда, производители вполне аргументировано возражают. И произносят всеми «любимую» фразу: «все зависит от кейсов использования». Тем не менее, возможности современных встроенных решений действительно значительно возросли. И сегодняшний владелец ноутбука класса «печатная машинка для офиса» вполне может позволить поиграть в игрушки. Конечно, это не будут новинки из AAA, для которых нужен уже полноценный игровой GPU. Эксперты решили помочь нам определиться с ответом на следующий вопрос: каким функционалом кроме дефолтных характеристик самого «железа» должен обладать игровой GPU, чтобы на машине геймера без проблем запускалась даже самая навороченная игрушка?
Трассировка и реконструкция лучей
Первые видеокарты с трассировкой лучей появились еще в 2018 году. Функционал был представлен NVIDIA RTX 20 серии. Новинка обратила на себя внимание экспертов и получила значительный фидбек от игроков. Что не удивительно, ведь благодаря «ray tracing» игровой процесс обрел гораздо более реалистичный свет и тени, а также отражения на различных поверхностях.
NVIDIA RTX 20 справлялась с трассировкой лучей чисто технически. На все 100% этот функционал был реализован в следующих 30 и особенно 40 сериях видеокарт от «великого зеленого дома». Правда, есть все же легендарное исключение из правил под названием RTX 2080 Ti. Этот GPU сразу показал геймерам и экспертам все преимущества «ray tracing». Что же касается AMD, то у этого извечного конкурента NVIDIA лучшей с точки зрения детализации и реалистичности света считается RDNA 3 RX 7000
Реконструкция лучей или Ray Reconstruction — относительно новая фича, которая стала возможной благодаря появлению NVIDIA DLSS 3.5. Это своеобразная «улучшалка» процесса трассировки лучей, работа которой немного похожа на функцию продвинутого софта для обработки фотографий. Реконструкция увеличивает производительность «ray tracing» и одновременно минимизирует ее цветовой шум, делая картинку более резкой и четкой. Правда, далеко не все эксперты согласны с тем, что Ray Reconstruction всегда работает оптимально. Они отмечают, что игроки рапортуют о периодически возникающем «гостинге» («ghosting») — явлении, при котором движущийся в игре объект оставляет за собой размазанный шлейф, значительно ухудшающий впечатления от игрового процесса. Реконструкция лучей поддерживается всеми картами NVIDIA Tensor. Иными словами, функция может быть подключена на любом GPU серии NVIDIA RTX. У AMD пока нет аналога Ray Reconstruction, однако эксперты полагают, что аналогичный функционал должен появится на видеокартах серии RDNA 4.
AI апскейлинг и сглаживание
Функция интеллектуального масштабирования есть у всех трех современных производителей видеокарт. Intel, AMD и NVIDIA предлагают свои версии AI апскейлинга под названиями XeSS, FSR и DLSS. Алгоритмы служат для повышения производительности в игре без ущерба для ее визуальной составляющей. Иными словами, вам нужно включить интеллектуальное масштабирование, если вы хотите играть в игрушку в 1440p или 4K, но ваш GPU нативно не поддерживает гейминг в таком разрешении. Результат, правда, может быть весьма посредственным, особенно когда речь идет о масштабировании изображения с разрешением менее 1080p. Происходит это потому, что даже в 720p картинке уже недостаточно информации для качественного увеличения.
Ai апскейлинг на FSR от AMD по признанию самой компании находится в процессе доработки. Intel и NVIDIA заявили, что их XeSS и DLSS уже в полном порядке. Чтобы проверить, насколько хорошо работают вся эта история, пользователю нужен либо Intel Arc, либо NVIDIA RTX GPU.
Сглаживание в принципе также, как и апскейлинг, при помощи специальных алгоритмов машинного обучения старается «сгладить неровности изображения». Среди технологий для улучшения изображения за счет уменьшения алиасинга («зубчатости», «лесенок» и т.д) фигурируют известные нам Xess, FSR и DLSS однако эксперты говорят, что лучший вариант — это DLAA ((Deep Learning Anti-Aliasing) от NVIDIA. Последняя хороша тем, что «бегает» на нативном разрешении и по сравнению с другими решениями оказывает менее серьезное влияние на производительность компьютера вообще и GPU в частности. DLAA поддерживается всеми NVIDIA RTX GPU.
Эффективное увеличение FPS
Если кадров не хватает, то их можно сгенерировать. Примерно на такой идее и основывается интерполяция. Между двумя «фреймами» вставляется третий, сгенерированный при помощи специальных алгоритмов машинного обучения, которую используют данные соседних кадров. Таким образом FPS может быть увеличено в два раза. NVIDIA представила свой вариант генерации кадров вместе с DLSS 3. Но есть нюанс: вся эта история работает только начиная с RTX 40. А все потому, что эффективность и сама возможность реализации этой функции зависит от «железа», а на от от софта.
У AMD есть свое решение для интерполяции, оно называется AMD Fluid Motion Frames (AFMF) и поддерживается RX 6000-7000 сериями GPU. В отличие от NVIDIA, AFMF основывается на специальном программном обеспечении и потому, по сообщениям геймеров, иногда оказывается неэффективным и страдает от такого неприятного явления как «гостинг».
Исключаем слабое звено
Традиционная цепочка передачи данных на компьютере во время запуска игры и в процессе гейминга выглядит следующим образом: сжатые данные с диска поступают в CPU и RAM, распаковываются и только потом отправляются в GPU. Новые видеокарты ускоряют всю эту историю, исключив необходимость наличия CPU и RAM из этой последовательности. Иными словами, с диска данные о игре идут прямиком к GPU, таким образом убирая небольшой, временной лаг, который неизбежно возникает при обычной обработке информации.
Усовершенствованные GPU показывают интересные результаты, ускоряя не только загрузку самого игрового релиза, но также уровней и структур игры. Вся эта красота стала возможной благодаря Microsoft и ее Microsoft DirectStorage. NVIDIA, впрочем, не остановилась на достигнутом ребятами из Редмонда, и поверх DirectStorage «накатила» свою фичу под названием RTX IO. Функция может быть включена на любом современном NVIDIA GPU и лучше всего работает в сочетании с быстрым NVMe SSD. Правда, поддерживается RTX IO пока далеко не всеми игровыми релизами.
HDMI 2.1
Если вы рассчитываете «выжать» максимум из своего игрового «железа», то этот новый стандарт может оказаться полезным. Кроме максимального качества сигнала, HDMI 2.1 также обеспечивает реализацию таких современных функций как VRR (Variable Refresh Rate), ALLM (Auto-Low Latency Mode) и некоторых других.
Понятно, что работы HDMI 2.1 нужен совместимый телевизор или монитор. Со стороны компьютера новый стандарт поддерживают такие карты, как AMD RX 6000 -7000 серий, NVIDIA RTX 3000-4000 серии и Intel Arc. Эксперты логично подмечают, что HDMI 2.1 идеально сочетается с высокотехнологичными 4K TV.