Найти тему

Гробница диадоха Алкеты

Алкета был знатным македонским военачальником и приходился братом диадоху Пердикке. Во время походов Александра Македонского в подчинении у Алкеты находился таксис македонской фаланги, состоящий из орестийцев и линкестийцев. Об уважительном отношении Александра к Алкете свидетельствует тот факт, что согласно Плутарху царь писал ему письма по личным вопросам, не связанным с выполнением военных приказов. После смерти царя в Вавилоне Алкета при разделе сатрапий возникшей империи получил в управление Писидию. Войсковое собрание македонян после убийства Пердикки в Египте приговорило Алкету к смерти, и он был разбит в сражении армией Антигона Одноглазого. Сам военачальник бежал в Термесс, где в 319 году до новой эры после очередного проигранного сражения покончил жизнь самоубийством, чтобы не попасть в плен неприятелю. Гробница Алкеты частично сохранилась на территории современной Турции и является археологической достопримечательностью.

По свидетельству Дройзена: «Писидийцы, численностью в шесть тысяч, выдающейся отваги, велели Алкете мужаться, обещая, что они никоим образом не отступятся от него, потому что они хорошо относились к нему по следующим причинам. Алкета, не имея сторонников в Азии после смерти Пердикки, решил проявить доброту к писидийцам, думая, что он будет в безопасности, как союзник людей, которые слыли воинственными. По этой причине он чествовал их чрезвычайно выше союзников и позволял им грабеж вражеских земель, выделяя им половину добычи. Используя самые дружественные речи в разговоре с ними, каждый день, приглашая самых выдающихся из них к своему столу на пирах, и наконец, чествуя многих из них подарками, он приобрел среди них преданных союзников. Алкета возлагал надежды на них, и они не разочаровали его надежд. Ибо когда Антигон расположился станом у Термесса со всем своим войском, собравшись в партию в оппозиции к своим родителям, постановили встретить всякую опасность и обеспечить безопасность Алкеты (кроме слонов в войске Антигона было более 40 000 пехотинцев и свыше 7000 всадников – мое примечание).

Когда старики увидели, что Алкета остался в одиночестве, выбрали самых надежных из рабов и тех граждан в расцвете сил, которые не служили в его пользу, они предприняли попытку, в то время когда молодежь была далеко. Они не шумели, правда, взять Алкету живым не смогли, потому что он первым наложил на себя руки, чтобы не попасть во власть своих врагов. Но его тело, положив на носилки и покрыв грубым плащом, они вынесли через ворота и доставили Антигону, не привлекая внимания стрелков. Они не смогли избежать недовольства молодежи, ибо как только те вернулись с боя и услышали, что случилось, они впали в ярость на свою родню по причине их собственной чрезвычайной преданности Алкете. Сначала они завладели частью города и постановили предать огню постройки, а затем уйти из города, однако позже они изменили свои намерения и воздержались от поджога города. Что касается Антигона, он взял тело Алкеты и жестоко обращался с ним в течение трех дней. Когда труп стал разлагаться, он бросил его без погребения и ушел из Писидии. Но молодежь Термесса, сохраняя свое доброе расположение к жертве, собрали тело и устроили в его честь великолепные похороны».

Гробница Алкеты находится в западном некрополе Термессы на самой высокой точке склона горы и представляет искусственно расширенное углубление под высокой навесной скалой, своего рода – грот. Внутри скалы высечены в камне разные предметы в виде мебели. Существует предположение, что в древности гробница была закрыта полностью или частично. Закрытая зона могла служить погребальной камерой для хранения останков Алкеты и драгоценных подношений.

Усыпальницу принято связывать с именем Алкеты, хотя отсутствуют эпиграфические и археологические данные, подтверждающие данную атрибуцию. Основным свидетельством о принадлежности гробницы к захоронению македонского военачальника высокого ранга является сообщение летописца Диодора Сицилийского, согласно которому молодежь Термессы: «устроила в его честь великолепные похороны». Но стилистические и иконографические особенности мавзолея сближают памятник именно с искусством греко-македонского круга, поэтому, по мнению ученых, предположение о принадлежности гробницы Алкете кажется правомерным.

-2