Принято считать, что цивилизация, в которой мы с вами живем, развивается и даже совершенствуется. Хотя последнее предположение вряд ли найдет всеобщую поддержку, скорее, – это стремление потешить себя соображением, что мы умнее наших предков. Тем не менее, обе эти характеристики наиболее употребительны и привычны.
Знакомясь с историей, нетрудно обнаружить, что на протяжении сотен или даже тысяч лет человеческое общество с завидным постоянством пытается доказать будто одна его часть лучше чем другая и по этой причине худшую часть следует истребить и присвоить себе все, чем она владеет. Главным образом надеются на присвоение природных ресурсов, принадлежащих сопернику, стремятся захватить чужое жизненное пространство, но, пожалуй, чаще всего стороны рассчитывают на уничтожение конкурента, как минимум в экономическом смысле. Это для того, чтобы захватить главенствующую позицию и за счет этого получать часть чужого дохода. Чаще всего инициаторам войн представляется, что они могут стать новыми колонизаторами, памятуя о том, как замечательно жили империи в былые времена, когда владели колониями. Они просто всю прибыль присваивали себе.
Но мир устроен так, что, как правило, желаемый результат не достигается, может время ушло, может еще какие причины, но в истории последних сотен лет нет примера, когда одна из воюющих сторон совершенно уничтожила бы другую. Даже в случае достижения военной победы по прошествии небольшого, в историческом смысле, времени плоды победы увядают, а национальные элиты пораженных стран возрождаются. Вместе со своим возрождением поднимают экономику и даже выходят на лидирующие позиции в мировом экономическом пространстве.
Казалось бы, какой прок от войны? Но все идет, как прежде. Вырастают новые поколения, каким-то из них ностальгия по величию предков не дает покоя, и агрессивные намерения вновь становятся важнейшим приоритетом. Поводы для развязывания новых войн весьма разнообразны, иногда крайне ничтожны по своему существу, однако, стремление доказать правоту силой неуничтожимо. Войны идут постоянно, а в промежутках между ними, т.е. в мирное время, идет подготовка к новой войне.
На Евразийском континенте войны возникают эпизодически. В былые годы разные страны Европы постоянно воевали друг с другом с переменным успехом. С образованием современного Евросоюза возникла иллюзия, что этот этап эволюционной трансформации завершен, и все европейцы в своих соседях видят самых преданных друзей, и воевать друг с другом они больше никогда не будут. Но похоже, что это единство - лишь видимость. Европейцы выбрали для себя хозяина, в своей политической жизни строго следуют его правилам и интересам как в отношениях с хозяином, друг с другом, так и с остальным миром.
Такое положение могло бы продолжаться долго, однако, как только европейская экономика, развиваясь независимо от хозяина, стала расти, что вполне естественно, она начала активно конкурировать с «хозяином». Естественно, образовалась необходимость ее притормозить. Если продолжить прежнюю беззаботную жизнь еще десяток лет о лидирующей роли «хозяина» в мире можно забыть. Европейский союз ближе всех других мировых экономик приблизился к состоянию, которое способно поколебать роль американского лидера. По масштабу, технологическим возможностям и финансовой независимости Европа стала самым опасным конкурентом для «дяди Сэма».
Если бы стояла задача «разобраться» с Россией, то самым разумным было бы продолжать обхаживать ее после распада СССР. Втягивать всяческим способом в «цивилизованное сообщество», например, самое простое – объявить пресловутый «без виз», всячески поощрять в обществе прорастание европейских ценностей и т.п. Но в этом случае Европа получила бы практически неограниченный доступ к ресурсам России, и о роли мирового гегемона американцам пришлось бы лишь вспоминать. История показывает, что американцы выбрали другой вариант геополитической трансформации мира.
Реакция на возрастающую роль европейского развития с привлечением ресурсов России была очевидной – Европу надо опустить. По недомыслию пришли к заключению, что Россию можно серьезно нагибать, она и сама загнется, а если ее прямо обидеть она может и ядерное оружие применить. У России доктрина такая. Европа хороша многим, но она сильно дефицитна по энергетическим ресурсам, которыми ее снабжала Россия. Более того, военные затраты европейских государств многие десятилетия были крайне малы, что весьма способствовало росту гражданских конкурирующих экономических отраслей. Естественное решение проблемы состоит в следующем. Надо лишить Европу энергетических ресурсов России, включить механизмы самоуничтожения европейского благополучия и хорошо бы натравить Европу на Россию. Известный способ убить двух зайцев одним выстрелом. Два элементарных действия: уничтожить газопровод России в Европу, а что не удастся уничтожить, взять под контроль и развязать войну, опираясь на фантомные боли европейцев от их поражений в исторических военных компаниях против России и естественную любовь россиян к своим страдающим за рубежом соотечественникам.
Время от времени страны Европы объединяются и идут воевать с Россией. Вероятно, цель этих кампаний связана с желанием поживиться большими ресурсами России или созревшим отчаянным желанием отомстить за прошлые поражения. Возможно, непоследнюю роль в этом играет иная, не европейская религиозная ориентация России. Возможно, есть и другие, скрытые от нас поводы, может даже мистические. Раздувая русофобию, европейцы обосновывают это заботой о своей безопасности, никак не конкретизируя опасения. Впрочем, это не столь важно. Перманентную ненависть европейцев к России-матушке следует воспринимать как данность, и поделать с этим ничего нельзя, даже несмотря на то, что отечественная элита практически во все времена преклонялась перед европейцами и всячески старалась походить на них. Европейцы всегда мечтали уничтожить Россию, или как сейчас говорят: «...нанести ей стратегическое поражение».
Хорошо известно, что наличие общего врага является мощнейшим мотивирующим фактором объединения разрозненного сообщества. Пока есть общий враг, все внутренние неудовольствия откладываются в долгий ящик. Общая победа над врагом сулит большой профит всем участникам военной кампании. Все они воодушевлены предстоящим грабежом пока еще не поверженного противника и даже не задумываются о возможности поражения.
Однако другой вариант все же есть. Может случиться и так, что победить не удастся, это неоднократно уже случалось ранее в истории. И тогда наступит кошмар. Обязательно бросятся искать виновного, чтобы «стравить» накопившуюся обиду. Дуться и стыдить «дядю за океаном» бессмысленно. Он свои задачи решил, теперь у него на очереди Китай и Индия. А здесь победу будет праздновать «мужик-лапотник». Как пережить такой позор? Кроме это, живая масса «понаехавших» в Европу африканцев тоже постарается ухватить свое.
Даже в лучшем варианте если после завершения конфликта Россия не станет заниматься «воспитанием» европейцев, обрести спокойствие им не удастся. Претензии друг к другу европейских стран столь многообразны и непростительны в самых разных направлениях, что избежать междоусобицы не удастся. А европейское «самовоспитание» соседей будет многократно страшнее русского.
Именно этот сценарий как жуткий сон пока еще только начал проникать в подсознание европейцев. Пока этот страх в явном виде не проявляется, но на «подкорочке» в «глубинном европейском» сознании уже начинают ощущать предстоящий ужас междоусобных, чудовищно жестоких войн, медленно приходит осознание сколь трудно будет избежать столь драматичного развития событий.
Россия располагает арсеналом ядерного оружия, которое, строго говоря, предназначено для того, чтобы гарантировать невозможность ее поражения в любой серьезной войне. Современный конфликт на Украине пока нельзя рассматривать как войну, угрожающую государству. Но продолжающаяся эскалация постепенно приближает масштаб боевых действий к тому состоянию, когда применение ядерного оружия станет неизбежным. Дождемся ли мы этого предсказать сложно. Пока сохраняется надежда, что ядерное оружие стратегического калибра применяться не будет
Две ядерных бомбы, полностью разрушавшие японские города Хиросиму и Нагасаки, имели относительно небольшую для ядерного оружия мощность, менее 20 килотонн. Как уверяют американцы, их применение остановило войну. Хотя и без этой бомбардировки Япония уже готова была капитулировать. Однако факт, что ядерная бомбардировка остановила войну, в истории все же фиксируется.
Уничтожение двух городов с большим числом жертв должно бы послужить наглядным примером трагичности перехода украинского конфликта в ядерную фазу, но, к сожалению, пока этого не происходит. Косвенно это указывает на проявление истинного Европейское «единства».
Ядерные страны европейского союза рассчитывают на то, что их статус гарантирует иммунитет относительно применения против них ядерного оружия. Они полагают, что если ядерный удар тактического оружия и состоится, то в первую очередь он будет направлен на поражение логистических цепочек поставки западного оружия в зону конфликта. А это страны восточной Европы, а ими, естественно, можно пожертвовать, чтобы в последствии обрушить «праведный гнев» мирового сообщества на «варварскую» Россию. На этой основе удастся укрепить и Европейское единство, опять же против России. Начать активную подготовку к новой войне даже без американцев.
Для Америки применение Россией ядерного оружия против какой-либо из стран, не имеющей в своем распоряжении ядерного оружия, весьма желательно. Это будет приравнено к нападению на безоружного. Конечно, никакой пятый пункт работать не будет. В этом случае война, без сомнения, закончится. Но такое развитие, с большой вероятностью, возродит новую гонку вооружений и новую «холодную войну».
Вот такие пироги.