Каково происхождение культов карго, возникших в XX веке? История начинается с папуасов, к которым однажды прибыл огромный, прекрасный самолет. Этот самолет управляли необычные белокожие люди, которые привезли местным жителям необыкновенные изделия. По непонятным причинам папуасы заключили, что эти удивительные товары были изготовлены духами их предков, и что белокожие люди недобросовестно завладели ими, благодаря обладанию самолетами. Тогда местные жители стали копировать действия белых, строили самолеты из дерева и тростника, бегали по полям, размахивали флагами, освещали поля ночью, надеясь привлечь самолеты. Возможно, те принесут им богатство, созданное их предками? Культ карго — это религиозное движение, поклоняющееся самолетам, или культ небесных даров, термин, применяемый к религиозным течениям в Меланезии. Во времена Второй мировой войны на многих островах Меланезии, различных группах океанических островов, в том числе в Северной Америке, возникли увлекательные культы, известные как культы карго. Термин "карго" относится к грузу, транспортируемому на суднах, который появился у местных жителей вследствие контакта с цивилизованными посетителями, в основном американцами. Американцы, ведшие боевые действия с японцами, установили на Тихоокеанских островах военные базы. Они создавали взлетно-посадочные полосы, на которые приземлялись самолеты.
Иногда самолеты не приземлялись, а просто сбрасывали груз и возвращались обратно. В целом, груз прибывал с неба. Аборигены никогда ранее не встречали белых людей и с интересом наблюдали за их действиями, удивляясь многочисленным интересным предметам, таким как зажигалки, фонарики, элегантные жестяные банки с джемом, стальные ножи, одежда с блестящими пуговицами, обувь, палатки и красочные изображения белокожих женщин, бутылки с спиртными напитками и так далее. Туземцы заметили, что все эти вещи были доставлены как груз с неба. Наблюдая за американцами, они заметили, что для получения этих фантастических благ американцы не трудились: не мололи зерно, не охотились и не собирали кокосы. Вместо этого они размечали на земле таинственные полосы, надевали наушники и издавали непонятные звуки. Затем они освещали небо огнями или прожекторами, размахивали флагами, и с неба прилетали железные птицы, приносящие им груз. Все эти чудесные предметы американцы обменивали у островитян на кокосы, ракушки и расположение молодых аборигенок. Иногда бледнолицые выстраивались в аккуратные колонны и, по неизвестной причине, стояли, ритуально выкрикивали различные непонятные слова. Вероятно, это были заклинания. После окончания войны американцы сложили свои палатки, попрощались с туземцами и улетели на своих железных птицах.
И стало невозможно найти дополнительные фонарики. Варенье, изображения, особенно спиртные напитки... Аборигены не были ленивцами, однако, сколько бы они ни старались, у них не получалось создать ни брезентовые палатки, ни одежду с узорами, ни жестяные банки с консервами, ни фляги с напитком на каждый день. Это казалось им несправедливым и обидным. Тогда они задумались, почему у бледнолицых добро падало прямо с неба, а у них — нет? В чем была их ошибка? Они вертели жернова и обрабатывали огороды, но им ничего не доставалось с неба. Возможно, для того чтобы получить все эти чудесные вещи, нужно было поступать так же, как бледнолицые: носить наушники, кричать слова, выкладывать полосы, разжигать костры и ожидать. Все это, вероятно, были магические ритуалы и колдовство, которым владели бледнолицые, ведь было ясно, что все прекрасные вещи появлялись у них в результате магических действий. Никто никогда не видел, чтобы американцы создавали эти вещи сами. Когда спустя несколько лет на остров прибыли антропологи, они обнаружили абсолютно новый для них религиозный культ. Везде стояли столбы, соединенные пеньковыми веревками. Одни аборигены прокладывали в джунглях тропы, строили плетеные вышки с антеннами и махали окрашенными вешалками. Другие в наушниках из половинок кокосовых орехов что-то кричали в бамбуковые микрофоны. На вытоптанных тропах стояли соломенные самолеты.
Загорелые тела аборигенов были разукрашены под военную форму с буквами USA и медалями. Они усердно маршировали, держа в руках плетеные винтовки. Самолеты не прибывали, но аборигены полагали, что, возможно, они молятся недостаточно усердно. И продолжали кричать в бамбуковые микрофоны, зажигать сигнальные огни и ожидать прибытия богов, которые, наконец, должны были принести им заветный груз. Возникли жрецы, которые лучше других знали, как правильно маршировать, и строго критиковали тех, кто уклонялся от выполнения всех ритуалов. Занятыми этими делами, аборигенам уже не оставалось времени заниматься добычей продовольствия: толочь зерно, копать батат и ловить рыбу. Ученые забили тревогу, поскольку племена могли исчезнуть от голода. Им стали оказывать гуманитарную помощь, что окончательно убедило туземцев в правильности их верований, ведь чудесный груз вновь начал падать с неба. Последователи культа карго обычно ничего не знали о производстве или торговле. Их представления о западном обществе, науке и экономике были крайне туманны. Они убежденно верили в догму, явную для них, что иностранцы имели особую связь со своими предками, которые были единственными существами, способными производить такие богатства, недостижимые для создания на Земле.
Следовательно, необходимо придерживаться ритуалов, молиться и верить. Культы карго, очень похожие друг на друга, возникли независимо на отдаленных друг от друга островах, различающихся как географически, так и культурно. Антропологи зафиксировали несколько случаев их возникновения: четыре на Соломоновых Островах, четыре на Фиджи, семь на Новых Гебридах и более сорока в Новой Гвинее. В большинстве этих религиозных движений предсказывается, что в день Апокалипсиса вместе с грузом придет определенный Мессия. Независимое появление стольких несвязанных, но схожих культов свидетельствует о определенных чертах человеческой психики в целом. Имитация поклонения — в этом суть культов карго, новообразованных религий современности. Многие культы карго исчезли, но некоторые сохранились и до наших дней. Например, культ мессии Джона Фрума на острове Танна. Культ мессии Джона Фрума упоминается Ричардом Докинсом в его книге «Бог как иллюзия». Известный культ карго на острове Танна архипелага Новых Гебрид, который с 1980 года известен как Вануату, продолжает существовать. Центральной фигурой культа является мессия по имени Джон Фрум.
Первые упоминания о Джоне Фруме в официальных документах датируются 1940 годом. Однако, несмотря на относительную новизну этого мифа, никто не знает, существовал ли Джон Фрум на самом деле. Одна из легенд описывает его как человека невысокого роста, одетого в пальто с блестящими пуговицами, с тонким голосом и седыми волосами, который делал странные пророчества и старался настроить население против миссионеров. В итоге он вернулся к предкам, обещая свое торжественное возвращение, которое будет сопровождаться изобилием груза. В его видении конца света фигурировали великие катаклизмы: горы будут разрушены, долины засыпаны, старики обретут молодость, болезни исчезнут, белые люди будут навсегда изгнаны с острова, а груз будет доставлен в таком количестве, что каждый сможет взять столько, сколько пожелает. Но особенно правительство острова было обеспокоено пророчеством Джона Фрума о том, что во время второго пришествия он принесет новую валюту с изображением кокосового ореха. В связи с этим, всем было предписано избавиться от валюты белого человека. В 1941 году это привело к массовым тратам денег среди населения, что серьезно ударило по экономике острова.
Администрация колонии задержала инициаторов бунта, однако никакие меры не смогли полностью устранить культ Джона Фрума. Церкви и учебные заведения христианской миссии опустели. Не прошло и немного времени, как возникла новая учение, утверждавшее, что Джон Фрум — король Америки, и это совпало с прибытием американских военных на Новые Гебриды. И вдруг, словно чудо, среди американских солдат оказались чернокожие, которые, в отличие от островитян, обладали богатством наравне с белыми солдатами. Это вызвало волну радостного волнения на острове Танна, поскольку казалось, что апокалипсис неизбежен и уже близок. Все были уверены в скором прибытии Джона Фрума. Один из старейшин заявил, что Джон Фрум прилетит из Америки на самолете, и сотни жителей принялись расчищать кустарник в центре острова для создания взлетно-посадочной полосы. На аэродроме установили диспетчерскую вышку из бамбука, где диспетчеры с деревянными наушниками координировали действия. На полосе разместили макеты самолетов, чтобы привлечь на посадку самолет Джона Фрума.
В 1950-е годы молодой Дэвид Аттенборо прибыл на Танна вместе с оператором Джеффри Муллиганом, чтобы изучить культ Джона Фрума. Они собрали множество сведений об этой религии и в конце концов были представлены ее верховному жрецу, человеку по имени Намбас. Намбас ласково называл своего мессию просто Джон и утверждал, что регулярно общается с ним через радио. Во время общения, подключившись проводами к радио, Намбас впадал в транс и начинал говорить непонятные слова, которые затем толковал как слова Джона Фрума. Намбас уверял, что знал о прибытии Дэвида Аттенборо заранее, благодаря предупреждению от Джона Фрума по радио. Когда Аттенбор запросил разрешение взглянуть на радио, ему, по понятным причинам, отказали. Переменив тему, он спросил у Намбаса, видел ли тот Джона Фрума лично. Намбас энергично кивнул, заявив, что видел его множество раз и описал его как высокого белокожего человека, живущего в Южной Америке. Это описание противоречило ранее упомянутой легенде о том, что Джон Фрум был человеком невысокого роста.
Легенды развиваются именно таким образом. Существует вера, что Джон Фрум вернется 15 февраля, однако точный год его возвращения остается неопределенным. Каждый год в этот день верующие собираются на религиозную церемонию, чтобы встретить его. Возвращение пока не произошло, но они не теряют надежды. Как-то раз Дэвид Аттенборо сказал одному из сторонников Фрума по имени Сэм, что прошло уже девятнадцать лет с момента, как Джон Фрум обещал, что груз прибудет, но груз так и не появился. "Не слишком ли это долго для ожидания?" — спросил он. Сэм поднял взгляд с земли и ответил мне: "Если вы можете ждать Иисуса Христа две тысячи лет, и он не приходит, то я могу ждать Джона Фрума больше девятнадцати лет". Это было справедливо и послужило доказательством того, что христианство тоже можно рассматривать как карго-культ. В 1974 году острова посетили королева Елизавета и принц Филип, и принц вскоре был причислен к культу Джона Фрума. Обратите внимание, как быстро изменяются детали в религиозной эволюции. Принц, несомненно привлекательный и впечатляющий в своей белой военно-морской форме, стал объектом почитания, в отличие от королевы.
Местные культурные особенности не позволяли островитянам воспринимать женщину как божество. Карго-культы в Южном океане представляют собой крайне интересную современную модель возникновения религии буквально на пустом месте, что особенно важно, они демонстрируют четыре ключевые особенности происхождения религий в целом, которые я кратко перечислю здесь. Во-первых, удивительная скорость, с которой может возникнуть новый культ. Во-вторых, с такой же удивительной скоростью теряются подробности о начале культа. Джон Фрум, если он вообще существовал, жил совсем недавно, но тем не менее трудно установить, жил ли он вообще. Третья особенность — это независимое возникновение похожих культов на различных островах. Систематическое изучение этого сходства может пролить свет на новые аспекты человеческой психики и ее склонности к религиозной вере.
Культы карго не только схожи друг с другом, но и напоминают более древние религии. Существует предположение, что христианство и другие "древние" религии, которые сегодня распространены по всему миру, изначально возникли как локальные культы, подобные культу Джона Фрума. Большинство таких культов со временем исчезло без следа. Согласно этой точке зрения, ныне мы видим лишь ту религиозную систему, которой удалось выжить. Со временем она претерпела эволюцию и превратилась в сложную структуру или даже в разветвленный набор взаимосвязанных систем, которые сегодня господствуют в большей части мира. Скоропостижная смерть таких знаменитостей, как Хайле Селассие, Элвис Пресли, принцесса Диана, также дает возможность исследовать быстрое формирование культов и их последующую эволюцию с использованием математических моделей. Что думаете?