Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Что такое ротор? Проба крыла. Первый отрыв.

Андрей Зуев Только что закончились занятия в нашем дельтаклубе. Мы разбирали основы метеорологии, а именно обтекание воздушным потоком склона горы. И  на схеме, наш инструктор показывал восходящие потоки перед горой и нисходящие за горой. А так же возникающий на контр склоне ротор. После окончания непродолжительных занятий, мы, начинающие дельтапланеристы, всей группой пошли к себе в поселок. Мы шли и не знали, что занятия еще не закончились, а впереди ещё предстояла практика. Занятия проходили в заводском клубе, и нам идти предстояло в посёлок, который лежал внизу под горой. Перед спуском по неширокой пешеходной дорожке, мы остановились у самого края площадки, дальше был обрыв. Не пропасть, но если туда шагнуть, кувыркаться далеко придется. А, что бы не шагали, руководство завода поставило бетонный парапет.  Он был как раз нам по пояс.  Мы подошли к парапету и посмотрели вниз.  Ветер дул снизу довольно приличный, метров 8 в секунду. Можно было бы попарить.Конечно, если бы удалось от
Оглавление

Андрей Зуев

Что такое ротор?

Только что закончились занятия в нашем дельтаклубе. Мы разбирали основы метеорологии, а именно обтекание воздушным потоком склона горы. И  на схеме, наш инструктор показывал восходящие потоки перед горой и нисходящие за горой. А так же возникающий на контр склоне ротор. После окончания непродолжительных занятий, мы, начинающие дельтапланеристы, всей группой пошли к себе в поселок. Мы шли и не знали, что занятия еще не закончились, а впереди ещё предстояла практика.

Занятия проходили в заводском клубе, и нам идти предстояло в посёлок, который лежал внизу под горой. Перед спуском по неширокой пешеходной дорожке, мы остановились у самого края площадки, дальше был обрыв. Не пропасть, но если туда шагнуть, кувыркаться далеко придется. А, что бы не шагали, руководство завода поставило бетонный парапет.  Он был как раз нам по пояс.  Мы подошли к парапету и посмотрели вниз.  Ветер дул снизу довольно приличный, метров 8 в секунду. Можно было бы попарить.Конечно, если бы удалось отсюда взлететь. Так мы стояли и рассуждали, всё-таки почти пилоты! Потом мы обратили внимание, что Сергей отошёл от нас в сторону и что-то там копошиться. А, понятно. Решил отлить немного. Скромняга, немного отвернул в сторону и открыл свой кран. Он, видимо, давно терпел. Потому, что ветер, перевалив через парапет, закручивался в «ротор» и снизу подхватывая Серегину струю, бросал брызги в его лицо. Серега не мог остановиться и только рукавом утирался, отворачивая лицо в сторону. Несколько секунд мы смотрели на это действо в оцепенении, а затем нас прорвало. Хохот стоял оглушительный, мало кто устоял на ногах, многие, держась за животы, присели на корточки  и в конвульсиях бились на асфальте. Наконец-то Сергей сообразил развернуться по ветру и засеменил подальше от парапета. Продолжая поливать асфальт. Кто-то сквозь хохот крикнул Сергею:

- Это ротор! Серега, это ротор!

Вот так мы и получили практические занятия по метеорологии. Еще долго, спускаясь по извилистой дорожке, мы останавливались и, вспомнив забавный эпизод, снова хохотали над незадачливым Серегой.

Фото из Яндекса
Фото из Яндекса

Проба крыла

Подходит однажды на работе ко мне Серега и, ткнув для приличия меня в бок, (здорово, то есть), и говорит:

- К нам на фабрику прислали нового хирурга. Так вот, он в фойе объяву повесил. Кто хочет летать на дельтаплане, пусть приходят в клуб на встречу. Давай сходим?

- Я че, с печки упал? На кой мне это надо?

- Да давай сходим, чё слабо стало?

- Да хрен с тобой, пойдем.

Приходим, стал быть, мы в клуб, а там уже человек двадцать молодежи тусуются. Дым столбом, гвалт такой, что известка со стен сыпется. Но когда открылась дверь и вошел молодой парнишка, явно моложе меня, но видать, что не работяга вроде нас. И что-то в нем было такое, что шум моментально стих. Он поднялся на сцену и сел за стол. Мы тоже уселись на деревянные кресла зрительного зала.

- Меня звать Александр Петрович. Я ваш новый хирург и в свободное от работы время я летаю на дельтаплане. Правда, у меня нет своего дельтаплана, я в городе занимался в клубе «Полет» и там летал. А здесь, я говорил с вашим директором, и меня поддержал ваш парторг, я хочу организовать секцию и научить желающих летать. Директор пообещал купить дельтаплан «Славутич» - УТ.

 Он еще некоторое время рассказывал о полетах и показывал фотографии. Потом сказал, что те, кто хочет летать на дельтаплане, пускай завтра подходят к подвалу дома, что рядом с гастрономом. Мы, мол, очистим подвал, и там будет наш клуб.

Назавтра мне делать в принципе было нечего, взял и пошел. Серега не пришел, гад. А и пришло то всего десять человек. А когда мы открыли дверь подвала и увидели черную и вонючую жижу, вместо пола, осталось только пять человек. Александр Петрович долго нам рисовал картины прекрасного будущего, как мы будем хорошо тут заниматься спортом, потом на личном примере показал, что «глаза боятся, а руки делают». Мы весь выходной провели в нашем подвале. И очистили его в конце то концов. Через неделю приехал А.П. и привез дельтаплан. Мы сходили на соседнюю сопку и Саша (мы его уже так называли) показал нам, как собирается дельтаплан, и пролетел на нем, правда только метров десять. Кое-кто с разочарованием понял, что за козами с этим аппаратом не погоняешься, и стрелять не получится. Мы еще человека потеряли. А во мне какой то червяк, а может муха, какая проснулась и заскреблась – хочу! Дельтаплан в нашем подвале оставлять еще было нельзя, двери не запирались и его запросто сперли бы дачники. Они уже ходили вокруг и крякали от вожделения, трубки мол, для парника хороши. Поэтому решили ко мне в гараж положить пока. Там у меня стоял новенький ИЖ - Планета Спорт. И места было навалом. На завтра Саша был сильно занят, и с нами заниматься, он не мог. Был свободный выходной, можно было и на рыбалочку смотаться или на дачу, в грядках поковыряться. Ан нет, червячок тот или уже муха, какая, скреблись и шептали:

-Дельтаплан в гараже, пойди, возьми и попробуй!!!!

Пошел в гараж. Лежит. Прикинулся, какой то штуковиной, с мешком в придачу. А ведь я то видел, как его Саша собирал! Может только попробовать его собрать? Нет, не дай Бог, не лететь, конечно, а только попробовать, а? Стою в воротах, репу чешу. Подходит ко мне сосед по гаражу и как посланник Змея Искусителя, говорит:

- Поехали на моем москвиче, я место знаю недалеко, там не круто, можешь попробовать.

Поперлись. Черт подбил меня, что ли? Приехали. Поле с небольшим уклоном, поросшее невысокой травой. Выгрузил дельтаплан, стал его собирать, да совсем запутался в тросах, латах, трубках. Часа три мы с соседом пыхтели, но что-то собрали. Поставил я его на трапецию и говорю соседу, я, мол, и подвеску одевать не буду, что бы не взлететь случайно. Так посмотрю, как он держится в воздухе. А по склону дул слабый теплый ветерок, он трепыхал дельтаплан и как бы приглашал – вперед. Поднял я его, за трапецию и слегка приподнял его нос. И он ожил у меня в руках. Стал легким, легким. Я сделал шаг вперед, второй, он стал еще легче, его уже можно было почти не держать. Я слегка побежал и он полетел! Я, руками перебирая по трапеции, спустился до нижней трубки, дельтаплан летел над моей головой. Я бежал все быстрее и быстрее, уже не поддерживая дельтаплан, а почти вися на трубке. Он меня поднимал! Но надо было остановиться, и я притормозил. Потянул за нижнюю перекладину и дельтаплан резко клюнул носом и врезался в землю. Своим носом я врезался с размаху в перекладину на трапеции. Эта перекладина как впоследствии оказалось, совсем не нужна. Ее на других аппаратах уже не ставили, а вот мне повезло. Грохнулся носом и, отлетев, взад плюхнулся мягким местом на твердую матушку землю. Сижу под крылом и в глазах темно. Щупаю лицо, где был недавно нос, а там каша, какая то. И кровищи! Как с поросенка! Подбежал сосед, поохал, да к машине сбегал, принес ваты, да бинт. Заткнул фонтан и стал дельтаплан собирать. Потом, когда уже домой поехали, я соседу строго настрого велел никому не говорить, что я пострадал посредством дельтаплана. А то закроют наш клуб к черту. Говори, что я в гараже в подвал упал. Я даже к врачу не пошел, это же был бы наш Саша, а как бы я ему в глаза смотрел? Вот так я первый раз разбился, не оторвав и ног от земли. И все-таки я потом летал!

Первый отрыв

За границей, уже давно летали на дельтапланах, а в Советском Союзе только-только начались полеты. И учиться приходилось на таком дерьме…как «Славутич»-УТ. Он абсолютно не желал летать, нет, конечно, он при старте с вершины горы и с намерением приземлиться тут же у подножия, он летел и даже мог слегка поворачивать в стороны. Но если пилот имеет жажду полета и вознамерится протянуть подальше или подняться повыше, этот аппарат теряет скорость и сваливается в штопор или неуправляемое пикирование. Ввиду малой высоты, штопор даже не получается. Так, полукольцо. Правая или левая консоль кренится к земле, нос опускается и дельтаплан грохается на землю – матушку. Ломается поперечная труба, трубка трапеции, но пилот чаще всего остается невредим. Сказывается маленькая скорость и небольшая высота.

       Наш пилот-инструктор, показал, как правильно собирать дельтаплан, как надевать подвеску, пристегивать карабин к центральному узлу и научил, как надо разбегаться, если ветра маловато. На этом, он посчитал миссию законченной. Но он нас зажег! Да так зажег, что для нас, членов дельтапланерного клуба «Орловского ГОКа», перестали существовать дачи, рыбалки, грибы-ягоды. Как выходной - по мотоциклам и в степь, на сопки. А сопки в Забайкалье и так не великие, а в округе Орловска и вовсе маленькие. Метров 50 в высоту, но для учебы, в самый раз. У подножия сопки собираем дельтаплан. При помощи соломинки выясняем, кто же первый полетит в этот день. И если мне улыбается удача, я подныриваю под трапецию и начинаю подъем аппарата в гору. Когда дует небольшой ветерок, поднимать дельтаплан не очень и сложно, ветер сам помогает пилоту. Тащишь его всегда носом к ветру и если его носовой узел приподнять, тут надо только удерживать аппарат, он сам в гору поднимется. А вот когда ветра нет, тут придется попыхтеть. А уж, взлететь в безветрие…. Для этого, надо иметь, конечно, крепкие нервы и главное уверенность, что ты все же полетишь. Представьте, стоишь на склоне горы, в шаге впереди, земля круто опускается вниз и спуститься нормальному человеку с горы, можно только осторожно ступая и хватаясь за низкорослый кустарник. Когда поддувает хоть слабенький ветерок, ты чувствуешь, как аппарат оживает в руках и наполняется воздухом его лавсановое покрытие. А в безветрие, висит на твоих плечах и нет уверенности, что эта штука вообще летает. А надо бросаться вниз по склону, отчаянно, со всей силой и не дай Бог притормозить! Последствия будут ужасные. А когда ринешься вниз, «сломя голову», совершая длинные прыжки и молясь, про себя, дабы не споткнуться, ты чувствуешь уже через несколько секунд, как ремни подвески натянулись, и наконец-то дельтаплан отрывает тебя от земли. И ты, отдав трапецию «от себя», уже летишь. Полет получается очень короткий и часто приземление тоже совершается с попутным ветром и конечно встать на ноги, как это обычно происходит, не получается, скорость слишком велика. Приходится садиться по «самолетному», на «пузо» в буквальном смысле, либо, поджав ноги тормозить креслом подвески. Так, как мы все были еще неопытные мы и при нормальных условиях часто садились на «пятую точку». Я когда заметил, что кресло подвески все исполосовано и расцарапано, а кое-где уже порвалось, взял и нашил на это место голенище от батиных яловых сапог. Такая броня хорошо помогала.

       А я продолжаю рассказ, как я осуществлял свои первые полеты. Если Вы уже прочитали мой рассказ «Проба крыла», то я поясняю, что мой нос, разбитый при неграмотной попытке взлететь без инструктора, еще только начал заживать. И я, имея такой печальный опыт, старался делать всё аккуратно. Полет длился менее минуты. Мы тщательно контролировали время полета с секундомером. И гордились тем, что за время наших тренировочных полетов, общий налет получался более пяти минут. Позже, когда я уже часами летал, мне смешно было смотреть на записи в летной книжке. Полет 40 секунд. Но это был ПОЛЁТ!

Первый отрыв (Андрей Зуев) / Проза.ру

Предыдущая часть:

Продолжение:

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Андрей Зуев | Литературный салон "Авиатор" | Дзен